Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7

1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7

1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33

2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33

2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53

ПРИЛОЖЕНИЕ А
59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60

ПРИЛОЖЕНИЕ В
61

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)




ОТНОШЕНИЕ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОР ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ

7

 

1.1

Специфика возрастной динамики Я-концепции

7

 

1.2

Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции  женщины в разные возрастные периоды

17

2

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ

33

 

2.1

Описание базы, программы  и методов исследования

33

 

2.2

Анализ результатов  эмпирического исследования отношения  к своему внешнему облику как фактора  возрастной динамики Я-концепции женщины 

37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

50

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

53

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

59

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

60

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

61


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец ХХ – начало XI века – период социальных перемен, важное место среди которых занимает изменение положения женщины в обществе. В современном мире женщины занимают все более значимое положение, как в социальном, так и в профессиональном смысле. Благодаря всестороннему включению в жизнь общества, у них появились новые сферы самореализации. Возможность повышения образовательного уровня и осуществление профессиональной деятельности оказали существенное влияние на психологический образ женщины. Наряду с такими качествами, как мягкость, забота, доброта, отзывчивость появляются независимость, энергичность, предприимчивость (И.С. Кон).

Представление женщины  о себе во многом зависит от господствующего  в обществе мнения о том, какой  должна быть женщина. На протяжении многих веков семья считалась главным предназначением женщины. Поэтому её наличие являлось необходимым условием для осознания собственной значимости и ценности [47],[50]. А её отсутствие означало бесполезно прожитую жизнь. Но в современном обществе женщина может выбрать для себя профессиональную деятельность. Это, однако,  не  может гарантировать высокого самоуважения, так как мир бизнеса построен на мужских ценностях. Следовательно, в образе женщины могут появиться  маскулинные черты, что в дальнейшем затруднит взаимоотношения с противоположным полом и уменьшит вероятность создания семьи, и реализации материнского начала [51],[68].

Необходимость изучения данной проблемы мы видим в разработке на основе исследования рекомендаций для консультативной работы с женщинами в поиске сфер, путей и внутренних ресурсов для их успешной самореализации.

Отмечается, что именно «Образ-Я» женщины в наибольшей степени  уязвим. Это связано с местом женщины  в общественных отношениях. Женщина  в большей степени подвержена снижению самооценки в зависимости от внешних оценок в ее адрес. Она более критична к себе, обращает внимание на недостатки, тогда как достоинства принимает как само собой разумеющееся, в результате чего даже знание о них не способствует повышению своей значимости в собственных глазах.

Теоретической базой  данного исследования стали работы следующих авторов К. Роджерс, А. Адлер, Р. Берне, Г. Оллпорт, В.В. Столин, СР. Пантелеев, И.С. Кон, Е.С. Шильштейн, занимавшихся проблемой образа Я, самооценки и самосознания в целом в психологической науке. С. Орбах, Г. Шихи, Л. Санфорд, М. Донован, О.А. Гавриловой, Л.В. Бороздиной, О.Н. Молчановой рассматривали особенности образа Я женщин. Полная возрастная периодизация всего жизненного цикла человека представлена англо-американскими учеными (Д.-Б. Бромлей, Д.-Б. Биррен, Д. Векслер и др.), отечественными физиологами, представившими ее на симпозиуме в АПН СССР (1965), антропологами (В. В. Бунак, В. В. Гинзбург).

Я человека - сложное образование, имеющее структуру и различные аспекты. Понятие образа Я наиболее часто соотносится с когнитивным компонентом «Я-Концепции». Образ Я - это система всех возникающих на протяжении жизни преставлений человека о себе самом (о теле и организме в целом, умственных способностях, моральных, нравственных качествах, эмоциях и чувствах, социальной значимости) [26, с. 68]. Речь идет о «Я-Концепции», включающей образ Я, наполненный совокупностью различных представлений о себе и их различными гранями. Образ Я, в свою очередь, включает - образы Я, воспринимаемые и проецируемые другими, и свои собственные образы, опирающиеся на свои критерии прекрасного, умного, тонкого; самосознание, отражающее процессуальную сторону познания себя.

«Я-Концепция» как личностное образование обеспечивает устойчивость психической реальности женщины, которая значима с точки зрения Других и которая задает предел изменениям; обеспечивает интегрированность и позволяет различать Я и не-Я. Если единство и целостность Я разрушаются, то наблюдается болезненное функционирование личности: нарушаются способности прогнозировать, управлять своим поведением, предвидеть оценки окружающих, точно оценивать себя, корректировать неадекватные представления о себе. Расстройство Я приводит к деперсонализации. И наоборот, психическая деперсонализация приводит к измененному переживанию своего Я, своей личности, взаимоотношений с окружающими [13, с.25].

Целостное Я человека существует в его отношениях с  другими людьми раньше, чем конкретные выражения Я. В онтогенезе формирование Я представляет собой качественно неоднородный процесс: отсутствие Я у младенца, осознание Я у ребенка, открытие Я у подростка, самосовершенствование Я взрослого. Затем следует «эпоха» индивидуализации - авторства собственного образа жизни; приобретения аутентичности (Я есть Я); универсализации - поиск высшего Я (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).

Цель исследования состоит  в изучении особенностей отношения  к своему внешнему облику как фактору  возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Объектом исследования данной работы является «Я-Концепция» женщины в разные возрастные периоды.

Предметом  исследования – отношение к внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
  2. Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
  3. Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
  4. Обработать данные и проанализировать результаты.

Методы исследования:

  1. Теоретический  анализ психологической литературы.
  2. Методы эмпирического исследования

Методики:

  1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
  2. «Личностный дифференциал» (ЛД) Е.Ф.Бажина - А.М.Эткинда.
  3. Методика самоотношения Столина

Гипотеза исследования заключается в том, что изменения  отношения личности к себе как  к представителю определенного  возраста и представления женщин о необходимых важных качествах  способствуют изменению в структуре  образа «Я».

Выборку составили три  возрастные группы женщин, общей численностью 100 респондентов. Исследование проводилось в ноябре 2007 - феврале 2008 годов.

 

 

1 ТЕОРЕТИКО  - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ  ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ

1.1 Специфика возрастной динамики «Я-Концепции»

 

Рассматривая, проблему «Я», занимающую одно из центральных  мест в современной психологии и  имеющую важное теоретическое и  прикладное значение, мы сталкиваемся с целым рядом трудностей. До сих  пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. «Я-концепция» (У. Джеймс), «Эго-идентичность» (Э.Эриксон), «Самость» (К.Роджерс, И. Кон), «Самосознание» (В. Столин, И.Чеснокова), «Я», и др. – все это различные трактовки одного и того же явления внутренней стороны личности – личностного «Я». Трудность в исследовании явлений «Я» обусловлено и тем, что они не поддается жесткой операцианализации и не укладывается в привычную логику экспериментальной науки, ориентированной на изучение вещей и безличных процессов [23,30].

Основная же трудность исследования изучаемого явления состоит в том, что субъект познания здесь является одновременно и объектом познания. Если в обычном познании субъект и объект расчленены и отдифференцированы, то в нашем случае они слиты. Человек в качестве субъекта познания должен как бы вынести себя во вне для себя же, посмотреть на себя глазами других, как на нечто самостоятельное по отношению к себе. И здесь оказывается, что полностью придать объективированный вид этому, отчужденному от себя, субъекту – в лице нас самих же – почти невозможно [60, 5].

Согласно К. Роджерсу, для «Я-концепции», в которую включены бессознательные процессы, нельзя дать точное определение и, следовательно, она не поддается научному исследованию[46]. И хотя исследования в этой области ведутся достаточно широко, тем не менее, этой проблеме отводится все еще скромное место.

Первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания принадлежит  У.Джеймсу. Глобальное личностное «Я»  он рассматривает как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» («Чистое Я») и «Я» как объект («Эмпирическое»  или «познаваемое Я»). Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно [45, 10]. Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, которое, согласно, имеющимся в науке данным [31,36], включены в генезис личности и, следовательно, становление всех его особенностей и аспектов будет определяться закономерностями именно личностного развития.

Самосознание в целом – динамическое образование психики, оно находится в постоянном движении, и не только в онтогенезе, но и в своем повседневном функционировании [54,92].

Оно имеет уровневое  строение. Эта идея не раз высказывалась  в отечественной и зарубежной литературе.

Так, за основу самосознания Гримак берет психическое отражение  – естественное явление, возникшее  в процессе усложнения и обогащения реактивности живого организма на условия  внешней среды. «Представления человека о собственной сущности и своих  возможностях в каждый период жизни существенно различны. Они зависят от особенности психического отражения, присущих каждому возрасту, предающих формируемому самосознанию определенную специфичность и окраску»[10,53]. В самосознании, как познавательном процессе, он выделил три основных уровня: чувственный, уровень представления и словесно-логический. Все они органически взаимосвязаны, непрестанно переходят один в другой. Они неразрывны и не существует раздельно. Интегрируясь, они объединяются в образе предмета или явления процесса или действия как внешнего объективного так и внутреннего субъективного мира, например в «Образе Я»[39,35].

О биологической основе личностного «Я» говорит и  Э.Эриксон. Его подход по существу является развитием концепции Фрейда. Проблематика личностного «Я» рассматривается им сквозь призму Эго - идентичности, понимаемых как, возникающий на биологической основе, продукт определенной культуры. Формирование «Я-идентичности» – процесс, характеризующийся динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания [10,56].

Уровни самосознания у В.В.Столина[31] определены уровнем  активности человека, одновременно являющегося  биологическим индивидом, социальным индивидом и личностью.

Об иерархии различных видов личности, одновременно заключенных в одном человеке? говорил еще У.Джеймс: «… человека можно представить в виде иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной – наверху и различными видами материальных (находящегося вне нашего тела) и социальных личностей в промежутке.»[45,34]. К физической личности Джеймс относил телесную организацию, одежду, домашний очаг и обстановку. Социальная личность формируется признанием в нас личности со стороны других представителей человеческого рода.

 Духовная личность понимается  как полное объединение отдельных  состояний сознания, конкретно взятых  духовных способностей и свойств;  это также наши мысли, чувства,  эмоции [45,16].

И.И. Честнокова[60] предлагает различать два уровня самосознания по критерию рамок, в которых происходит соотнесение знаний о самом себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках «Я» и «Другого человека». На втором уровне – в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я» и «Я».

«Я» и «Другие» образуют единое целое у Кули. «Личность и общество имеют общий генезис и составляют единое целое, поскольку общество представляет собой сумму составляющих его членов и накладывает социальные ограничения на поведение индивида»[3,214]. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

О том, что личность фактически определяется социальными условиями, говорит и Мид. Человек – для  Мида – не изолированное существо и именно общество обуславливает форму и содержание процесса формирования личностного Я[39].

У Роджерса личностное «Я»  представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Структура «Я» формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. По мере того, как человек становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его «Я-концепция» все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени, содержание «Я-концепции» является продуктом социализации[56].

Информация о работе Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"