Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа

Описание работы

Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 120.00 Кб (Скачать файл)

1) 46,2% – познавательное;

2) 1,2% – информационно-просветительское;

3) 0,9% – научно-исследовательское;

4) 3,5% – социальной адаптации;

5) 7,4% – профессионально-прикладное;

6) 19,4 – спортивно-оздоровительное;

7) 12,1% – развитие художественной одаренности;

8) 9,3% – культурно – досуговое.

Итак, в деятельности по дополнительному образованию подросток реализует свое самоопределение, связанное с жизненными перспективами. Однако личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознаваема и обнаружена самим подростком. Занятия в учреждении дополнительного образования могут осуществляться в соответствии с другими мотивами и потребностями в познании и общении. Но педагогически грамотно организованное обеспечение внеучебной деятельности способно вызвать к жизни личностно-ориентированную задачу, связанную с профессиональным трудом.

Это происходит благодаря накоплению отношений и опыта, превращающих исходную предметную деятельность школьника в личностно-значимое действие более развитого уровня. Так осуществляется развитие мотивации, возвышение целей, улучшение использования средств, самосовершенствование. Происходит переход к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее. Именно в этот момент особо остро возникает необходимость педагогической поддержки субъекта самоопределения в ситуации непредрешенного исхода, когда подросток лишь смутно представляет направленность своего развития.

Успешность социально-профессионального самоопределения может быть оценена с помощью двух групп критериев:

    • процессуальные – отражают эффективность внеучебной деятельности, активизирующей самоопределение (приобретение опыта взаимодействия и выбора альтернатив на основе соотношений личностных возможностей и требований предпочитаемой деятельности);
    • субъективные –  отражают осознанность и удовлетворенность учащегося деятельностью объединения.

В итоге можно сформулировать условия деятельности учреждений дополнительного образования, способствующие эффективности формирования самоопределения подростков. Это обеспечение организационно-педагогических требований: соответствие выбора занятий во внешкольном объединении желаниям и интересам учащихся. Осуществление взаимосвязи обучения  и практической деятельности, использование в комплексе индивидуальных, групповых и массовых форм занятий, ознакомление подростков с профессиями на основе углубленного изучения интересующей области знаний и практики, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов  к формированию способностей учащихся, достижение взаимосвязи учебных, познавательных и профессиональных интересов подростков, активизация всех структурных компонентов самоопределения (познавательного, эмоционально-волевого, деятельностно- практического) для обеспечения его устойчивости. Если, как было сказано выше, дополнительное образование решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка, в этом смысле оно перерастает рамки вспомогательно- развивающей сферы по сравнению с базовым образованием и становится основным фактором самоопределения и самореализации человека. В отличие от общего образования в его традиционных формах, дополнительное образование приобретает все большую культурно-творческую емкость, динамику и адресный характер, что вполне соответствует новой образовательной парадигме: образование –  процесс становления целостного духовного облика человека в его интеллектуально-нравственном измерении.

Таким образом, нам  ясно, что ведущей, в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др.  
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью. 

    1. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от мотивационных потребностей

 

Мотивационные факторы при выборе профессии – это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [41, с.18].

Проанализируем в этой связи мотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. – это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.

Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.

В 60-ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).

Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.

В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.

На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.

Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя [27, с.558].

Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что «студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы» [31, с.274].

Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.

Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры:

1) мотивы выбора профессии;

2) удовлетворенность выбором  профессии;

3) осведомленность о будущей  профессии;

4) желание работать в  дальнейшем по специальности;

5) цели будущей профессиональной  деятельности;

6) требования к будущей  работе.

Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как «в любой вуз – лишь бы в вуз». Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.

В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.

За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.

Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те «мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:

    • бесконечная любовь к Природе и Правде;
    • восхищение красотой закономерности;
    • простое любопытство;
    • желание приносить пользу;
    • потребность в одобрении;
    • ореол успеха [34, с.243].

И, наконец, последнее по порядку, но не по важности:

боязнь скуки...

В настоящее время формируется новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали «советского человека». Специфические черты личности нового типа: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части подрастающего поколения.

Таким образом, роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что они побуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлением удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и осознанному выбору профессии.

 

Выводы по главе I

 

Результатом проведенного теоретического анализа и обобщения психолого–педагогической литературы, стало то что, выявились роли и мотивы в развитии профессиональной ориентации и мотивации, то есть  помимо собственно интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. На выбор профессии влияет и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития страны и ее идеология, совокупность  представлений о ценности и престижности профессии и труда в целом. Материальное вознаграждение – самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии современной российской молодежи.

В настоящее время психологи и педагоги изучают один из аспектов проблемы, которая заключается  в формировании мотивов профессиональной ориентации подростков и выбора профессии, так как у многих подростков к концу школьного обучения не сформированы данные мотивы, подростки не знают, кем они ходят быть в будущем, не знают куда им пойти учиться.

    В данной работе  мы достигли цели исследования: выявление значимости ролей и  мотивов в развитии профессиональной  ориентации и мотивации. Этому способствовала реализация поставленных задач.

      Для оценки  профессиональной мотивации подростков  мы использовали  индивидуальные  беседы, изучали с помощью методик  интересы,  склонности подростков, направленность личности, первичных профессиональных намерений и их динамика; мотивацию выбора, степень соответствия  «профиля личности» и профессиональных требований.

 Данные нашего исследования  доказывают достоверность выдвинутой гипотезы: что игровые занятия и тренинги, направленные на развитие готовности к профессиональному самоопределению  способствуют формированию профессиональной мотивации подростков.

     Мы считаем, что система коррекционной работы с подростками по формированию профессиональной мотивации  способствует развитию  их профессионального самоопределения     

    Для того чтобы быть  востребованным в современном  обществе, необходимо привносить  в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

      Подросток начинает присматриваться  к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает различные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего.

Выводы по мотивации:

  1. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
  2. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное  с удовлетворением определенной потребности.
  3. Мотивацией, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
  4. Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.  К таким чертам относятся:  мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, локус контроля, самооценка, уровень притязаний.
  5. Личность характеризуют  мотивы, имеющие большое социальное значение: аффилиация, мотив отвергания, мотив власти, альтруизм и агрессивность [62, с. 75].

Информация о работе Особенности взаимосвязи мотивационных потребностей в сфере личности и его профессионального самоопределения