Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, для школьников наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте – мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе профессии. Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем профессионала просто невозможно.

Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников

Методика

Познавательный интерес

Самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности

Сформированность профессионального плана

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной

5

14

1

4

15

1

4

14

2

“Дифференциально-диагностический опросник” (по Е.А. Климову)

1

16

3

-

13

7

1

14

5


 

В результате проведенной работы было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников, 57% испытуемых показали средний уровень и лишь 13% старшеклассников имеют высокий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников.50% учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и с потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения интересующей сфере деятельности.

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть старшеклассников имеет средний и низкий уровень сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников и нуждается в коррекции.

 

2.2.Результаты и выводы  эмпирического исследования

 

На данном этапе эксперимента мы провели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Для этого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятия были направлены на формирование критериев, определенных в начале экспериментального исследования – познавательного интереса, самооценки склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональную направленность личности и сформированность профессионального плана.

В ходе данного этапа эксперимента были проведены консультации со старшеклассниками.

Тематика психоконсультирования:

Тема: Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Содержание. Понятие о интересе – «хочу знать», склонности «хочу делать». Значение интересов и склонностей в профессиональной деятельности.

Диагностическая работа. Карта интересов.

Развивающая работа. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующий профессиональной сферы.

Тема: Что Я знаю о мире профессий? Классификация профессий.

Содержание. Что такое профессия? Классификация профессий по профессиональным сферам деятельности.

Развивающая работа. Игра «Аукцион» (работа в группах).

Тема: Мои личные и профессиональные планы.

Содержание. Понятие личный профессиональный план как образ, мысленного представления будущего.

Развивающая работа. Схема построения профессионального будущего.

Основной цель психоконсультирования учащихся является выявление сформированности профессионального плана. Главным критерием сформированности профессионального плана является – не чья либо внешняя оценка готовности к выбору профессии, а состояние удовлетворенности оптанта сделанным выборам, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны.

Критерии сформированного профессионального плана:

Профессиональный план отсутствует, склонности не выражены.

Профессиональный план отсутствует, но склонности выражены.

Профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей.

Профессиональный план рассогласован со склонностями.

Профессиональный план согласован со склонностями.

И, наконец, мы разработали профориентированный лекторий для старшеклассников, направленный на психологическую помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников.

Профинформационный лекторий помогает учащимся увидеть особенности мира профессий. Главная задача которого не сводиться только к ознакомлению учащихся с миром профессий, а состоит в том, чтобы развивать и углублять полученные знания.

Тематика:

Тема: Внутренний мир человека и возможности его познания.

Содержание. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности в оказании помощи в профессиональном самоопределении.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Тема: Какие бывают профессии.

Содержание. Можно ли познать мир профессий? Научные способы квалификации профессий. Квалификация профессий за рубежом.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.

Основная цель курса «Профессиональное самоопределение»:

актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Задачи курса:

    • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
    • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессий.

Результатом коррекционо-развивающей работы являлось умение сопоставлять свой профессиональный план и индивидуальные особенности, которые необходимы для реализации профессионального плана.

Для проверки эффективности эксперимента, было проведено контрольное обследование школьников. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности мотивационных факторов.

Таблица 3.

Показатели уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников на контрольном этапе эксперимента

Уровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников

Количество

наблюдений

%

Низкий

0

0

Средний

7

70

Высокий

3

30


 

Для наглядности показатели уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Уровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников на контрольном этапе

 

Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество учащихся с низким уровнем сформированности мотивационных факторов уменьшилось до 0, на 10% увеличилось количество старшеклассников, имевших средний уровень сформированности мотивационных факторов. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности мотивационных факторов на 10% увеличилось количество старшеклассников, показавших высокий уровень сформированности мотивационных факторов. В целом, это доказывает, что содержание и методы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности мотивационных факторов у старшеклассников.

Таким образом, методы, которые мы применили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников, а мотивационные факторы, которые мы формировали у школьников в ходе эксперимента, помогли многим ученикам определиться в выборе профессии, что говорит об эффективности реализованных нами мероприятий.

 

2.3. Рекомендации для педагогов  – психологов при проведении консультирования по проблеме  профессионального самоопределения

 

Основные правила при подготовке и проведения конкретных занятий и профконсультаций мы также предлагаем в виде кратких советов:

  1. Определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций) и цель – для себя (внутренняя цель).
  2. Подобрать методики и теоретический материал – в соответствие с целью.
  3. Спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом  желательно:
    • в начале – как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);
    • далее – предложить что-то серьезное;
    • ближе к концу – опять больше интриги;
  1. Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»);
  1. Но при этом важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствие с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должны быть выполнены);
  2. Также важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть…);
  3. Подбирать только те методики, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся;
  4. При планировании группового занятия помнить, что часто его естественным  продолжением является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются…
  5. Приемы поддержания дисциплины:
    • высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);
    • особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);
    • ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться и даже ржать, но только стоя»…);
    • если дисциплина не удовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается материал» или предлагается какая-то письменная работа…;
    • использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет..).
  1. Советы по самостоятельному освоению сложных методик:
    • сначала провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);
    • затем – на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);
    • только после этого – на подростках (сначала – на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем – на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения)…;
    • лучше в начале использования сложной методики – составить краткую «шпаргалочку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно, в работе со школьниками).

Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения