Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

         Этот период времени можно рассматривать как первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.  
         Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.  
         Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.  
        Профессиональное самоопределение  рассматривается, с одной стороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса.  
        Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению  подростков, необходимо учитывать их возрастные особенности [39, с. 192].

Младшие школьники включаются в предметно-практическую познавательную деятельность, которая реализуется непосредственно в учебном процессе.

Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др.

В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью [31, с.189].

Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие у подростков сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности. Весь этот                              процесс можно разделить на несколько этапов [62, с.128]. 
        Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения.  Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.  
        Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.  
        Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.  
        Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с одной стороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как  критерий одного из этапов этого процесса [6, с.406].

Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению подростков, необходимо                     учитывать их возрастные особенности. Старшие подростки включаются в предметно-практическую познавательную деятельность, которая реализуется                     непосредственно в учебном процессе [57,с.26].

В этом возрасте особенно остро  проявляются некоторые свойства характера. Тем  не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения. Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста не являются всеобщим свойством юности [22, с. 189].

Кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми, например, являются познавательные интересы, эстетические и пр. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности, в центре внимания интересов и планов юноши находится проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. По существу, речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого «замысла», плана жизни.

Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и, прежде всего профессиональное.

Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климовспециально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации охватывает период от 11 – 12 до 14–18 лет [23, c. 257].

Основой  для   адекватного   профессионального   выбора  является формирование познавательных интересов  и профессиональной  направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить   4   этапа   в   процессе   их  становления.   На   первом   этапе в возрасте 12–13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических  особенностей,  являются   преимущественно   познавательными [16, с. 25].

На втором этапе в 14–15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе – этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная [16, с. 26].

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю историю, стану – ка я историком!»), далее с точки (зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я   хочу  помогать  больным,   стану врачом»).   Четвертый   этап   – практическое принятие решения,  собственно выбор профессии – включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности [48, с. 27].

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентации, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Подростку, молодому человеку важно освоить практику личностного самоопределения, поддержать формирование собственных взглядов и позиций, связанных с отставанием прав и свобод личности, в том числе важнейшего права на образование и работу по избранному профилю, специальности. Осуществляя дополнительное образование как практически управляемую часть внеучебной деятельности учащихся, внешкольные учреждения в содружестве с общеобразовательными школами обеспечивают их включение в деятельность объединений, стимулируя социально-профессиональное самоопределение обучающихся через ее содержание, позволяющее ознакомиться и овладеть современными технологиями и культурными образцами, чтобы усилить стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

 Педагоги детских объединений  организуют и координируют необходимые  просветительские (экскурсии, встречи, беседы), развивающие (конкурсы, индивидуальные  поручения), творческие (создание творческой  продукции),  виды  деятельности,       способствующие  социальному   и   профессиональному  самоопределению    школьников [22, с.304].

Одной из основных сложностей профориентационной работы является ее многоэтапность и необходимость соблюдения целого ряда принципов психологической профконсультации, а именно:

1. Принцип активности субъекта  в выборе профессии. Это положение указывает на активность субъекта, реализующуюся при выполнении им хотя бы двух следующих требований: во-первых, консультируемый должен испытывать потребность в получении помощи в информации от психолога-профконсультанта; во-вторых, он должен самостоятельно принимать решение о выборе профессии, консультант же только помогает ему осознать свои интересы и способности и выбирать основные пути освоения профессии.

2. Принцип комплексного подхода  к субъекту в выборе профессии. Согласно этому принципу должны  исследоваться различные по сложности  психические свойства и их  взаимосвязь. Психодиагностическое  обследование может проводится на нескольких уровнях.

    • Личностно- мотивационном – уровне исследования мотивов, склонностей и интересов, а так же некоторых личностных свойств (экстраверсии- интроверсии, эмоциональных особенностей, коммуникативных способностей);
    • Уровне познавательных способностей, т.е. исследования меры выдержанности различных свойств и видов внимания, памяти, мышления, воображения, представления и др.;
    • Уровне психодинамических свойств, т.е. изучение свойств нервной системы и особенностей темперамента и т.д.

3. Принцип добровольного участия  в обследовании. Недопустимо в  этом смысле любое принуждение  к тестированию и анкетированию  в целях выяснения интересов  и профессиональных намерений  без согласия человека. такое обследование, особенно если оно проводится с большим количеством людей, может привести к получению заведомо ложных результатов, так как в условиях принудительного обследования данные подобного анкетирования различаются с данными, полученными при добровольном обследовании, т.е. могут разрушиться требования к экологической валидности методик.

4. Принцип индивидуального подхода. Следует подходить к каждой  личности индивидуально и в  процессе психодиагностики исходить  из ее интересов и склонностей. Другими словами, в первую очередь  приводится диагностика тех познавательных  способностей и свойств личности, которые необходимы для профессии, интересующей эту личность. Только  в случае незначительного несоответствия  способностей личности и требований  профессии возможен поиск другого  варианта на основе диагностики  основных познавательных способностей. Психолог при этом должен исходить  из интересов консультируемого, не связывая ему своих суждений и оценок, а содействуя осознанию этих интересов и способностей, адекватному выбору профессии в соответствии с профессионально важными качествами.

5. Принцип конфиденциальности диагностической  информации. Он заключается в  персональной ответственности за  сохранение в тайне результатов  психодиагностических обследований, если ознакомление с ними не  требуется для проведения коррекционных  воздействий.

6. Принцип персональной ответственности. В соответствии с ним психолог  несет персональную ответственность  за правильность постановки психологического  диагноза, адекватность используемых  диагностических методов и коррекционных  мероприятий. Знание профессиональных  и этических принципов взаимодействия  школьника и профконсультанта (школьного  психолога, педагога) позволяет в  процессе занятий рассматривать  различные профессии (модели специалиста) и корректировать личностные  и профессиональные планы самоопределения  школьников.

Департаментом образования г. Салехарда изучалась динамика занятости детей и подростков в сфере дополнительного образования. В 2009-2010 учебном году – 68,4% детей и подростков было занято в детских объединениях. Диапазон направлений учебных и образовательных программ в системе дополнительного образования широк. В 2010-2011 учебном году уже 69,5% детей и подростков занимались в детских объединениях различной направленности:

Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения