Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа
Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.
Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56
В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе:
3) Наконец, подлинный диалог,
взаимодействие, сотрудничество с
клиентом. Реально достаточно сложно
организовать такое
В.Франкл также специально рассматривал проблему псевдо-общения в консультационном процессе и писал по этому поводу: «Истинное встреча-общение основывается на самотрансценденции, а не просто на самовыражении. В частности, истинное общение-встреча трансцендирует себя к логосу. Псевдовстреча, с другой стороны, основывается на “диалоге без логоса” (трансцендентный – от лат. transcendents (transcendetis) – выходящий за пределы самого себя)» [42].
Ниже предлагается концептуальная схема организации взаимодействия психолога с клиентом (см. Таблицу 4).
Таблица 4.
Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом.
Основные этапы консультации как активизации оптанта |
Преимущественные задачи выделенных этапов |
Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта |
Подготовительный этап |
Предварительная оценка ситуации консультирования и выдвижение предварительной консультационной гипотезы |
|
Реальная встреча профконсультанта с оптантом (подготовка к взаимодействию) | ||
1 этап |
Общая оценка реальной ситуации консультирования: 1 - помощь оптанту в формулировании проблемы; 2 - оценка условий 3 - оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку |
Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и слушать оптанта, чтобы лучше понять его) |
2 этап |
Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения |
Повышение степени конструктивности (меньше эмоций) |
Начало реального взаимодействия (сотрудничества) | ||
3 этап |
Совместное с оптантом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы |
Доброжелательная конструктивность |
4 этап |
Совместное с оптантом достижение намеченных целей (возможно в течение нескольких консультаций) |
Конструктивная работа (эмоции - только по необходимости) |
5 этап |
Совместное подведение итогов всей работы, ее отдельных направлений или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с оптантом |
Максимальная доброжелательность и эмоциональность (клиент должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма) |
Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий «алгоритм» работы (это все-таки концептуальная схема). Например, с какими-то клиентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обоснованным пониманием своей проблемы) и тогда вся работа будет направлена на решение этих проблем. В другом случае, основные усилия могут быть направлены на уточнение проблем (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить, т.е. для него главным было понять, «увидеть» свою проблему).
Наконец, если так и не удается совместными усилиями определить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то профконсультанту ничего не останется, как продолжать работу с данным клиентом в обычном (не активизирующем) режиме, поскольку хоть какую-то помощь все равно надо оказать человеку.
Выводы по главе II
Организовав и проведя
эмпирическое исследование по
выявлению мотивационной сферы
старших подростков, мы понимаем,
что помимо собственно
В настоящее
время психологи и педагоги
изучают один из аспектов
В данной
работе мы достигли цели
Для оценки профессиональной мотивации подростков мы использовали индивидуальные беседы, изучали с помощью методик интересы, склонности подростков, направленность личности, первичных профессиональных намерений и их динамика; мотивацию выбора, степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований.
Данные нашего исследования доказывают достоверность выдвинутой гипотезы: что игровые занятия и тренинги, направленные на развитие готовности к профессиональному самоопределению способствуют формированию профессиональной мотивации подростков.
Мы считаем, что система коррекционной работы с подростками по формированию профессиональной мотивации способствует развитию их профессионального самоопределения
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.
Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего.
Заключение
На основании анализа литературы по теме исследования были рассмотрены понятие «мотивационные факторы» и основные виды их проявления, теории мотивации.
В настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными.
При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что также необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы.
Были выявлены особенности выбора профессии старшеклассников. У старшеклассников был выявлен высокий уровень сформированности мотивационных факторов, отсутствие познавательного интереса к выбору профессии.
Определена сущность и специфика профессионального самоопределения старшеклассников. Среди девочек наиболее предпочитаемыми являются профессии системы «человек–человек», на втором месте у девочек профессии системы «человек–художественный образ». Наименее привлекательными для девочек, и наиболее – для мальчиков являются профессии системы «человек-техника». На втором месте у мальчиков профессии «человек–знаковая система». Наименее привлекательными для мальчиков казались профессии типа «человек-природа».
Подобрана и апробирована методика формирования мотивационных факторов старшеклассников при выборе профессии.
Была выявлена динамика мотивации старшеклассников при выборе профессии путем проведения контрольного эксперимента и анализ результатов исследования. После проведения коррекционно-развивающих занятий у старшеклассников увеличилась познавательная активность. Для старшеклассников более значимыми стали такие ценности как аккуратность и самоконтроль. Было выявлено значимое различие в уровне притязаний. На наш взгляд это говорит о формировании адекватного уровня притязаний. Старшеклассники осознают свои реальные возможности и выбирают задачи согласно им.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы