Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:22, отчет по практике

Описание работы

В ГДОУ созданы и функционируют:
- Проектная группа по разработке и внедрению программы развития ДОУ;;
- Творческие группы педагогов;
- Служба медико-психолого-педагогического сопровождения;
- Профсоюзная организация ДОУ.

Содержание работы

Оглавление
Введение 1
Цели деятельности МБДОУ 2
Должностная инструкция педагога-психолога 4
Методическая литература (приложение)
Исследование медицинских карт воспитанников 6
Особенности дошкольного возраста 7
Беседа с родителями 10
Методики психологической диагностики отношений. 12
Диагностика детско-родительских 13
Развивающие игры 13
Занятия по рабочим тетрадям 14
Коррекционные игры 16
Развитие двигательной активности дошкольника 16
Релаксационные упражнения в работе с дошкольниками 18
Диагностика агрессивного поведения ребёнка 19
Коммуникативные игры для дошкольников 22
Анализ теста Р.Жиля 23
Анализ теста «Личностный дифферинциал» 25
Анализ теста «ОСЦИ 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение

Файлы: 1 файл

дневник практики.docx

— 112.96 Кб (Скачать файл)

Развитие двигательной активности дошкольника.

Работа с детьми дошкольного возраста строится так, чтобы решалась основная задача — развитие их двигательных навыков и умений. Детей 2—3 лет в подвижных играх привлекает преимущественно сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать, что-то искать. Результат этих игровых действий для них не имеет значения.

В играх с текстом психолог не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Движения должны быть чёткими. Речь — эмоционально насыщенной, интонационно выразительной.

Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям. Возможности восприятия в этом возрасте имеют свои особенности, внимание детей ситуативно. Поэтому инструкция должна включать ограниченное число слов.

Введение новой игры лучше планировать на утро, когда дети ещё не утомились.

Примерно с 4-5 лет, в средней группе, детей уже интересует результат произведённых действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры.

В средней и в старшей группах уже можно рассказывать детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределять роли. В группе детей 4 лет в начале года психолог сам назначает, кто кем будет. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.

Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые психолог проводит с детьми, в дальнейшем — при самостоятельной организации ими игры. Считалка даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

В старшей группе дети должны знать разные считалки.

Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.).

Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе дол жен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

Внимание психолога должно быть направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.

В моём случае использовались игры: «Мы ногами топ-топ», «Вот сидит наш пёс барбос»

Релаксационные  упражнения в работе с дошкольниками.

Упражнения рассчитаны на снятие двигательного, эмоционального, психического напряжения, психологического дискомфорта,накопленного в детском саду. Также упражнения помогут детям понять как можно снимать напряжение, не обижая других. Можно рекомендовать родителям агрессивных, тревожных, застенчивых детей.

 

Двигательные  упражнения: Брыкание».(для агрессивных детей)

Ребенок ложится на спину  на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается  сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Щенок отряхивается” (трясение)

Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после  купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом– от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно.Повторите упражнение вместе с ребенком.

Дыхательные упражнения: Шарик”

Цель: расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестно. Психолог показывает и объясняет: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился.Слушайте и делайте, как я:

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. 
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. 
Дышится легко, ровно, глубоко”.

Упражнения под музыку: «Порхание бабочки», «Цветок», «Необычная радуга».

Дети закрывают глаза, психолог читает волшебную историю  с позитивным концом.

 

Диагностика агрессивного поведения ребёнка.

1. Рисунок «Моя семья» (приложение)

2.Тест «Страхи в домиках» (приложение)

3.Тест «Тревожности» (приложение)

4. Тест «Лестница»

По запросу воспитателя  я провела диагностику агрессивного ребёнка.

Егор Дудко 4 лет.

1.Анализ рисунка «Моя  семья»

Егор отказался рисовать рисунок семьи. Говорил, что не помнит или не знает кто живёт. На вопросы кто живёт с тобой дома, отвечал скупо и неохотно. В итоге нарисовал себя. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Егор не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности.

. Расположение себя на листе

  Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Рисунок самого себя характеризует маленькая величина, ассиметрия ,непропорциональность, схематичность,. В цветовой гамме красный цвет -эмоциональный фон, агрессия (сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость) то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости. Вокруг себя Егор изобразил дом с дверью, геометрические фигуры

Элементы графических  презентаций.

Голова. Брови, большие глаза, большие уши, отсутствие рта.

Голова - центр локализации  интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо - самая важная часть тела в  процессе общения. Отсутствие рта говорит признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми, сверстниками. Большие уши и глаза свидетельствуют о том, что ребёнок хорошо видит и слышит  всё,что происходит вокруг него.

Очень длинные  руки, поднятые вверх; одна с пальцами, другая нет.

Руки являются основными  средствами воздействия на мир, физического  контроля поведения других людей.  Ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, это часто связано с его агрессивными желаниями. чтобы хоть как-то утвердить себя в семье, детском саду, школе. При этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, втиснутым в нижний край листа- это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

Ноги: раскинуты  в стороны, нет опоры. Может означать растерянность

2.Анализ теста «Страхи  в домиках»

Страхов в чёрном домике (страшные) у Егора оказалось совсем немного: смерть родителей, тесного  помещения, крови. Во время теста  говорил, что не страшно ничего ,потому что придёт человек-огонь и поэтому Егор не боится. Страхи в чёрном домике мальчик очень тщательно изорвал, мы их наказали выкинув в мусор, сказав что там их место.

3.Анализ теста тревожности.

А) Количественный анализ.

По результатам теста  Егор набрал 50%. 7 отрицательных ответов  т.е средний уровень тревожности.

Б) Качественный анализ.

 У Егора высокие  показатели тревожности проявляется  в ситуациях моделирующих отношения  ребёнок- ребёнок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Агрессивное нападение», «Изоляция»),низкие ребёнок-взрослый(«Ребёнок с родителями),повседневные действия «Еда в одиночестве».

4.Анализ теста самооценки «Лестница»

Егор поставил себя на самую  верхнюю ступеньку, мама его тоже бы поставила также. Воспитатель его поставила бы на 7-8 ступеньку. Учитывая возраст Егора и возрастные особенности критичности к себе, можно сделать вывод, что завышенная самооценка норма для его возраста.

Выводы: причины агрессии есть в сфере родитель- ребёнок, семейной ситуации. Маму просили подойти на беседу к психологу, но она не пришла.

Проводилась коррекционная  работа в сфере коммуникативности Егора, в группе с детьми имеющими трудности в сфере общения. Проводились коррекционные игры «Я люблю…», « Ладонь в ладонь», «Клубочек», «Торт», «На мостике». Игра- релаксация «Воздушный шарик». Познавательная игра «Волшебный мешочек».

Коммуникативные игры для дошкольников

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования  и внимательных родителей. Так- как дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, препятствия преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.

Необходимость налаживания  психолого-педагогической помощи нуждающимся  в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного, направления в дошкольном образовании, одной из приоритетных задач которого является целенаправленная разработка форм, содержания и методов выявления  детей группы риска в раннем и  дошкольном детстве, а также способов и приемов обучения, применение которых  позволило бы своевременно и эффективно преодолевать проблемы в развития ребенка.

Поскольку игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, коммуникативная игра позволяет  развить у детей следующие  навыки: умение договариваться, понимание  чувств другого (эмпатия), снять торможение или сосредоточить при ответах на вопрос и т.д.

Исследование коммуникативной  активности , семейных и социальных взаимоотношений в семье.

Анализ теста для детей Р.Жиля.

 Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Исследования проводились  в логопедической группе с целью  исследовать социальную приспособленность ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Для детей с задержкой речевого развития важны полноценные отношения в семье, полноценное общение в ДОУ. Результаты тестирования позволят составить программу для развития коммуникативных навыков детей логопедической группы.

Тестирование прошли  два ребёнка .

Игнат 5 лет. Низкий уровень речевого развития.

Значение шкал

Результаты тестирования

Общее количество заданий

1

Отношение к матери

2

20

2

Отношение к отцу

13

20

3

Отношение к матери, отцу как к родительской чете

4

10

4

Отношение к братьям, сёстрам

0

20

5

отношение к бабушке и  дедушке

0

15

6

отношение к другу,

11

20

7

отношение к учителю,

1

15

8

любознательность

4

10

9

- стремление к доминированию

1

4

10

общительность,

2

4

11

отгороженность,закрытость

2

15

12

Социальная адекватность поведения

7

10


В результате исследования можно сделать выводы. Значимый взрослый для ребёнка отец (в процессе обследования мальчик сказал, что папа с ними не живёт). Данный факт может влиять на общее эмоциональное состояние мальчика. Высокий показатель в отношении к другу, говорит о том что ребёнок склонен к постоянству и глубине в отношениях с товарищем. Социальная адекватность высокая- послушный, адекватный ребёнок в группе. Отгороженность, низкая- в группе активно играет. Низкие показатели по лидерству и средние по общительности- общается с узким кругом детей.

 

Рома 5 лет. Средний уровень речевого развития

Значение шкал

Результаты тестирования

Общее количество заданий

1

Отношение к матери

5

20

2

Отношение к отцу

4

20

3

Отношение к матери, отцу как к родительской чете

7

10

4

Отношение к братьям, сёстрам

6

20

5

отношение к бабушке и  дедушке

0

15

6

отношение к другу,

8

20

7

отношение к учителю,

0

15

8

любознательность

3

10

9

- стремление к доминированию

1

4

10

общительность,

2

4

11

отгороженность, закрытость

3

15

12

Социальная адекватность поведения

5

10

Информация о работе Отчет по практике в в ГБДОУ №88 Приморского района