Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3

Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных

 потребностей в сфере  личности и его профессионального

 самоопределения………………………………………………………………..11 

1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11

1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15

1.3. Формирование профессионального  самоопределения в зависимости  от

 мотивационных потребностей…………………………………………………28

Выводы по главе I

Глава 2. Эмпирическое исследование   взаимосвязи мотивационных

 потребностей в сфере  личности и его профессионального

 самоопределения……………………………………………………………….35

2.1.Организация методов  исследования……………………………………….35

2.2.Результаты и выводы  эмпирического исследования…………………….43

2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении

 консультирования по  проблеме  профессионального самоопределения….47

Выводы по главе

Заключение………………………………………………………………………54

Список литературы………………………………………………………..……56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Одной из основных задач сегодняшнего дня, в условиях социально-экономической нестабильности в стране, является подготовка школьников к выбору профессии. В связи с происходящими социально-экономическими изменениям в обществе, формированием рыночных отношений в сфере труда, появлением новых взглядов на приоритетность и престижность тех или иных профессиональных сфер немалая часть школьников нуждается в советах, консультациях старших и специалистов. Но особенно в этом нуждается подросток.

Повышенная впечатлительность подростка, легкая увлекаемость романтикой, устремленность к новизне, желание реализовать свои мечты – наиболее ярко проявляются в этом возрасте. И, несомненно, старший подросток не остается в стороне от тех глобальных перемен, которые претерпевает наше общество, что находит отражение при выборе профессии и аргументации такого решения.

Важнейшим принципом выбора профессии для старшего подростка является потребность в самоутверждении себя как личности, стремление занять позицию «взрослого» человека в общественном социуме, объективность оценки своих сил, способностей к реализации реальных возможностей наряду с потребностями и необходимостью данной профессии сегодня в обществе л Выход старшего подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, отражается в поиске проб и ошибок, в попытке найти свое место в жизни. Пока процесс поиска «себя» находится в начальной стадии, необходимо оказать взрослеющей личности действенную помощь в выборе будущей профессии.

Старший подростковый возраст считается тем периодом, когда интенсивно расширяются интересы личности, форматируются склонности и мотивы. Как отмечают Г. Г. Агапова,

Н. К.Елаев, И.С.Кон, В. А.Крутецкий, Н.С.Лукин, В.А.Поляков, И.Э.Савко, С.Н.Чистякова, круг интересов подростков в целом очень широк. На протяжении нескольких лет они могут меняться по содержанию, устойчивости, широте, что свидетельствует, по мнению исследователей, об активном поиске стержневого интереса и попытке сознательно мотивировать выбор профессии.

В научной литературе обобщен разносторонний опыт работы по подготовке школьников к выбору профессии. Этим вопросам посвящены монографии, диссертационные исследования и другие публикации Е.Ф. Афанасьева, А.Г. Бас. E.H. Вольского, Г.И. Галките, А.Е. Голомштока, Н. Ф.Гейжан, М.И. Губановой, A.C. Караман, В.В. Кревнич, Н.Э. Касаткиной, A.M.Кухарчук, П.Т. Магзумова, Ф.К. Мухаметзянова, Ю.Г. Молокова, З.Н. Носирова, Е.А. Прохоровой, Е.В.Филатовой, H.H. Чистякова»

В этих исследованиях раскрыты теоретические основы и положения профессиональной ориентации школьников, ее формы и методы, вопросы профессиональной направленности, мотивации выбора профессии, вопросы профессионального самоопределения, даны конкретные рекомендации по подготовке учащихся к выбору профессионального будущего.

Одним из условий успешного определения жизненного пути является изучение и формирование мотивов выбора профессии учащихся. Исследователи данной проблемы считают, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования мотивации выбора профессии. Выбор профессии существенно определяется тем, что личность вкладывает в основу мотивации выбора профессии.

Мотив определяет и характеризует отношение личности к труду вообще, а также и отношение к определенной профессиональной деятельности. Знание мотивации и способов управления ею актуально при решении проблемы развития личности школьника, его психологической подготовке к практической жизни. Мотив – это то, что стимулирует личность, вынуждает ее идти к цели, к которой она стремится. В основе мотивов лежат потребности, чувства, убеждения личности и отражается отношение личности к действительности. Знание мотивов позволяет выявить основные 11 механизмы» поведения человека и условия их формирования, что помогает понять ошибки, допускаемые личностью при выборе профессии.

Исследованию роли мотивов как важнейших побудителей активной деятельности личности уделяли внимание ряд исследователей: О.Альтуинджи, Л.И. Божович, В.И, Жуковская, В.-Р.П. Ленгвинас, В.Г.Леонтьев., В. С. Мерлин, И. Мольцман, И.С. Неймарк, Е.М. Павлютенков, Г.В. Сорокоумова, Т.В. Фомичева, П.А. Шавир, С.В. Янкявичюс , В.В. Ярошенко. Мотивы выбора профессии рассматривались в связи с особенностями формирования профессиональной направленности, профессионального самоопределения, интересов и потребностей личности. Проблема подготовки школьников к сознательному выбору жизненного пути и формированию мотивов выбора профессии изучалась применительно к решению трудового обучения и воспитания; ориентации учащихся, в связи с потребностями общества, на рабочие профессии; с учетом психологических аспектов профориентации, где основное направление исследований было либо практически не связано с мотивами как объектом или: предметом детального рассмотрения, либо имело широкую предметную направленность, без особого акцента на личность старшего подростка.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики показывает, что ряд аспектов этой проблемы нуждается в более глубоком научном исследовании:

