Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

      Таким образом, подростковый  период рассматривается в качестве  отправной точки в профессиональном  становлении личности. По мере  взросления, с постепенным усложнением  мотивационной сферы интересы  подростка начинают приобретать  большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают  характер стойкого увлечения.

      В каждом конкретном  случае степень выраженности  этих факторов может быть различной  в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация.

     Формирование профессиональной  направленности и собственно  выбора профессии – длительный  и сложный процесс, в котором  можно выделить определенные  стадии. Эти стадии, по мнению  отдельных исследователей, определяются  особенностями возрастного развития  человека.      Интерес  является одним из важнейших  факторов, влияющих на выбор профессии  и в дальнейшем на профессиональную  успешность. Основой для адекватного  профессионального выбора является  формирование познавательных интересов  и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность  их развития. Причиной неадекватного  выбора профессии могут быть  как внешние (социальные) фактор  и так и внутренние (психологические).

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование   взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения  2.1.Организация методов исследования

 

На этапе исследовательской части выпускной квалификационной  работы было использовано эмпирическое исследование.

 Процедура эмпирического  исследования включала: знакомство  с базой исследования, сбор данных, обработку и интерпретацию результатов, подведение выводов.

На этапе знакомства с базой исследования использовался метод беседы.

В соответствии с поставленной целью  были определены  следующие  задачи эмпирического исследования:

1. Подбор методики исследования.

2. Сбор данных.

3.  Обработка полученных результатов и их анализ.

Всего в исследовании приняли участие 20 подростков, все дети являются  воспитанниками муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №4» г. Салехард.

Исследование состояло из трех этапов:

1 этап – диагностика сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников.

2 этап – работа по изучению роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.

3 этап – анализ результатов исследования роли мотивационных факторов выбора профессии школьников.

Для выявления сформированности внутренних мотивационных факторов выбора профессии школьников использовались следующие критерии:

    • познавательный интерес;
    • самооценка склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности;
    • сформированность профессионального плана.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников старшеклассников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

С целью определения сформированности мотивационных факторов выбора профессии школьников мы использовали методики: «Карта интереса» (по А.Е. Голомштока), «Дифференциально-диагностический опросник» (по Е.А. Климову).

Рассмотрим результаты диагностического этапа эксперимента.

«Карта интереса» (по А.Е. Голомштока).

Вопросы данной методики касаются отношения к различным направлениям деятельности. Если старшекласснику нравится делать то, о чем говориться в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса ставят плюс, если не нравится – минус. Вопросы к данной методике представлены в приложении 1.

Обработка результатов. Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

    • физика и математика;
    • химия и биология;
    • радиотехника и электроника;
    • механика и конструирование;
    • география и геология;
    • литература и искусство;
    • история и политика;
    • педагогика и медицина;
    • предпринимательство и домоводство;
    • спорт и военное дело.

Необходимо подсчитать число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Анализ результатов:

ярко выраженный интерес или высокий

Механика и конструирование – 21% Сфера обслуживания – 21%

средний интерес

Сфера обслуживания – 62% География – 52% Спорт и военное дело – 50%

Механика и конструирование – 40% Биология – 38% Медицина – 40%

Радиотехника и электроника – 38%

низкий интерес

Физика и математика – 59% Филология – 55% История и политика – 53%

Педагогика – 40% Химия – 36%

интерес не выражен

Искусство – 50% История и политика – 33% Педагогика – 34% Химия – 22%

Результат диагностики позволил выявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональный интерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесно взаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешности обучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатом выявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогноз профессиональной деятельности.

Построение прогноза успешности к профессиональным сферам деятельности:

ярко выраженный интерес или высокий

Сфера «Человек – техника» – 50% Сфера «Человек– человек» 50%

средний интерес

Сфера «Человек – человек» – 50% Сфера «Человек – техника» – 25%

Сфера “Человек – природа» – 25%

низкий интерес

Сфера «Человек – человек» – 50% Сфера «Человек – техника» – 15%

Сфера «Человек – знаковая система» – 35%

интерес не выражен

Сфера «Человек – природа» – 15% Сфера «Человек – человек» – 50%

Сфера «Человек – художественный образ» – 35% большинство учащихся имеют смешанный познавательный интерес, если его соотносить по сферам профессиональной деятельности; более четко прослеживается яркий интерес к сфере «Человек – техника», эти данные можно обосновать так, что большинство учащихся по данной школе мальчики; не четко прослеживается интерес к сферам «Человек-природа» и «Человек – художественный»; сфера «Человек – человек», «Человек – знаковая система» имеет среднюю позицию, то есть познавательные интересы учащихся зависят от мотива выбора профессии.

«Дифференциально-диагностический опросник» (по Е.А. Климову).

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к методике и тестовый материал приведены в приложении 2.

Анализ результатов:

Сферы профессиональной деятельности:

«Человек – природа» – 10%, «Человек – техника» – 31% «Человек – человек» – 14%.

«Человек – знаковая система» – 14%, “Человек – художественный образ» - 5%, смешанный тип – 29%.

На основе результатов двух методик учащимся предлагаются следующие профили обучения в 10 классе: токарь – станочник, автослесарь, радиотехник парикмахер-визажист, повар-официант, педагог-организатор, секретарь – референт, оператор ЭВМ. При определении профессий для данной школы использовались смежные профессии, которые включают в себя несколько сфер профессиональной деятельности, так как в данной школе 29% учащихся имеют смешанный тип склонностей к профессиональной деятельности. Во время комплектования групп учащимся из предложенных профессий предлагается выбрать четыре профессии, по которым учащийся желает обучаться или ознакомиться. Выбранные профессии учащемуся предлагают проаранжировать по трем ступеням: профессия очень-очень нравиться или я хочу ознакомиться очень-очень; профессия очень нравиться или я хочу ознакомиться очень; профессия нравиться или я хочу просто ознакомиться с данной профессией. Данные ступени позволяют выявить интерес учащегося к той или иной профессии, а также осуществлять профильное обучение по желанию и интересу ученика.

Результаты комплектования групп (общий результат по дню): можно увидеть, что 60% учащихся осуществляют профильную подготовку по первой ступени (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., Денис Д., Артем М); 14% – по второй ступени (Елена В., Женя С); 10% - по третьей ступени (Лена У). Из результатов 7% учащихся перешли в другую группу (Елена В., Женя С., Катя К., Марина Л., Ваня Ж., Дарья П., Света Р), так как реально оценили свои возможности, склонности и интересы по данной профессии; 4% учащихся выбрали профиль обучения по индивидуальной беседе (Маша Ж., Лена У., Юля О., Лолита Г), то есть данные учащиеся не присутствовали на комплектовании и не могли проранжировать представленные профессии по своим интересам; 5% учащихся обучаются «не пожеланию» (Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., Денис Д), эта те учащиеся, которые выбрали профессию неосознанно, не знали специфики данной профессии или выбрали профессию за компанию с другом, с данными учениками проводится индивидуальная работа.

Нами было проведено также анкетирование.

Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивационным фактором выбора профессии у школьников выступает «возможность принести пользу людям» (85% опрошенных). При оценке будущей работы большое число школьников обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79%). Интересен тот факт, что на вопрос «Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» - «высокие доходы» назвали лишь 6%. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях. Так вариант ответа «в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост» выбрали 10% опрошенных.

Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущих мотивационных факторов:

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос «Чего вы ждете от работы?»

Ведущая мотивация

Критерии значимости

В% от числа респондентов

Содержательная мотивация:

Творческий, интересный характер работы

95

Ее соответствие моим способностям, умениям

74

Самостоятельность, независимость

9

Связь с современной техникой, технологией

7

Возможность реализовать свой потенциал

28

Мотивы социальной значимости:

Возможность принести пользу людям

85

Возможность достичь признания, уважения

11

Статусные мотивы:

Возможность получать высокие доходы

6

Возможность занять высокий пост.

10

Высокий престиж профессии

35

Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения