Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.
ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7
1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7
1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33
2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33
2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А
59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60
ПРИЛОЖЕНИЕ В
61
И.С.Кон, используя понятие установки, формулирует уровневую концепцию «Я», в целом понимая «личностное-Я» как установочную систему. Эта система обладает тремя компонентами:
«Я-Образ», или «Категориальное Я», по-Кону, интегрирует всю информацию, которой индивид располагает о себе. Поэтому, чем выше уровень развития самости, тем шире его информационная база.
По мере развития личности ее самовосприятие становится более дифференцированным, а целостный «Я-Образ» – более обобщенным, устойчивым и внутренне последовательным.
На начальных этапах развития «Я-Образ» складывается преимущественно на основе внешних событий, которые позже уступают место внутренним моментам отсчета[23,180].
К «Я-Образу» – определенному знанию о себе, человек приходит через самопознание, которое представляет собой самое начальное звено и основу самосознания.
Согласно И.И.Честноковой [60], самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым.
Бернс говорит о том, что представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными[3,32-33]. Но эти знания относительны. Что обусловлено реальным изменением во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.
Тем не менее, следует отметить – постоянная изменчивость знаний о себе, в процессе самопознания не означает, что они не могут быть истинными. По утверждению И.И.Честноковой, «знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представление о своем реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя»[60,92].
Понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее. Ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность постоянно корректируются практикой и опытом[37].
В содержание «Категориального-Я» Кон И.С.[22] включает:
Кроме того, он говорит о том, что в процессе взросления «Образ-Я» становится:
В процессе самопознания человек склонен к защите своего «Я-Образа», к сопротивлению некоторым фактам и тенденциозному их истолкованию, что в свою очередь вытекает из слитности субъекта и объекта познания. Понятие о механизмах защиты «Внутреннего-Я» глубоко освещено в психоаналитических теориях [39; 46;56].
Итак, самопознание как
процесс проявляется в
На этом уровне переплетаются, присутствующие в любом конкретном общении людей, механизмы проекции и переноса[60,96].
Говоря о самопознании, мы затронули такую важную его особенность, как зависимость от временных границ, его изменчивость во временных рамках. Так, рассматривая личность, эквивалентную конструктам, Келли утверждал: «Человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний может предвидеть будущие события»[56,443;45].
Согласно Тутушкиной, в наивысшей степени сущность человека раскрывается в процессе принятия им своего прошлого, отражения настоящего и проявления устремлений на будущее. Эти три временных интервала имеют огромное значение в самопознании, поскольку позволяют формировать своего рода «жизненную философию», обуславливающую стратегию развития каждой личности[40].
В целом, самопознание, самоотношение и саморегуляция во времени рассматриваются в психологии как важнейшие компоненты в структуре особого, так называемого, субъективного времени, которое является не только необходимым атрибутом личности, но и важнейшим условием ее развития.
По утверждению Честноковой И.И.[60], самосознание во временном плане – это сложное образование. Оно не фиксирует личность в статичном состоянии, а отражает процесс ее непрерывного развития.
Не претендуя на исчерпывающую полноту анализа, попробуем представить существующую палитру взглядов по данному поводу.
«Будущее время личности» в отечественной психологии связанно с понятиями «жизненного плана», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути», которые представляются как рациональная структура личностного Я (Ананьев, Абульханова-Славская, Кроник и др.). Между тем известно, что именно способность действовать на основе недостаточной информации обеспечила человеку максимальный выигрыш в ходе эволюции. Представляется, что такой недостаточной, но вполне конструктивной (в смысле самоконструирования) информацией для построения своего жизненного пути будет своего рода «Я-проекция», как иррациональная «картинка» самого себя в «интерьере» будущего.
Исследования последнего десятилетия широко разрабатывают понятие «Возможного Я», то есть представления о том, каким «Я» скорее всего буду (Х.Маркус, П.Нуриус, М.Синнирелла)[2,142]
Таким образом, представление о своем «Я» во времени имеет огромное значение для самого человека, его психического здоровья, построения взаимоотношений с окружающими, личностных мотивов и целей, всего жизненного пути.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, определяя место и значение «Я-Образа» в структуре самосознания, мы можем сделать следующий вывод:
На протяжении всего жизненного пути человека, одновременно с его развитием, происходит становление и развитие его самосознания.
Самосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Это «поток рефлексивной мысли» (К. Роджерс), «который непрерывен» (У.Джеймс), и который создает внутренний механизм – личностное Я.
В реальной жизнедеятельности личности самосознание проявляется в единстве трех своих составляющих – когнитивной (или самопознания), аффективной (или самооценки) и поведенческой реакции
Самопознание представляет собой самое начальное звено и основу существования и проявления самосознания. Через него человек приходит к определенному знанию о себе самом, причем, к знанию во временной перспективе. Эти знания объединяются и складываются в определенный «Я-Образ», который входит в содержание самосознания как его сердцевина и который тщательно защищается личностью.
Таким образом, говоря о «Я-Образе», мы будем иметь в виду структурно-организованный комплекс знаний о себе, являющийся описательной составляющей личностного «Я». Это сложная установочная система со своей когнитивной сложностью и дифференцированностью. Она измеряется числом и характером сознаваемых личностью собственных качеств: чем больше своих качеств личность осознает, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень ее самосознания.
«Я-Образ» – продукт самопознания. Но этот продукт формируется не сам по себе, а под воздействием и на основе культуры, других людей, а позже – и самого «Я».
Таким образом, «Образ-Я» рассматривается в рамках изучения «Я-Концепции» личности, системного интегрального психического образования, реализующегося в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, волевая, поведенческая. Эти сферы аккумулируют представления, знания субъекта о себе, личностные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки собственных качеств, своих возможностей и ограничений, ценности. «Я-Концепция» особенно ярко проявляется в стратегии жизни.
1.2 Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений «Я-концепции» женщины в разные возрастные периоды
Рассматривая, особенности отношения к своему «Образу-Я» женщин в разные возрастные периоды, необходимо ознакомиться с социально-психологическими исследованиями гендерных особенностей «Образа-Я».
Гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Молодые женщины в «Я-Образе» отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны.
Исследование Т.В.Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки, интересов, активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза показали, что у женщин «Я-Концепция», наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели «Я-Образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным «Я-Образом». Это объяснялось тем, что женщины с идеальным «Я-Образом», в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный день, с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.
В частности И.С.Кон, обобщив экспериментальные работы отечественных и зарубежных авторов, делает вывод, что мужской «Образ-Я» содержит преимущественно информацию о значимости «Я» в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. У женщин «Я-Концепция», наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели «Образа-Я», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Т.В. Андреева указывает на то, что даже у творчески активных женщин «Я-концепция» менее сбалансирована (преобладание семейных ролей), но и более динамична.
Линда Шерхарт Санфорд и ее коллега Мэри Элен Донован убеждены, что заниженная самооценка свойственна очень многим женщинам, жизнь которых оказалась «суженной» и не столь счастливой, какой могла бы быть, из-за глубоко укоренившегося в них чувства личной несостоятельности. Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих других проблем, которые могут быть у женщин, от переедания до алкоголизма. «Если мы не любим себя и не уважаем себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем». Она даже делает предположение, что пол в каком-то смысле является фактором риска для самооценки, потому что мы живем в обществе, в котором ценятся мужские, а не присущие женщинам качества. К. Даулинг выдвигает предположение, что для многих женщин, так называемая, достаточность-то же самое, что и совершенство, уровень, достигнув которого, можно избавиться от мучительного чувства собственной ничтожности. Мучимые синдромом «если бы только...» («если бы только я была умнее, красивее, тоньше...»), который усиливает чувство несостоятельности, женщины берут курс на постоянное самоусовершенствование, цель которого - заслужить одобрение. В своей работе Санфорд обнаружила, что многие женщины, которые, судя по всему, знали свои сильные стороны, тем не менее, больше фокусировали внимание на том, в чем они не преуспели. Именно по недостаткам многие женщины составляют суждение о себе. Исследования показывают, что самоуничижающее поведение, например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии.