Отчет по учебно-ознакомительной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:12, отчет по практике

Описание работы

1. МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58 г.о.Тольятти.

2. Организация психологической службы в образовательном учреждении.

Содержание работы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ




ДНЕВНИК ПРАКТИКИ


ЗАДАНИЕ №1 Ознакомление и анализ структуры психологической службы учреждения, функциональных обязанностей психолога учреждения


ЗАДАНИЕ №2 Обозначить основные задачи и направления работы практического психолога




ЗАДАНИЕ №3 Изучить организационные и функциональные аспекты рабочего места психолога и проанализировать особенности планирования рабочего времени




ЗАДАНИЕ №4 Изучить нормативные и законодательные документы, регламентирующие работу психолога


ЗАДАНИЕ №5 Использовать метод наблюдения и психологического анализа урока (занятия)




ЗАДАНИЕ №6 Знакомство с разными направлениями деятельности практического психолога.

ЗАДАНИЕ №7 Психологическое заключение на ребенка.




РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ


ОТЗЫВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

МОЯ ПРАКТИКА.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

 
Организационные зоны кабинета педагога-психолога

 

      Для занятий с детьми и подростками  в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1) зона  первичного приема и беседы  с посетителем оснащается рабочим  столом; картотекой с данными  о посетителях (детях, учащихся,педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;

2) зона  консультативной работы оформляется  максимально комфортно: журнальный  столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют открытому, доверительному общению условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

3) зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;

4) зона  снятия психоэмоционального напряжения  предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности. 
Она оборудована 25 мягкими креслами с высокими подголовниками и вмонтированными в них разъемами для подключения индивидуальных наушников,  экраном. 
Интерьер комнаты вызывает положительные эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека, чему способствуют цвет стен и декоративная отделка.

Все эти  зоны, по сути, соответствуют целям  и задачам функционирования кабинета школьного психолога, основным контингентом которого являются учащиеся различного возраста, их родители и учителя.

Оборудование кабинета педагога-психолога

Для обеспечения  нормальных условий работы педагога-психолога  руководителем образовательного учреждения отводится помещение, отвечающее ряду требований: 
• пропорционально спланированное и отвечающее возмож-ности оборудования необходимых профессиональных зон;  
• хорошо освещенное, с достаточно высоким уровнем звуко-изоляции; 
•удобное расположение, чтобы большинство родителей имели к нему свободный доступ; 
• цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими; 
• наличие живых комнатных растений; 
• отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой работы педагога-психолога.

 

  Организация и планирование рабочего времени педагога - психолога.

     Руководители  государственных и муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений при организации и планировании деятельности педагога-психолога должны учитывать, что его рабочая неделя составляет 36 часов в неделю (письмо Министерства Образования  Российской Федерации №945Т от 01.03.2004 г.), из них:

     - на индивидуальную и групповую  профилактическую, диагностическую,  консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает  18 часов в неделю;

     - остальное время в пределах  установленной педагогу-психологу  продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной  и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогами и родителями обучающихся; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

      Выполнение  указанной работы педагогам-психологам может осуществляться, как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требованиям к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательными учреждениями.

 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4.     Изучить нормативные и законодательные документы, регламентирующие работу психолога.

 

Международные:

 
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Международная классификация болезней (МКБ 10).

Федеральные:

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
  • Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 "О введении должности психолога в учреждении народного образования";
  • Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ";
  • Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений";
  • Приказ № 636 от 22.10.99.г. "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" с приложением;
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
  • Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. "О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 "Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
  • Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 "О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.".
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе";
  • Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений";
  • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);
  • Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).

Региональные:

  • Закон "О защите прав ребенка в Вашем регионе" (районе, области, крае);
  • Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
  • Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
  • Статус практического психолога образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
  • Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
  • Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.

 

 
 
 
 
 
 
 

Задание 5.  Использовать метод наблюдения и психологического анализа урока (занятия).

 

     Цель: Формирование навыков наблюдения при  проведении психологического анализа  урока.

     Дата: 1.04.2011

     Урок(предмет): физика  
          № урока по расписанию: 2

     Класс: 7е

     Учитель: А.Татьяна Васильевна

     Тип урока: контрольная работа

     Тема: КПД. Работа. Мощность.  
          

Психическое состояние класса перед уроком: волнение, легкое состояние возбуждения, перелистывание книг, тетрадей, повторение.

- влияние предшествующих занятий ребята были в состоянии возбуждения,

- готовность  учебных пособий в соответствии с темой урока- были книги и тетради, откуда ребята повторяли.

Внимание:

а) внешние приемы организации внимания на уроке:

- ритм и темп  урока- спокойный, ничего отвлекающего.

- наличие и  наглядность пособий- таблицы из учебника, формулы.

- интонация речи  учителя, его мимика, пантомимика- спокойная, размеренная, не раздражающая речь, малословная.

б) внутренние приемы организации внимания на уроке: учитель в начале урока обратила внимание на предстоящую работу, ответила на задаваемые вопросы.

 
 

в) умение учителя  распределить свое внимание на уроке  – внимательно заполняла журнал, часто смотрела на класс, при необходимости отвечала на задаваемые вопросы.

г) ученики были внимательны и сосредоточены  на работе.

Восприятие:

Речь учителя  воспринимается доступно учениками, выделяются при этом главные и нужные моменты.

Память:

Ученики пытались максимально вспомнить предыдущий материал, формулы для решения  задач на контрольной работе.

Мышление:

Ученики внимательно  проанализировали предлагаемый им материал(задачи для решения), задавали вопросы, если что-то вызывало неясность. 

Учитель следил за тем, чтобы каждый ученик выполнялзадания  самостоятельно.

Воображение:

Учитель скорее всего не использовал воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого);

Чувства:

Практически все  учащиеся были изначально настроены  на учебную деятельность, на протяжении урока настроение менялось, так как  ребята волновались, боялись что-то не успеть или плохо решить задания.

Навыки:

Ребята пытались максимально применить свои школьные навыки, пытались правильно распределить время на решение каждой задачи.

Психологические особенности учителя:

У учителя спокойное  выражение лица, заинтересованное, кивает ребятам, если те отвечают правильно. Учитывает индивидуальные особенности ребенка, принимая все ответы учащихся. Были случаи нарушения дисциплины на уроке, учитель делал небольшое замечание, не отвлекая других. Речь учителя грамотная, говорит терминами и разъясняет их при необходимости.

 

В целом можно  сказать, что урок прошел успешно. Ребята были сосредоточены на уроке, были мотивированы на хорошее выполнение данных заданий. Учитель профессионально обращался  с каждым учеником, не создавая напряженной  атмосферы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 6. Знакомство с разными направлениями деятельности  практического психолога.

     Практический  психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Направления деятельности

     В системе образования по нормативным  документам практический психолог проводится как "педагог-психолог".

   Основными направлениями деятельности практического  психолога в учреждении системы  образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

  • Психопрофилактическая работа 
    Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
    • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
    • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
    • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
    • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
    • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
  • Психодиагностическая работа
  • Развивающая и психокоррекционная
  • Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
    • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
    • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
    • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
  • Консультативная работа (психологическое консультирование) 
    Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
    • консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
    • консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
    • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
  • Психологическое просвещение 
    Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
    • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
    • выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
    • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
  • Психологическая реабилитация 
    Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей
    • Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Информация о работе Отчет по учебно-ознакомительной практике