Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:22, отчет по практике

Описание работы

В ГДОУ созданы и функционируют:
- Проектная группа по разработке и внедрению программы развития ДОУ;;
- Творческие группы педагогов;
- Служба медико-психолого-педагогического сопровождения;
- Профсоюзная организация ДОУ.

Содержание работы

Оглавление
Введение 1
Цели деятельности МБДОУ 2
Должностная инструкция педагога-психолога 4
Методическая литература (приложение)
Исследование медицинских карт воспитанников 6
Особенности дошкольного возраста 7
Беседа с родителями 10
Методики психологической диагностики отношений. 12
Диагностика детско-родительских 13
Развивающие игры 13
Занятия по рабочим тетрадям 14
Коррекционные игры 16
Развитие двигательной активности дошкольника 16
Релаксационные упражнения в работе с дошкольниками 18
Диагностика агрессивного поведения ребёнка 19
Коммуникативные игры для дошкольников 22
Анализ теста Р.Жиля 23
Анализ теста «Личностный дифферинциал» 25
Анализ теста «ОСЦИ 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение

Файлы: 1 файл

дневник практики.docx

— 112.96 Кб (Скачать файл)

Особенности раннего  и дошкольного возраста.

Дети раннего 1,5- 3 года попадая в ДОУ проходят адаптивный период в норме до 1 месяца. Для упешной  адаптации малыша можно выделить несколько факторов;

  1. позиция мамы
  2. привычки малыша
  3. воспитатели

. Тревожность матери, ребёнок один в семье, постоянно с мамой, в дом приходит мало людей- всё это может усложняет адаптацию ребёнка. Очень важно, чтобы мама была спокойна и последовательна в своих действиях. Как правило, первое время дети находятся несколько часов в группе, постепенно увеличивая часы пребывания в ДОУ ребёнок привыкает. Причем в раннем возрасте детям нужно меньше времени на адаптацию, чем в дошкольном. Основные новообразования: речь (1-3 лет – сензитивный период). Через речь осуществляется вход в сознание. Ребенок использует слово, как орудие.

Речь – универсальная система знаков.Основное направление: пассивная речь опережает активную. Ребенок делает первые языковые открытия, все это происходит в совместной с взрослыми. Феномен опосредованного положения. Все слова имеют название (имена). В 2-3 года ребенок начинает употреблять предложения. Сначала дети произносят слова – указания (дай, на). Развитие значение детских слов происходит на базе предметной деятельности. К 3 году ребенок может обобщить предмет, обозначить одним словом (пуговицы – большие, маленькие), с помощью речи выделить часть предмета.

Речь определяет развитие и других функций. Восприятие развивается  под влиянием речи (речью можно  обозначить предмет). Оно аффективно, связано с практической действиями. Память непроизвольна, но активна. Мышление – наглядно-действенное, ребенок схватывает отношение с предметами путем активных действий с ними, устанавливает связи между предметами). В личности  ребёнка раннего возраста проявляются две основные потребности– познавательная (потребность в новых впечатлениях) , потребность в самоутверждении., очень развита интуиция – реагирует на эмоциональную атмосферу; развита ориентировочная активность (если ограничить ориентировочную активность у ребёнка. будет замещение деятельности, вплоть до агрессии.

Кризис 3-х лет может  продолжаться до года. Основной девиз этого периода «Я-сам» это такие проявления как: аффективность эмоционально-волевой сферы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Роль игрыв этом периоде - формирование произвольности, воли и морали. 
Содержание игры: моделирование социальных отношений и ситуаций. 
Игрушки – символические (палочка – лошадка), сюжетные 
Функции игрушки:  
• стимулируют собственную активность 
• моторная 
• строительная 
• социальная 
Игрушки – это средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Ребенок учится заботится, сопереживать игрушкам,т.е. играя ребенок учится рефлексии.

Младший школьный возраст

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики  на основе тех предпосылок, которые  сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают  новообразования различной степени  выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

Мышление наглядное. Начало логического мышления начинается с  развития стихийных понятий, опирается  на развитие речи. Развитие умственных действий – , классификация, установление причинно-следственных связей. 
Старший дошкольный возраст:мышление наглядно-образное, словесно-логическое формируется к семи годам

Беседа с родителями

Разные авторы с различных  позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все  отмечают, что именно родители в  большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты  поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и  дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям  и подавляя другие. Так, ребенок, демонстрирующий  свою беспомощность, неспособность  разрешить какую-либо ситуацию, подталкивает родителей помочь ему, и часто  родители делают это вне зависимости  от того, нуждается ли реально ребенок  в помощи.

Обычно необходимы социальные характеристики семьи, которые включают в себя: состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;

  1. жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и прочее
  2. среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
  3. характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
  4. воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
  5. в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
  6. произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.

Иногда не удаётся собрать все эти сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи, и родители порой не хотят их обсуждать. Если в этом нет крайней необходимости, некоторые вопросы  и не задаются. Однако при выявлении неблагоприятных тенденций в развитии нужно постараться создать в отношениях с родителями атмосферу откровенности, так как сведения о положении в семье особенно важны для понимания психического состояния ребенка. Возможно, что его страхи и невротизированность связаны с каким-либо недавно произошедшим событием. В этом случае они ситуативны и хорошо поддаются коррекции. Но может быть, что это стойкое невротическое состояние имеет свою длинную историю и обусловлено многими причинами (родовые травмы, болезни и т.д), в таком случае коррекция будет проходить намного сложнее и, возможно, потребует вмешательства других специалистов.

В разных случаях нужно ясно представлять свои возможности и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько убедительны, что дают возможность наметить конкретную стратегию коррекционной работы, то можно приступить к реализации коррекционных мер, если нет — нужно собрать дополнительные данные.

В беседе с родителями уместно  ознакомиться с их мнением о взаимоотношениях между членами семьи, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны  взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителей. Такие сведения важны для понимания динамики, темпа и направленности развития. Вполне возможно, что неумение ребенка, например, завязывать шнурки связано не с нарушением мелкой моторики, а с тем, что он жил у бабушки, которая полностью одевала его до последнего времени. Вполне возможно, что аффективный фон настроения, агрессивные вспышки, снижение волевой активности являются реакцией ребенка на детский коллектив, в то время как дома он спокоен, самостоятелен. Родители знают эту особенность ребенка, так как уже сталкивались с подобным поведением на прогулках, в общественных местах, поликлинике и т.д.

Методики психологической  диагностики.

 В практике образования  и воспитания необходимо выявление  психологических различий между  детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Основная работа проводимая мною  в деском саду касалась прежде всего изучения и коррекции коммуникативных навыков детей- дошкольников. Наблюдение за тревожными, застенчивыми, гиперактивными детьми позволило подобрать соответствующие тесты для диагностики,занятия и игры. В подборе игр и занятий опора была на возрастные особенности детей , пихические новообразования соответствующие каждому возрасту, а также психологическое состояние детей. Развивающие занятия проводились в сферах ;познавательных процессов и эмоционально- личностной . Коммуникативность ,познавательные процессы, эмоции, волю невозможно отделить друг от друга так как это составляет основу социализации ребёнка в ДОУ.

Диагностика детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее  остро дети переживают нарушение  контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного  конфликта, отсутствия родительского  тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому  позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального  психологического развития ребенка.

Во время практики я  использовала в основном два метода диагностики это проективные  методики: рисунок «Моя семья» и  методика Рене Жиля (рассказ о семье по картинкам).

Развивающие игры.

Игры  «Беседы по картинкам».

Предлагаемое учебное  пособие содержит рисунки с изображением ситуаций, которые способствуют воспитанию доброжелательности и моральности. вариант методики обучения детей связному рассказыванию по картинке. Для детей 4-6 лет.

Игры на развитие мелкой моторики, речи, памяти внимания, мышления.(приложение)

Очень важно для детей  развитие тонкой моторики рук.  В  головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и  детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и  помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся  трудными, не забывать хвалить ребенка. Игры на развитие мелкой моторики , в сочетании со стихами дают положительный эффект: детям весело и интересно , запоминать стишки и делать упражнения пальчиками. Такими играми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

 Игры ; «Большая стирка», «Штанишки для мишки», «Заботливый друг», «Мой мизинчик», «Маленькие пекари», «Балалайка и дудочка», «Бубен и скрипка», «Птичка пьёт водичку», «По водицу».

 

Занятия по рабочим  тетрадям.

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование  предоставляет ему возможность  наиболее легко в образной форме  выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Поэтому  важна связь рисования с мышлением  и речью. Большинство специалистов сходятся во мнении, что, детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует  объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся пред- * метного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

Обучение нормального  ребенка рисованию простейших образцов приводит к развитию графических  образов и связанных с ними действий соотнесения образа предмета, графического образа и графического построения. Нормальный ребенок в  рисовании обнаруживает понимание  сути графического построения и постоянную способность контролировать свои действия при рисовании. Умственно отсталый ребенок, подражая взрослому, совершает  последовательный ряд действий, но не способен уловить смысловую нагрузку самого графического образца. Они рисуют на основе имитационного образа. Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств ребенка, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

В  наших занятиях также  использовались тетради по развитию познавательных процессов, логики. Проводили рисуночные тесты для диагностики познавательных процессов: готовность к школе, уровень развития познавательных процессов, логики.

Особую ценность материалы  рабочих тетрадей в сочетании  с методическим пособием к ним  имеют для педагогов и психологов коррекционных и вспомогательных школ, работающих с детьми, которые испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой. Тетради существуют для каждой возрастной группы.

 

Коррекционные игры

Коррекционные игры и упражнения помогают ребенку не только преодолеть многие комплексы и проблемы, развить  собственные способности, но и просто приятно и весело провести время .В современной психологии игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни (Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: «Просвещение», 1989.) Игра — деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

 Сущность игры заключается  в том, что в ней важен  не результат, а сам процесс,  процесс переживаний, связанных  с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы,  но чувства, переживаемые им, реальны . Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

Информация о работе Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района