Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:11, дипломная работа
Центральной проблемой в преобразовании личности человека становится новая парадигма глобальных изменений в природе человеческого труда. Происходящие изменения в общественной жизни, в социально-экономической сфере дали исторический шанс на расширение возможностей выбора личностью своего жизненного пути. Но вместе с тем потребовали от последней большей гибкости и мобильности при выборе профессии в условиях безработицы и нарастающей конкуренции на рынке труда.
Введение…………………………………………………………..………………3
Глава 1.Теоретические аспекты особенностей взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения………………………………………………………………..11
1.1.Особенности формирования мотивационных потребностей личности...11
1.2. Профессиональное самоопределение личности………………………….15
1.3. Формирование профессионального самоопределения в зависимости от
мотивационных потребностей…………………………………………………28
Выводы по главе I
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивационных
потребностей в сфере личности и его профессионального
самоопределения……………………………………………………………….35
2.1.Организация методов исследования……………………………………….35
2.2.Результаты и выводы эмпирического исследования…………………….43
2.3.Рекомендации для педагогов – психологов при проведении
консультирования по проблеме профессионального самоопределения….47
Выводы по главе
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы………………………………………………………..……56
1) 46,2% – познавательное;
2) 1,2% – информационно-
3) 0,9% – научно-исследовательское;
4) 3,5% – социальной адаптации;
5) 7,4% – профессионально-прикладное;
6) 19,4 – спортивно-оздоровительное;
7) 12,1% – развитие художественной одаренности;
8) 9,3% – культурно – досуговое.
Итак, в деятельности по дополнительному образованию подросток реализует свое самоопределение, связанное с жизненными перспективами. Однако личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознаваема и обнаружена самим подростком. Занятия в учреждении дополнительного образования могут осуществляться в соответствии с другими мотивами и потребностями в познании и общении. Но педагогически грамотно организованное обеспечение внеучебной деятельности способно вызвать к жизни личностно-ориентированную задачу, связанную с профессиональным трудом.
Это происходит благодаря накоплению отношений и опыта, превращающих исходную предметную деятельность школьника в личностно-значимое действие более развитого уровня. Так осуществляется развитие мотивации, возвышение целей, улучшение использования средств, самосовершенствование. Происходит переход к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее. Именно в этот момент особо остро возникает необходимость педагогической поддержки субъекта самоопределения в ситуации непредрешенного исхода, когда подросток лишь смутно представляет направленность своего развития.
Успешность социально-профессионального самоопределения может быть оценена с помощью двух групп критериев:
В итоге можно сформулировать условия деятельности учреждений дополнительного образования, способствующие эффективности формирования самоопределения подростков. Это обеспечение организационно-педагогических требований: соответствие выбора занятий во внешкольном объединении желаниям и интересам учащихся. Осуществление взаимосвязи обучения и практической деятельности, использование в комплексе индивидуальных, групповых и массовых форм занятий, ознакомление подростков с профессиями на основе углубленного изучения интересующей области знаний и практики, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к формированию способностей учащихся, достижение взаимосвязи учебных, познавательных и профессиональных интересов подростков, активизация всех структурных компонентов самоопределения (познавательного, эмоционально-волевого, деятельностно- практического) для обеспечения его устойчивости. Если, как было сказано выше, дополнительное образование решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка, в этом смысле оно перерастает рамки вспомогательно- развивающей сферы по сравнению с базовым образованием и становится основным фактором самоопределения и самореализации человека. В отличие от общего образования в его традиционных формах, дополнительное образование приобретает все большую культурно-творческую емкость, динамику и адресный характер, что вполне соответствует новой образовательной парадигме: образование – процесс становления целостного духовного облика человека в его интеллектуально-нравственном измерении.
Таким образом, нам ясно,
что ведущей, в профориентационном развитии
подростка становится общественно полезная
деятельность такие как: учебная, трудовая,
производительный труд, спортивная и др.
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью
становится учебная, приобретающая для
старшеклассника приобретающий характер:
он направляет свои усилия в основном
на те виды учебной деятельности, которые
в дальнейшем будут связанны с его профессиональной
деятельностью.
Мотивационные факторы при выборе профессии – это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль [41, с.18].
Проанализируем в этой связи мотивационные факторы поступления в вуз в историческом аспекте. Среди мотивационных факторов учебы в 20-40 гг. выделялись тяга молодежи к знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний.50-60-е гг. – это эпоха тотальной индустриализации, которая должна была способствовать переходу страны в новое качественное состояние, базирующееся на техноразуме. Физика выходит на гребень значимости, престижа. В 70-80гг. престижность стала пониматься все более формально - как мода.
Анализ данных тех лет показывает значительные изменения в мотивационных факторах поступления в вузы, а также расширение спектра самих мотивов. Социологами отмечено, что в 1961г. было выявлено 10 мотивов, а в 1994г. - уже 82 мотива.
В 60-ые е годы, ведущим был мотив получения профессии. Слабо мотивировалось индивидуальное личностное развитие будущего специалиста, ибо советская высшая школа развивалась, прежде всего, как «кузница кадров» для народного хозяйства. Домирующим мотивом привлекательности будущей, в частности, инженерной деятельности в ответах первокурсников 70-х годов выступал интерес к непосредственному участию в развитии научно-технического прогресса (около 50% всех первокурсников).
Еще в 50-е гг. специалист с высшим образованием получал вдвое больше недипломированного работника, а в 70-е годы эта пропорция сменилась на противоположную и разрыв стал нарастать.
В 80-е гг. высоко ценилась возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе. Творческое содержание труда и хороший заработок ценились меньше. Возможно, это было связано с тем, что получить и реализовать все это было довольно сложно.
На переломном этапе истории нашей страны в начале 90-х гг. лидирующим мотивом стало желание просто получить диплом об окончании вуза: вуз не давал необходимых знаний для работы, или они были уже устаревшими. На производстве заново приходилось учиться.
Уже в 1994 году структура мотивов довольно существенно меняется. Ведущими становятся мотивы быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%). Хотя мотив получения профессии продолжает занимать достаточно высокое место (41%), исследования показывают падение этого показателя [27, с.558].
Появились установки, порожденные современной ситуацией: отношение к эмиграции, профессиональному статусу и карьере, к материальному положению. Так появился и такой новый для нашей страны мотив, как возможность работы за рубежом (18%). Социологами замечено, что «студенты-гуманитарии со своей учебой связывают в основном мотивы получения образования, знаний, расширения кругозора, саморазвития. Студенты технических специальностей - по преимуществу получение специальности и будущие перспективы» [31, с.274].
Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием.
Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором профессии;
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как «в любой вуз – лишь бы в вуз». Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно.
В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям связанным с иностранными языками.
Интересными являются мотивы, отмеченные известным ученым Гансом Селье. Вот те «мотивы, под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, может добиться успеха и процветания на научном поприще:
И, наконец, последнее по порядку, но не по важности:
боязнь скуки...
В настоящее время формируется новый тип личности, который по своим чертам принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях коллективной морали «советского человека». Специфические черты личности нового типа: готовность к риску, личностная ответственность за свои поступки, способность рассчитывать, прежде всего, на свои силы, умение приспосабливаться к экономической конъюнктуре. Статус предпринимателя становится все более привлекательным для значительной части подрастающего поколения.
Таким образом, роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников заключается в том, что они побуждают школьников к активности и деятельности, связанную со стремлением удовлетворить определенные потребности, в данном случае, к правильному и осознанному выбору профессии.
Выводы по главе I
Результатом проведенного теоретического анализа и обобщения психолого–педагогической литературы, стало то что, выявились роли и мотивы в развитии профессиональной ориентации и мотивации, то есть помимо собственно интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. На выбор профессии влияет и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития страны и ее идеология, совокупность представлений о ценности и престижности профессии и труда в целом. Материальное вознаграждение – самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии современной российской молодежи.
В настоящее время психологи и педагоги изучают один из аспектов проблемы, которая заключается в формировании мотивов профессиональной ориентации подростков и выбора профессии, так как у многих подростков к концу школьного обучения не сформированы данные мотивы, подростки не знают, кем они ходят быть в будущем, не знают куда им пойти учиться.
В данной работе
мы достигли цели исследования:
выявление значимости ролей и
мотивов в развитии
Для оценки
профессиональной мотивации
Данные нашего исследования доказывают достоверность выдвинутой гипотезы: что игровые занятия и тренинги, направленные на развитие готовности к профессиональному самоопределению способствуют формированию профессиональной мотивации подростков.
Мы считаем, что система коррекционной работы с подростками по формированию профессиональной мотивации способствует развитию их профессионального самоопределения
Для того чтобы быть
востребованным в современном
обществе, необходимо привносить
в него новое своей
Подросток начинает
Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.
Для внутренней позиции подростка характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего.
Выводы по мотивации: