Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:23, отчет по практике
Цель практики:
– Знакомство с учреждениями общего среднего образования и основными направлениями работы педагога-психолога в них.
– Определение задач, функций социально-педагогической и психологической службы в данных учреждениях.
– Изучение оснащения кабинета педагога-психолога.
– Знакомство с документацией педагога-психолога, анализ основ организации и деятельности психолога в данном учреждении.
– Формирование умений вести наблюдение в процессе учебной деятельности за школьниками.
– Развитие навыка составления психолого-педагогической характеристики личности.
– Психологический анализ урока.
2. Введение…………………………………………………………………….3
3. Индивидуальный план работы……………….............................................6
4. Рабочая тетрадь с выполненными заданиями……………………………8
5. Дневник по практике……………………………………………………...24
6. Копилка методических материалов (диагностических, консультативных, профилактических, досуговых и других видов деятельности)……………………………………………………………...28
7. Отчет по практике с анализом проделанной работы….........................201
8. Заключение………………………………………………………………202
9. Список использованных источников…………………………………..203
10. Отзыв педагога-психолога базового учреждения……………………..204
Психопрофилактика и просвещение
Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п.
Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т. п.
С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.
Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.
Методическая работа
Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.
По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов
В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя – ученики.
Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.
Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.
Методическое
руководство педагогами-
Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города
Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра, который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях.
Данный специалист
участвует в подборе и
Является координатором
коррекционно-развивающей
В районе целесообразна организация групп по следующим направлениям (примерная тематика):
для младших школьников:
для подростков:
для старшеклассников:
для родителей:
Документация педагога-психолога
В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:
При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.
Кабинет психолога
и его организационно-
Кабинет психологической
службы представляет собой специально
оборудованное отдельное
Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.
1. Техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий
Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:
1. 15 посадочных мест (не менее 45 м2 на 1 или 2 помещения). 2. Телефон. 3. Компьютер. 4. Слайдопроектор. 5. Магнитофон. 6. Телевизор. 7. Видеомагнитофон. 8. Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении). 9. Экран. 10. Рабочий стол и стул. 11. Шкаф для техники и пособий. 12. Металлический шкаф для хранения документации. 13. Журнальный стол. 14. 2 кресла. 15. Цветные сменные перегородки. 16. Цветы (или аквариум, клетка для птиц, картины и т.п.). 17. Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ. 18. Набор игрушек и настольных игр в дошкольных учреждениях и школах (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаика и т.п.). 19. Набор материалов для детского творчества в дошкольных учреждениях и школах (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т.п.). 20. Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.) для детей, учащихся, студентов, родителей, педагогов. 21. Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).
Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.
Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
1) зона ожидания приема
представляет собой отдельное
небольшое помещение, закрытое
от посторонних. В его
2) зона первичного приема
и беседы с посетителем
3) зона консультативной
работы оформляется
4) зона игровой терапии
предназначена для детей и
приобретает особое значение. Поэтому
она должна быть по-особому
оснащена: мягкое покрытие пола,
передвижная мебель, способствующая
быстрой смене ситуации в
5) зона снятия
При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.
2. Документация
В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:
1. План работы на год,
утвержденный руководителем
2. План-сетку работы на неделю.
3. Психодиагностическую документацию, которая хранится до окончания ребенком, учащимся, студентом данного учреждения.
4. Краткие планы и программы проводимых занятий.
5. График работы с указанием
времени индивидуальных
6. Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий).
7. Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения.
8. Перечень имущества
и оборудования. При увольнении
педагог-психолог сдает всю
Квалификационные и этические требования к деятельности психолога
Квалификационные требования.
Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных
учреждениях системы
Психолог ведет