Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

В целом можно выделить следующие основные варианты организации взаимоотношений психолога с клиентом в консультационном процессе:

  1. Диагностико-рекомендательная консультация, основанная на предварительной профдиагностике клиента и последующей «выдаче» ему рекомендации о «пригодности» или о «непригодности» его к профессии. К сожалению, в большинстве случаев клиент остается в пассивной позиции «обследуемого», а то и «испытуемого», т.е. говорить о диалоге и взаимодействии часто не приходится.
  2. «Свободная беседа», когда важные вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле, когда можно перескакивать с одной темы на другие близкие темы. Часто все это создает некоторый логический хаос и поэтому бывает сложно не потерять главную логическую нить (а то и смысловую суть) разговора. Поскольку клиент обычно не в состоянии отследить логику такого разговора, то инициативу здесь приходится брать психологу-профконсультанту. Но тогда консультант становится инициатором беседы, а клиент – неизбежно занимает позицию «ведомого», хотя сам обычно соглашается на это с большим удовольствием (ведь он «пришел получить квалифицированную помощь» и с радостью наблюдает за «квалифицированными действиями консультанта»…, но это все-таки позиция «наблюдателя» или «слушателя», но не субъекта самоопределения).

3) Наконец, подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество  с  клиентом. Реально достаточно сложно  организовать такое взаимодействие  и нередко для этого требуется  провести специальную подготовительную  работу (у клиента еще должна  быть сформирована потребность  в диалоге, а также готовность  участвовать в совместной работе  с психологом).

В.Франкл  также специально рассматривал проблему псевдо-общения в консультационном процессе и писал по этому поводу: «Истинное встреча-общение основывается на самотрансценденции, а не просто на самовыражении. В частности, истинное общение-встреча трансцендирует себя к логосу. Псевдовстреча, с другой стороны, основывается на “диалоге без логоса” (трансцендентный – от лат. transcendents (transcendetis) – выходящий за пределы самого себя)» [42].

Ниже предлагается концептуальная схема организации взаимодействия психолога с клиентом (см. Таблицу 4).

Таблица 4.

 

Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом.

 

Основные этапы

консультации как активизации оптанта

 

Преимущественные задачи выделенных этапов

Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта

 

Подготовительный этап

Предварительная оценка ситуации консультирования и выдвижение предварительной консультационной гипотезы

 

 

Реальная встреча профконсультанта с оптантом

(подготовка к взаимодействию)

 

1 этап

Общая оценка реальной ситуации консультирования:

1 - помощь оптанту в  формулировании проблемы;

2 - оценка условий консультирования;

3 - оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку

Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и слушать оптанта, чтобы лучше понять его)

 

2 этап

Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения

Повышение степени конструктивности (меньше эмоций)

Начало реального взаимодействия (сотрудничества)

 

3 этап

Совместное с оптантом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы

Доброжелательная конструктивность

 

4 этап

Совместное с оптантом достижение намеченных целей

(возможно в течение  нескольких консультаций)

Конструктивная работа (эмоции - только по необходимости)

 

5 этап

Совместное подведение итогов всей работы, ее отдельных направлений  или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с оптантом

Максимальная доброжелательность и эмоциональность (клиент  должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма)


 

Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий «алгоритм» работы (это все-таки концептуальная схема). Например, с какими-то клиентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обоснованным пониманием своей проблемы) и тогда вся работа будет направлена на решение этих проблем. В другом случае, основные усилия могут быть направлены на уточнение проблем (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить, т.е. для него главным было понять, «увидеть»  свою проблему).

Наконец, если так и не удается совместными усилиями определить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то профконсультанту ничего не останется, как продолжать работу с данным клиентом в обычном (не активизирующем) режиме, поскольку хоть какую-то помощь все равно надо оказать человеку.

Выводы по главе II

 

     Организовав и проведя  эмпирическое исследование по  выявлению мотивационной сферы  старших подростков, мы понимаем, что помимо собственно интереса  к определенной профессии, потребности  в самоактуализации и самовыражении  выбор той или иной профессии  может определяться особенностями  характера человека. На выбор  профессии влияет и широкий  спектр общественно обусловленных  факторов: уровень экономического  развития страны и ее идеология, совокупность  представлений о  ценности и престижности профессии  и труда в целом. Материальное  вознаграждение – самый значимый  фактор, влияющий на выбор профессии  современной российской молодежи.

       В настоящее  время психологи и педагоги  изучают один из аспектов проблемы, которая заключается  в формировании  мотивов профессиональной ориентации  подростков и выбора профессии, так как у многих подростков  к концу школьного обучения  не сформированы данные мотивы, подростки не знают, кем они  ходят быть в будущем, не знают куда им пойти учиться.

      В данной  работе мы достигли цели исследования: выявление значимости ролей и  мотивов в развитии профессиональной  ориентации. Этому способствовала реализация поставленных задач.

Для оценки профессиональной мотивации подростков  мы использовали  индивидуальные беседы, изучали с помощью методик интересы,  склонности подростков, направленность личности, первичных профессиональных намерений и их динамика; мотивацию выбора, степень соответствия  «профиля личности» и профессиональных требований.

Данные нашего исследования доказывают достоверность выдвинутой гипотезы: что игровые занятия и тренинги, направленные на развитие готовности к профессиональному самоопределению  способствуют формированию профессиональной мотивации подростков.

     Мы считаем, что система коррекционной работы с подростками по формированию профессиональной мотивации  способствует развитию  их профессионального самоопределения     

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста. Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании анализа литературы по теме исследования были рассмотрены понятие «мотивационные факторы» и основные виды их проявления, теории мотивации.

В настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными.

При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что также необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы.

