Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа
Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.
Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56
Этот период времени можно рассматривать
как первый этап направленной активности
личности в выборе своего жизненного пути,
своеобразный период «активного поиска
цели»; он может отличаться по времени,
по глубине проникновения в суть явлений
и зависеть от роли общественных институтов,
социального положения индивида и других
факторов, воздействующих на его профессиональное
и в целом социальное становление.
Вторым этапом
в выборе личностью своего места в жизни
является «осознание цели» для себя и
значимости ее для общества. На этой ступени
происходит усвоение субъектом определенных
ценностей, направленных на него со стороны
общества. Степень осознанности может
быть различной: от примитивных форм функционирования
до убеждений.
Третьим этапом
профессионального развития индивида
является реализация им жизненных ценностей.
В это понятие мы включаем как активность
общества, так и активность самого человека.
Формирование активной жизненной позиции
человека – вот одна из главных задач
как в целом социальной, так и профессиональной
ориентации.
Профессиональное
самоопределение рассматривается,
с одной стороны, как ядро, наиболее значимый
компонент профессионального развития
человека, с другой – как критерий одного
из этапов этого процесса.
Процесс профессионального
самоопределения – длительный процесс,
завершенность его можно констатировать
только тогда, когда у человека сформируется
положительное отношение к себе как к
субъекту профессиональной деятельности.
Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению подростков, необходимо учитывать их возрастные особенности [39, с. 192].
Младшие школьники включаются в предметно-практическую познавательную деятельность, которая реализуется непосредственно в учебном процессе.
Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др.
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью [31, с.189].
Итогом, результатом профессиональной
ориентации является наличие у подростков
сформированного самоопределения, поэтому
управление профориентацией может осуществляться
только через процесс развития профессионального
самоопределения личности. Весь этот
Перед молодым
человеком лежит множество путей достижения
цели профессионального самоопределения.
Но на определенном этапе она еще не конкретизирована,
скорее не установлена для него, но потенциально
существует и опирается на накопленный
человеческий опыт. Этот период времени
можно рассматривать как первый этап направленной
активности личности в выборе своего жизненного
пути, своеобразный период «активного
поиска цели»; он может отличаться по времени,
по глубине проникновения в суть явлений
и зависеть от роли общественных институтов,
социального положения индивида и других
факторов, воздействующих на его профессиональное
и в целом социальное становление.
Вторым этапом
в выборе личностью своего места в жизни
является «осознание цели» для себя и
значимости ее для общества. На этой ступени
происходит усвоение субъектом определенных
ценностей, направленных на него со стороны
общества. Степень осознанности может
быть различной: от примитивных форм функционирования
до убеждений.
Третьим этапом
профессионального развития индивида
является реализация им жизненных ценностей.
В это понятие мы включаем как активность
общества, так и активность самого человека.
Формирование активной жизненной позиции
человека – вот одна из главных задач
как в целом социальной, так и профессиональной
ориентации.
Профессиональное
самоопределение в психологии рассматривается,
с одной стороны, как ядро, наиболее значимый
компонент профессионального развития
человека, с другой – как критерий
одного из этапов этого процесса [6, с.406].
Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.
В определении видов деятельности,
призванных способствовать профессиональному
самоопределению подростков, необходимо
учитывать их возрастные особенности.
Старшие подростки включаются в предметно-практическую
познавательную деятельность, которая
реализуется
В этом возрасте особенно остро проявляются некоторые свойства характера. Тем не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности [22, с. 189].
Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов и планов юноши находится проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. По существу, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого «замысла», плана жизни.
Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и, прежде всего профессиональное.
Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климовспециально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации охватывает период от 11 – 12 до 14–18 лет [23, c. 257].
Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом этапе в возрасте 12–13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, являются преимущественно познавательными [16, с. 25].
На втором этапе в 14–15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе – этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная [16, с. 26].
Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю историю, стану – ка я историком!»), далее с точки (зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным, стану врачом»). Четвертый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии – включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности [48, с. 27].
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Подростку, молодому человеку важно освоить практику личностного самоопределения, поддержать формирование собственных взглядов и позиций, связанных с отставанием прав и свобод личности, в том числе важнейшего права на образование и работу по избранному профилю, специальности. Осуществляя дополнительное образование как практически управляемую часть внеучебной деятельности учащихся, внешкольные учреждения в содружестве с общеобразовательными школами обеспечивают их включение в деятельность объединений, стимулируя социально-профессиональное самоопределение обучающихся через ее содержание, позволяющее ознакомиться и овладеть современными технологиями и культурными образцами, чтобы усилить стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.
Педагоги детских объединений
организуют и координируют
Одной из основных сложностей профориентационной работы является ее многоэтапность и необходимость соблюдения целого ряда принципов психологической профконсультации, а именно:
1. Принцип активности субъекта в выборе профессии. Это положение указывает на активность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи в информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о выборе профессии, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выбирать основные пути освоения профессии.
2. Принцип комплексного подхода
к субъекту в выборе профессии.
Согласно этому принципу
3. Принцип добровольного участия
в обследовании. Недопустимо в
этом смысле любое принуждение
к тестированию и
4. Принцип индивидуального
5. Принцип конфиденциальности
6. Принцип персональной
Департаментом образования г. Салехарда изучалась динамика занятости детей и подростков в сфере дополнительного образования. В 2009-2010 учебном году – 68,4% детей и подростков было занято в детских объединениях. Диапазон направлений учебных и образовательных программ в системе дополнительного образования широк. В 2010-2011 учебном году уже 69,5% детей и подростков занимались в детских объединениях различной направленности: