Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:22, отчет по практике

Описание работы

В ГДОУ созданы и функционируют:
- Проектная группа по разработке и внедрению программы развития ДОУ;;
- Творческие группы педагогов;
- Служба медико-психолого-педагогического сопровождения;
- Профсоюзная организация ДОУ.

Содержание работы

Оглавление
Введение 1
Цели деятельности МБДОУ 2
Должностная инструкция педагога-психолога 4
Методическая литература (приложение)
Исследование медицинских карт воспитанников 6
Особенности дошкольного возраста 7
Беседа с родителями 10
Методики психологической диагностики отношений. 12
Диагностика детско-родительских 13
Развивающие игры 13
Занятия по рабочим тетрадям 14
Коррекционные игры 16
Развитие двигательной активности дошкольника 16
Релаксационные упражнения в работе с дошкольниками 18
Диагностика агрессивного поведения ребёнка 19
Коммуникативные игры для дошкольников 22
Анализ теста Р.Жиля 23
Анализ теста «Личностный дифферинциал» 25
Анализ теста «ОСЦИ 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение

Файлы: 1 файл

дневник практики.docx

— 112.96 Кб (Скачать файл)

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика— аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

«Дотронься»

«Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. 
Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит:«дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги,хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием,с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков,получение опыта взаимодействия в парах,преодоление боязни тактильного контакта. 

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. 
Описание игры: дети становятся попарно,прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья,кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками,бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна  детям, испытывающим трудности в  процессе общения.

«Угадай о ком говорят»

 

Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.

В ходе игры психолог описывает какую - ни будь профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.

 

«Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности  к переключению внимания, расширение 
кругозора.

 

Дети встают в  круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

' Варианты слов:

Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, листок, шахтер, диктор, экскурсовод, учитель, сено, мама, кондитер, река, очки, продавец, тетрадь, фантазия, парикмахер, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, чайник и.т.д.

Проективная методика «Рисунок семьи»

(как и «Кинетический  рисунок семьи») является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на  которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и  ее модификации можно использовать  с одной стороны для изучения  структуры семьи, особенностей  взаимоотношений между членами  семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику  можно рассматривать как процедуру,  отражающую в первую очередь  переживания и восприятие ребенком  своего места в семье, отношение  ребенка к семье в целом  и отдельным ее членам, особенности  «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для

 

 

 

диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений. 
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике. 
Диагностическая процедура  
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

- «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». 
– «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь». 
– «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». 
– «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово  «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок  спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время  выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно  длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протокол

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции  и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания  надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто тут нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что они делают? Кто это придумал?
  • Им весело или скучно? Почему?
  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса  провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок  склонен делать. Поэтому, если ребенок  не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно  попытаться выяснить смысл нарисованного  ребенком: чувства к отдельным  членам семьи; почему ребенок не нарисовал  кого-нибудь из членов семьи (если так  произошло); что значат для ребенка  определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности  следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это  может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто 

продуктивными оказываются  проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» ит.п.). 
После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:

  • Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
  • Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  • Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
  • Ты имеешь «№» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
  • Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  • Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация методики «Рисунок семьи» 
Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией: 
а) о возрасте исследуемого ребенка; 
б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер; 
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно  можно разделить на три части:

  • Анализ структуры «Рисунка семьи»;
  • Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;
  • Анализ процесса рисования.
  • Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных  отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена  детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных  ситуациях, важных для ребенка и  затрагивающих его отношения  с другими людьми.

Перед началом работы с  методикой ребенку сообщается, что  от него ждут ответов на вопросы  по картинкам. Ребенок рассматривает  рисунки, слушает или читает вопросы  и отвечает. Ребенок должен выбрать  себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в  группе. Он может выбрать его ближе  или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку  предлагается выбрать типичную форму  поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении  ребенка к разным окружающим его  людям (к семейному окружению) и  явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого  ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная  методика межличностных отношений  позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно  разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие  конкретно-личностные отношения  ребенка: отношение к семейному  окружению (мать, отец, бабушка, сестра  и др.), отношение к другу или  подруге, к авторитетному взрослому  и пр.

  • 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:  
- отношение к матери,  
- отношение к отцу,  
- отношение к матери и отцу как семейной чете,  
- отношение к братьям и сестрам,  
- отношение к бабушке и дедушке,  
- отношение к другу,  
- отношение к учителю,  
- любознательность,  
- стремление к доминированию,  
- общительность,  
- отгороженность,  
- адекватность.

Отношение к определенному  лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести  к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Проведите тестирование, а  затем обратитесь к ключу для  оценки полученных результатов.

  • Ключ

№ 
шкалы

Значение шкал

Номера заданий

Общее 
количество 
заданий

1

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и  сестрам 

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и  дедушке 

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному  взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность 

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Лидерство

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

12

Социальная адекватность поведения 

9, 25, 28, 32-38

10

Информация о работе Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района