Были выявлены особенности выбора профессии старшеклассников. У старшеклассников был выявлен высокий уровень сформированности мотивационных факторов, отсутствие познавательного интереса к выбору профессии.

Определена сущность и специфика профессионального самоопределения старшеклассников. Среди девочек наиболее предпочитаемыми являются профессии системы «человек–человек», на втором месте у девочек профессии системы «человек–художественный образ». Наименее привлекательными для девочек, и наиболее – для мальчиков являются профессии системы «человек-техника». На втором месте у мальчиков профессии «человек–знаковая система». Наименее привлекательными для мальчиков казались профессии типа «человек-природа».

Подобрана и апробирована методика формирования мотивационных факторов старшеклассников при выборе профессии.

Была выявлена динамика мотивации старшеклассников при выборе профессии путем проведения контрольного эксперимента и анализ результатов исследования. После проведения коррекционно-развивающих занятий у старшеклассников увеличилась познавательная активность. Для старшеклассников более значимыми стали такие ценности как аккуратность и самоконтроль. Было выявлено значимое различие в уровне притязаний. На наш взгляд это говорит о формировании адекватного уровня притязаний. Старшеклассники осознают свои реальные возможности и выбирают задачи согласно им.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анастази  А., Урбина С.Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 2006.
  3. Бандюков  М.А. Азбука профориентации XXI века. – СПб.: РОСТ, 2008.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: НПО МОДЭК, 2009.
  5. Вавилов Ю.П.  Возрастные особенности развития школьников. – М.,  2009. – 84с.
  6.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – СПб., 2008. - 69с.
  7. Возрастная психология. –  М., Академия, 2010. – 220с.
  8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2007.
  9. Головаха Е.И.Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – М.: Прогресс, 2009. – 250с.
  10. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М.: Просвещение, 2007. – 69с.
  11. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., Знание, 2009. – 95с.
  12.   Дерябо С.Д. О диагностике эффективности образовательной среды. – М., 2007. – 43с.
  13.   Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 2009. – 124 с.
  14. Дэвид Макклелланд. Мотивация человека. – М., 2009.
  15. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008.
  16. Журкина А.Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании. – М., 2008. – 162с.
  17. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 49с.
  18. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. – М., 2008. – 70с.
  19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., 2008. – 340с.
  20. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. – СПб: Дельта, 2008. – 56с.
  21. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ 2008. –с. 256 – 257.
  22. Климов Е.А. Психология профессионала: Учебник. – М., 2006. –с. 189 – 190.
  23. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – СПб., 2008.
  24. Климов Е.А.Памятка профконсультанту. – М.: РОСТ, 2008.
  25. Корнеева К.Ю.Специфика профконсультирования. – М.: Юрайт, 2008.
  26. Королькова Г.Ф. Изучение особенностей старшеклассников в системе профконсультационной работы. Дис... канд. психол. наук. М., 2010. – 26с.
  27. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления. – М., 2008. – 63с.
  28.   Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 2010. – 202с. 
  29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Педагогика, 2007.
  30. Маклоков А.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.
  31. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2006. – 220с.
  32. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./Пер. с анг. – СПб.: Питер, 2008. –352с.
  33. Немов Г.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М: Просвещение; 2009. – С. 39-46.
  34.   Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопр. психол. 2008. – С. 52–59.
  35. Основы психологии: учеб.пособие для студентов высших учеб.заведений  / И.А.Фурманов. – Минск: Современная школа, 2011. – 496с.
  36. Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. – СПб., 2008. – 176с.
  37.   Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., Академия, 2010. – 88с.
  38.   Подготовка учителя. Технологии к профориентационной работе//Педагогика. – 2009. – № 2. С.17.
  39.   Проблемы занятости молодежи: региональный подход//Педагогика. – 2010. –№ 1. С. 25 – 27.
  40. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками /Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В. – М., 2008. – 59с.
  41. Прощинская Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для старших классов. – М., 2006. – 192с.
  42. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж, 2007. – 25с.
  43. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2008. – 672с.
  44. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М. Гуревич, Е.М.Борисова. – М., 2008. – 210с.
  45. Психология и педагогика  / Составитель и ответственный редактор Радугин А.А.; научный редактор Кротков. – М.: Центр, 2009. – С. 85–93.
  46. Психология подростка / под ред. А.А. Реана– СПб.: Прайм – ЕВРО–ЗНАК, 2009. –480 с.
  47. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под ред. Дружинина В.Н. –  М., 2008. С. 406 – 407.
  48. Романова Е.С. Психологические основы профессиографии: Практикум. – М., 2007. – 128с.
  49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 2009.
  50.   Руководство практического психолога /под ред. И.В. Дубровиной. – М. Академия, 2005. – 256с.
  51. Самоукина Н.В. Практически психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. –244с.
  52. Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.: Высшая школа. 2008.
  53. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Проспект, 2012. – 464с.
  54. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов на дону:  Феникс, 2009.   – 36 с.
  55. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – 288с.
  56. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологич. журнал. – 2008. – Т.6, № 4.
  57.   Формирование профессиональных интересов у подростков. Журнал «Дополнительное образование». 2009. №4. – 12с.
  58. Хеккаузен Х. Мотивация деятельность. –  М., 2006.
  59. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. – М.: Филология. Институт общего среднего образования РАО, – 2007. – 80 с.
  60. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 2008. – 231с.
  61. Шангин, Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников средней школы к сознательному выбору профессии. – Ярославль, 2009. – 18с.
  62. Шегурова В.Ю. Проблема профессионального самоопределения личности. – М., 2010. – С. 72 – 73.
  63. Энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2007. – 967с.
  64. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 2009.
  65. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 2008.
  66. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы – М.: Просвещение, 2009. – С.235.

 


Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения