Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:23, отчет по практике

Описание работы

Цель практики:
– Знакомство с учреждениями общего среднего образования и основными направлениями работы педагога-психолога в них.
– Определение задач, функций социально-педагогической и психологической службы в данных учреждениях.
– Изучение оснащения кабинета педагога-психолога.
– Знакомство с документацией педагога-психолога, анализ основ организации и деятельности психолога в данном учреждении.
– Формирование умений вести наблюдение в процессе учебной деятельности за школьниками.
– Развитие навыка составления психолого-педагогической характеристики личности.
– Психологический анализ урока.

Содержание работы

2. Введение…………………………………………………………………….3
3. Индивидуальный план работы……………….............................................6
4. Рабочая тетрадь с выполненными заданиями……………………………8
5. Дневник по практике……………………………………………………...24
6. Копилка методических материалов (диагностических, консультативных, профилактических, досуговых и других видов деятельности)……………………………………………………………...28
7. Отчет по практике с анализом проделанной работы….........................201
8. Заключение………………………………………………………………202
9. Список использованных источников…………………………………..203
10. Отзыв педагога-психолога базового учреждения……………………..204

Файлы: 1 файл

Учреждение образования.docx

— 265.48 Кб (Скачать файл)

 

 

Психопрофилактика и просвещение

 

Цель принципиально  важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п.

Содержанием психопрофилактической  и просветительской работы для педагогов  должно стать обучение педагогов  учреждения образования технологиям  проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т. п.

С учащимися мероприятия  организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.

Еженедельное  просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.

 

 

Методическая  работа

 

Цель методической работы – накопление психологических  методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.

Методическая  работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.

По запросу  администрации педагог-психолог выполняет  психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.

 

Социально-психологическое  обеспечение управленческих процессов

 

В рамках данного  направления педагог-психолог участвует  в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя – ученики.

Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация  форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется  руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.

Методическое  руководство педагогами-психологами  учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра.

Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования  района, города

Координацию психологической  работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра, который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях.

Данный специалист участвует в подборе и расстановке  кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.

Является координатором  коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп.

В районе целесообразна  организация групп по следующим  направлениям (примерная тематика):

для младших школьников:

  • эмоционально-поведенческие нарушения (например: агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность, синдром двигательной активности и т. п.);
  • коммуникативные умения (например: застенчивость, неуверенность, неумение вступать и поддерживатьконтакт со сверстниками и взрослыми и т. п.);
  • коррекция познавательной сферы;

 

для подростков:

  • коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность, неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркотики, алкоголь и т. п.);
  • эмоционально-поведенческие нарушения («трудные», группа риска с разными проявлениями);
  • группы по подготовке волонтеров для работы со сверстниками;

 

для старшеклассников:

  • тренинг целеполагания, профессионального и личностного самоопределения;

 

для родителей:

  • тренинг «Эффективный родитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документация  педагога-психолога

 

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

  1. план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;
  2. планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;
  3. индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;
  4. график работы;
  5. аналитические отчеты о работе за год;
  6. отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
  7. журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  8. перечень психологических методик, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в  учреждении образования все документы  и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных  средств.

 

 

 

 

 

 

 

Кабинет психолога  и его организационно-методическое обеспечение

Кабинет психологической  службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления  психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и  психологического консультирования. Кабинет  психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической  службы.

Кабинет психологической  службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

1. Техническое оснащение,  интерьер, методический инструментарий

Кабинет психологической  службы должен соответствовать следующим  требованиям:

1. 15 посадочных мест (не  менее 45 м2 на 1 или 2 помещения). 2. Телефон. 3. Компьютер. 4. Слайдопроектор. 5. Магнитофон. 6. Телевизор. 7. Видеомагнитофон. 8. Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении). 9. Экран. 10. Рабочий стол и стул. 11. Шкаф для техники и пособий. 12. Металлический шкаф для хранения документации. 13. Журнальный стол. 14. 2 кресла. 15. Цветные сменные перегородки. 16. Цветы (или аквариум, клетка для птиц, картины и т.п.). 17. Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ. 18. Набор игрушек и настольных игр в дошкольных учреждениях и школах (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаика и т.п.). 19. Набор материалов для детского творчества в дошкольных учреждениях и школах (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т.п.). 20. Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.) для детей, учащихся, студентов, родителей, педагогов. 21. Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

Кабинет психологической  службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу  и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.

Для занятий с детьми и  подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач  работы педагога-психолога кабинет  территориально должен включать несколько  зон, каждая из которых имеет специфическое  назначение и соответствующее оснащение:

1) зона ожидания приема  представляет собой отдельное  небольшое помещение, закрытое  от посторонних. В его оформлении  рекомендуется использовать цветы,  картины. На стенах не должно  быть никаких плакатов, особенно  медицинского содержания, чтобы  не вызывать нежелательных ассоциаций  у посетителей;

2) зона первичного приема  и беседы с посетителем оснащается: - рабочим столом; - картотекой с  данными о посетителях (детях,  учащихся, студентах, педагогах,  родителях); - закрытой картотекой, содержащей  данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны  посторонним.  - в шкафу размещаются  психологические таблицы, плакаты,  методический материал и другой  инструментарий для психологического  обследования;

3) зона консультативной  работы оформляется максимально  комфортно: журнальный столик  и удобные мягкие кресла, неяркое  освещение боковых бра;

4) зона игровой терапии  предназначена для детей и  приобретает особое значение. Поэтому  она должна быть по-особому  оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая  быстрой смене ситуации в игровом  сюжете, игрушки, поделочные материалы,  карандаши, альбомы. Все это  обеспечивает простоту адаптации  детей к условиям работы в  кабинете и способствует снятию  у них напряженности;

5) зона снятия психоэмоционального  напряжения предполагает свободное  размещение удобных мягких кресел  для отдыха, снятия усталости  и восстановления работоспособности.

При выборе помещения для  кабинета следует руководствоваться  тем, чтобы он был расположен за пределами  зоны видимости и пересечения  с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала  и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для  посетителей.

2. Документация

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1. План работы на год,  утвержденный руководителем учреждения.

2. План-сетку работы на  неделю.

3. Психодиагностическую  документацию, которая хранится  до окончания ребенком, учащимся, студентом данного учреждения.

4. Краткие планы и программы  проводимых занятий.

5. График работы с указанием  времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа  в кабинет.

6. Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных  занятий).

7. Годовой аналитический  отчет о проделанной работе, утвержденный  руководителем учреждения.

8. Перечень имущества  и оборудования. При увольнении  педагог-психолог сдает всю документацию  на хранение руководителю учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квалификационные  и этические требования к деятельности психолога

 

Квалификационные требования. Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах  ребенка, детских домах, школах, внешкольных  учреждениях и т.д. Психолог должен заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для  нее развивающей психологически комфортной среды. Проводить регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определять лиц, нуждающихся в психологической  помощи, осуществляет учет и контроль.

Психолог ведет просветительную  работу среди детей, учащейся молодежи родителей, преподавателей. Участвует  в семинарах для психологов. Выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения отклонений. Принимает  участие в создании благоприятного психологического климата в группах  и коллективах. Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о  достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях  педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Психолог отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

Информация о работе Отчет по практике в школе