Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:23, отчет по практике

Описание работы

Цель практики:
– Знакомство с учреждениями общего среднего образования и основными направлениями работы педагога-психолога в них.
– Определение задач, функций социально-педагогической и психологической службы в данных учреждениях.
– Изучение оснащения кабинета педагога-психолога.
– Знакомство с документацией педагога-психолога, анализ основ организации и деятельности психолога в данном учреждении.
– Формирование умений вести наблюдение в процессе учебной деятельности за школьниками.
– Развитие навыка составления психолого-педагогической характеристики личности.
– Психологический анализ урока.

Содержание работы

2. Введение…………………………………………………………………….3
3. Индивидуальный план работы……………….............................................6
4. Рабочая тетрадь с выполненными заданиями……………………………8
5. Дневник по практике……………………………………………………...24
6. Копилка методических материалов (диагностических, консультативных, профилактических, досуговых и других видов деятельности)……………………………………………………………...28
7. Отчет по практике с анализом проделанной работы….........................201
8. Заключение………………………………………………………………202
9. Список использованных источников…………………………………..203
10. Отзыв педагога-психолога базового учреждения……………………..204

Файлы: 1 файл

Учреждение образования.docx

— 265.48 Кб (Скачать файл)

3.9. Проводит психопрофилактическую  работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска.

3.10. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.

3.11. Проводит  психокоррекционную работу с  целью устранения выявленных отклонений.

3.12. Проводит  работу по развитию способностей  детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.

3.13. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.

3.14. Проводит  психодиагностическую работу, участвует  в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи совместно с учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами.

3.15. Оказывает психокоррекционную помощь учащимся и воспитуемым с особенностями психофизического развития.

3.16. Проводит научно-методическую работу, включающую формирование банка данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики.

3.17. Разрабатывает  и апробирует новые диагностические  и коррекционные методики и программы.

3.18. Принимает  участие в психологической экспертизе  педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.

3.19. Принимает  участие в конкурсных комиссиях,  собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.

3.20. Взаимодействует  с центрами коррекционно-развивающегося  обучения и реабилитации, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

3.21. Ведет документацию  по установленной форме и использует  ее по назначению.

3.22. Соблюдает  правила внутреннего трудового  распорядка, правила охраны труда и пожарной безопасности.

3.23. Постоянно  повышает свою квалификацию как  самостоятельно, так и в соответствии с программами, предлагаемыми учреждением образования.

3.24. Должен быть  в курсе всех новых методов  работы и мировых достижений в сфере своей деятельности.

 

4. Права

Педагог-психолог учреждения образования имеет право:

4.1. Повышать свою  квалификацию за счет организации,  в том числе выписывать для служебного пользования периодические издания, освещающие достижения в сфере его деятельности

4.2. Вносить предложения по совершенствованию организации психологической работы.

 

5. Ответственность

Педагог-психолог учреждения образования несет ответственность  в соответствии с трудовым законодательством:

- дисциплинарную - при неисполнении или ненадлежащем  исполнении возложенных на него данной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и другими документами обязанностей;

- материальную - при причинении своими действиями  или решениями ущерба учреждению образования.

6. Взаимоотношения.  Связи по должности

Педагог-психолог:

6.1. работает  по графику, составленному исходя  из 40-часовой рабочей недели, и  утвержденному директором школы  по представлению заместителя  директора школы по воспитательной  работе;

6.3. получает от директора школы  и его заместителей информацию  нормативно-правового и организационно-методического  характера, знакомится под расписку  с соответствующими документами;

6.4. работает в тесном контакте  с учителями, родителями обучающихся  (лицами их заменяющими), систематически  обменивается информацией по  вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.

Инструкция разработана  и составлена

заместителем директора  по учебной работе

                                                                       __________       М.В.Бондаренко                                                       

                                                                          (подпись)                   (инициалы, фамилия)

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного

комитета школы

___________Л.В.Кольцова

 

 

С инструкцией ознакомлен     ____________       ___________________

                                                         (подпись)                (инициалы, фамилия)   ____________

            (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая диагностика

 

Цель данного  направления деятельности – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Основанием для  проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы.

Массовая диагностика  носит ограниченный характер. Основными  в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.

Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложнение протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа – в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе – мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.

Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.

Другие диагностические  мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.

Все диагностические  мероприятия с учащимися могут  проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.

Некоторые диагностические  мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными.

 

 

Здоровьесберегающая деятельность

 

Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.

В процессе развивающих  мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

 

 

Коррекционно-развивающая  работа

 

Цель данного  направления работы – создание условий  для коррекционно-развивающей поддержки  всем нуждающимся учащимся через  оказание услуг или направление  к соответствующим специалистам.

В рамках данного  направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.

Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей  на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.

Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих  специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы (ЦВР), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).

На основании  рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педагогом-психологом школы развернутую коррекционно-развивающую программу, оказывают методическую помощь.

Коррекционно-развивающая  работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т.п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

Психолог организует коррекционно-развивающую работу в  виде факультативов, кружков, клубов, в  рамках часов школьного компонента.

Основная роль в коррекции познавательной сферы  учащихся младших классов, имеющих  трудности в обучении, принадлежит  школьным логопедам и дефектологам.

В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют  учреждения и организации, оказывающие  специализированную психологическую  помощь, и невозможно осуществить  диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое консультирование

 

Цель данного  направления работы – оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.

Консультации  для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).

С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.

В случае появления  запроса на психотерапевтическое и  психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей  или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.

Информация о работе Отчет по практике в школе