Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:57, отчет по практике
Целью практики являлось овладение навыками планирования, организации и проведения исследовательской, диагностической и коррекционной работы в учреждении образования. Освоение навыков, необходимых для работы в качестве практического психолога.
В процессе данной практики решались следующие задачи:
Ознакомление с особенностями структуры и деятельности учреждения образования.
Отработка навыков организации и проведения различных видов экспериментально-психологического исследования.
Формирование умения анализа и интерпретации полученных данных, а также составления заключений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
8. Он должен активно выражать свои чувства в группе.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя. Внимание! Читающий этот совет учитель может проверить свои некоторые личностные установки, используя такой тест. Из бесед с одаренными учащимися, проведенного анкетирования в лицеях, гимназиях можно убедиться в том, что учитель видится им как человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы, их групповую учебную работу, поддерживающий проявления в ней кооперативных тенденций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.
Вполне очевидно, что к новому стилю обучения не так-то просто сразу подойти. Полезно познакомиться с основными принципами, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся добиться благотворных взаимоотношений с учащимися. Их сформулировал Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание». Вот они:
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Он должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью при возникших трудностях в решении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен активно выражать свои чувства в группе.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя. Внимание! Читающий этот совет учитель может проверить свои некоторые личностные установки, используя такой тест. Вам даются личностные и деловые качества учащихся, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной школьной жизни. Их всего 16. Они пронумерованы. Вам надо поставить слева от каждого номера знаки плюс или минус, но таким образом: если вам импонирует то или иное качество, оно ближе вам, интереснее, приятнее, то вы ставите плюс, а если по какой-то причине оно вас не устраивает -- минус.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Неумеющий общаться, конфликтный.
13. Обучающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
А теперь подсчитайте, сколько у вас получилось четных плюсов. Сделайте выводы для себя (если их менее 3, то работа над собой должна быть усиленной).
Сочетаем способности
Классы с углубленным изучением предметов все больше привлекают одаренных учащихся. В таких классах наиболее полно раскрываются их способности. В настоящее время идут поиски гибких вариантов, которые позволили бы, с одной стороны, учить детей в обычных классах, а с другой -- возможно более широко индивидуализировать и дифференцировать обучение. Кое-где начинают применяться такие приемы, когда сохраняется обычный класс, но создаются группы по способностям на определенное время или по некоторым предметам. Например, по физике одаренных учащихся обучают отдельно, по всем же остальным предметам занятия проходят совместно со всем классом. Таким же образом из учащихся со специальными способностями образуются внутришкольные и межшкольные группы, в которых по соответствующему предмету проводятся дополнительные занятия (лекции, лабораторные работы, дискуссии и т. д.).
Работы по индивидуальному плану используются в сочетании с другими формами.
Например, индивидуальный темп разрешается лишь при прохождении определенной части программы. Для одаренных учащихся таким образом освобождается время для более глубокого изучения материала. Учителям в школе необходимо помнить о многообразии интеллектуальной одаренности, уметь видеть сочетания различных способностей, Умение видеть и обогащать сочетания способностей у одаренных учащихся позволяет учителю модифицировать программы для их обучения.
Приложение 7
РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ: ДОБРО И ЗЛО
Цели и задачи: попытаться вместе с учащимися исследовать природу добра и зла вообще и в человеке в частности; рассмотреть мотивы поведения относительно добра и зла.
Предварительная беседа.
Попытайтесь определить концепцию добра и зла, задав учащимся вопрос: может ли быть добро без зла? Попросите желающих высказать свои соображения, а затем отметьте, что добро и зло не зависят друг от друга. При этом можно привести следующие примеры:
- следует ли быть вначале избитым до полусмерти одним человеком, чтобы потом оценить тепло и доброту другого человека?
- если вы живете в роскоши, то будет ли вам лучше при мысли, что многие в вашем городе не могут нормально обеспечить семью и прокормить своих детей?
- считаете ли вы необходимым вначале съесть кусок мыла для того, чтобы потом почувствовать настоящий вкус мороженого?
Зло и конфликты не повышают значение добра и гармонии. Природа добра и зла противоположна. Добро всегда старается победить зло, и наоборот.
Предложите учащимся написать короткое сочинение об одном из конфликтов, происходящих в мире. Что бы произошло, если бы эти проблемы исчезли? Прекратил бы мир свое существование? Верно ли, что борьба противоположностей обеспечивает прогресс общества и страны?
Примеры.
Проблема: в некоторых районах города происходит большое количество убийств.
- Если бы люди перестали убивать друг друга, стали бы другие районы менее привлекательны просто потому, что жизнь во всем городе стала бы безопаснее?
Проблема: голод в мире.
- Если бы все люди на Земле стали хорошо и регулярно питаться, пострадали бы от этого процветающие страны? Скорее, наоборот. Если бы у каждого было все необходимое, то производительность труда увеличилась бы в мировом масштабе. Только представьте себе, какой неведомый творческий и научный потенциал мог бы реализоваться, если бы все люди в мире могли удовлетворять свои основные потребности. Если бы у всех была возможность развития и роста, было бы от этого хуже тем, кто уже живет обеспеченно?
Предложите учащимся обратиться к истории и вспомнить те или иные события, когда одна группа людей уничтожала другую, полагая, что они гораздо лучше представителей другой религии, нации или расы. Это не раз приводило к массовым убийствам.
Примеры: геноцид, ГУЛАГ, этнические чистки.
В каждом из этих случаев общество считало, что все его проблемы существуют вне его.
В каждом человеке заложен потенциал добра и зла. Предложите учащимся немного подумать о человеке, которого они считают очень хорошим. Как правило, мы считаем хорошим того, кто живет ради других людей. Такой человек иногда жертвует своими устремлениями, чтобы помочь другим. Зачастую такие люди причисляются к героям или, по меньшей мере, пользуются всеобщим уважением.
Мотивировка - важный фактор при определении доброго или злого поступка. В тетрадях (на листках) предложите ученикам подумать о ситуации, когда кто-то из знакомых совершил казалось бы хороший поступок, но при этом им руководили эгоистичные соображения. Почему так
Рассмотрите ситуацию. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.
1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
Причины наших поступков (ситуации для обсуждения).
Тема: Информационно-профилактическая беседа с элементами тренинга: «Я - росток».
Цель: познакомить с сутью понятий «биологический и социальный возраст», раскрыть значение социально-бытовых и морально-этических условий развития в успешной социализации человека.
Развивать гибкость мышление, эвристический характер.
Воспитывать умение работать в команде, желание создавать для себя и окружающих комфортную обстановку существования.
Ход беседы:
1 этап: создание комфортной обстановки, налаживание оптимального взаимодействия (приветствие, объявление темы и цели встречи).
2этап:
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Что отличает взрослого человека от ребенка?». Давайте попробуем ответить на него сейчас (ребята перечисляют особенности и характерные отличия, чаще внешние).
А что вас отличает на данном этапе от взрослого человека? Докажите на примерах из личного опыта.
Скажите что вам необходимо для того, что бы чувствовать себя счастливым? А в детстве вы хотели того же? А когда вы станете взрослыми…..?
Если отбросить физиологические, возрастные факторы: рост, вес, мышечная сила и возможности, а остановиться на потребностях, то становиться ясно, что и взрослые и дети испытывают необходимость в любви, заботе, ласке, общественном признании, уважении. Вот только наши единые желания достигаются посредством арсенала возможностей биологического возраста и сообразно ролевым правилам данного этапа развития. Но есть такое понятие как социальный возраст, который иногда не соответствует биологическому. Иногда он опережает, вспомните произведение Жюля Верна «Пятнадцати летний капитан», когда мальчишке пришлось взять на себя ролевую нагрузку взрослого (принять командование кораблем и взрослыми матросами в открытом море) и, в силу его опережающего развития , достойно справиться с ней. А иногда отстает. Это может зависеть от ряда факторов: вот некоторые из них: дефицит или неправильное общение взрослых с ребенком, подростком (эмоциональная холодность, жестокость, непонимание); неприемлемые условия для достойного роста и развития ( социальные - военные и стихийные бедствия, низкий уровень развития общества; бытовые - неполная семья, материальное и моральное нищенство). Кто-то по жизни остается «вечным ребенком», а кто-то взрослее в раннем детстве.
Информация о работе Отчет по практике на базе Столбцовской средней школы