– недостаточно, на наш взгляд, изучен вопрос о структуре и содержании мотивов выбора профессии старших подростков, обусловленных нынешней эпохой социально-экономических перемен;

– динамика этого процесса,

– педагогические условия, которые должны быть созданы, чтобы сформировать систему мотивов выбора профессии у старших подростков в условиях инновационной школы, с учетом профильности обучения и возникновением новых взглядов в обществе на выбор профессии. Как в конкретно новых социально-экономических условиях, по определению А.В.Мудрика [106], – «новых социальных реалиях» общества происходят изменения в мотивационной сфере профессионального выбора у старшего подростка, обучающегося в условиях инновационной школы типа гимназии. В эпоху глобальных социально-экономических перемен, дифференциации всех структур, многообразия и усложнения социального и культурного развития общества дальнейшее решение задач повышения научного уровня подготовки подрастающего поколения к выбору профессии вступает в определенные противоречия с жизненным уровнем ее решения в практической деятельности. Своего разрешения требует ряд противоречий:

– между объективным содержанием профессиональной деятельности и того личностного смысла, который вкладывает сегодня старший подросток в мотивацию выбора профессии. Многие подростки по-прежнему испытывают затруднения в выборе профессии, часто этот выбор осуществляется неосознанно, а мотивы выбора профессии непродуманны, неустойчивы, не отвечают объективному содержанию выбранной ими профессии и отражают лишь поверхностное субъективное представление о выборе жизненного пути. Именно субъективная сторона часто определяет выбор профессии и является тем негативом, который необходимо преодолеть при развитии личности. Данная тенденция обуславливается тем, что с возрастом меняются запросы личности, но вместе с тем исчезает ясность в представлении перспективы жизненного пути, и не каждый старший подросток может ответить на вопрос о своей будущей профессии, предпочтении данного вида труда, между социально-экономическими изменениями, происходящими сегодня в обществе и влияющими на профессиональный рынок труда, и возможностью старшего подростка в этих условиях сделать правильный выбор профессии, достаточно объективно мотивировать предпочтительность такого решения без ущерба для себя и общества. Содержание мотивов личности определяется объективными условиями ее жизнедеятельности, прежде всего социальными. С изменением конкретных социальных условий в ходе исторического развития меняются предпосылки для развития тех или иных мотивов, а также конкретное их содержание. Как отмечает М.Х. Титма: «Мотивация несет на себе печать индивидуальности, но основное содержание мотивов определяется характером общественных отношений» [14, с.96], где последние на современном этапе развития общества кардинально изменились.

Палитра социально-экономических преобразований, тотального признания объективной реальности новых представлений осложняет выбор профессии в обстановке нестабильности, ломке приоритетов и идеалов, рождении новых ценностей. На фоне тенденции резкого экономического спада мотивы моральных стимулов к труду все сильнее сменяются на экономические. Рыночные отношения существенно влияют на ту макро- и микросреду, где пребывает старший подросток, где идет формирование его мировоззрения, отражающегося в той или иной мере на мотивации выбора профессии. Именно старшему подростку, как субъекту социального воздействия, в недалеком будущем предстоит занять активную жизненную позицию в обществе. И от того, насколько выбор профессии будет личностно значим и отвечать запросам личности и общества, возможен дальнейший ход интенсивного развития и прогрессивных изменений во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, разрешение данных противоречий и оказание практической помощи старшему подростку в выборе профессии - одна из основных задач современной инновационной школы, которая нуждается в научных рекомендациях по формированию у школьников мотивов выбора профессии в условиях рыночной экономики.

В последние годы мотивы выбора профессии изучались исследователями достаточно интенсивно. Но современные тенденции и перемены в общественной жизни создали объективную потребность дать сравнительную характеристику наличия или отсутствия изменений в мотивации выбора профессии школьников за данный исторический период. Эпоха прошлых лет, отразившая палитру предпочтений личности того времени, безусловно сменилась новыми представлениями о выборе профессии и источниками мотивации последней. Данный аспект проблемы, как и предыдущие, обозначил направление нашего исследования.

Таким образом, актуальность проблемы, научная и практическая значимость, недостаточная ее изученность, обусловленные эпохой глобальных перемен в обществе, определили выбор темы исследования: Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения.

Цель исследования: Выявить особенности мотивационных компонентов личности на  профессиональное самоопределение.

Объект  исследования: Мотивационные потребности и профессиональное самоопределение.

Предмет  исследования: Формирование профессиональной направленности и мотивации старших подростков.

Задачи:

  1. Провести  теоретический  анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Провести теоретическое изучение мотивационных потребностей.
  3. Провести теоретическое изучение профессионального самоопределения.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи мотивационных компонентов потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения.
  5. Разработать рекомендации для педагогов-психологов при проведении консультирования по проблеме  профессионального самоопределения.

Гипотеза исследования: предполагается, что уровень мотивации старшеклассников при выборе профессии недостаточно сформирован. Проведение специально организованной работы по формированию мотивационных факторов старшеклассников в выборе профессии положительно скажется на уровне профессионального самоопределения старшеклассников.

Методы исследования: метод беседы, метод опроса, анкета оптанта,

анкета оценки профессиональной направленности личности, методика «Ценностные ориентации».

Методологическая и теоретическая основа исследования: Концепции Е.Л. Климова, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова; программа  проведения профконсультативной  работы со старшеклассниками Е.М.Борисов, Г.П.Логиновой; влияние мотивационных компонентов на деятельность личности изучал А.Маслоу.

Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения