Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7

1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7

1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33

2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33

2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53

ПРИЛОЖЕНИЕ А
59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60

ПРИЛОЖЕНИЕ В
61

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

И.С.Кон, используя понятие  установки, формулирует уровневую  концепцию «Я», в целом понимая  «личностное-Я» как установочную систему. Эта система обладает тремя компонентами:

  1. .«Категориальное Я» (когнитивный компонент или «Я-Образ») – это представления индивида о самом себе, своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости и так далее; это убеждение, может быть как обоснованным, так и не обоснованным.
  2. .«Переживаемое Я» (эмоционально-оценочный компонент или самооценка) – это аффективная оценка этого представления, обладающая различной интенсивностью.
  3. .«Экзистенциональное Я» – потенциальная поведенческая реакция, которая в частности может выражаться в поведении и вызываться «Образом-Я» и самооценкой [23,30-31; 3,27].

«Я-Образ», или  «Категориальное  Я», по-Кону, интегрирует всю информацию, которой индивид располагает  о себе. Поэтому, чем выше уровень  развития самости, тем шире его информационная база.

По мере развития личности  ее самовосприятие  становится более дифференцированным, а целостный «Я-Образ» – более обобщенным, устойчивым и внутренне последовательным.

На начальных этапах развития «Я-Образ» складывается преимущественно на основе внешних событий, которые позже уступают место внутренним моментам отсчета[23,180].

К «Я-Образу» – определенному  знанию о себе, человек приходит через самопознание, которое представляет собой самое начальное звено  и основу самосознания.

Согласно И.И.Честноковой [60], самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом  качестве особенно, является неисчерпаемым.

Бернс говорит о том, что представления  индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными[3,32-33]. Но эти знания относительны. Что обусловлено реальным изменением во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.

Тем не менее, следует отметить –  постоянная изменчивость знаний о себе, в процессе самопознания не означает, что они не могут быть истинными. По утверждению И.И.Честноковой, «знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представление о своем реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя»[60,92].

Понятие о себе не есть нечто раз  и навсегда данное, застывшее. Ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность постоянно корректируются практикой и опытом[37].

В содержание «Категориального-Я» Кон  И.С.[22] включает:  

  • социальную идентичность, то есть указания на те группы, статусы, категории, к которым индивид принадлежит и которые составляют его различные «Мы», определяя его ответы на вопрос «Кто Я?»;
  • диспозиции (иначе личностные дискрипторы или самооценки), с помощью которых индивид описывает свои социально-психологические качества, отвечая на вопрос, «Какой Я?»;
  • физические характеристики, в которых он воспринимает и описывает свое тело и внешность.

Кроме того, он говорит  о том, что в процессе взросления «Образ-Я» становится:

  1. более дифференцированным, многокомпонентным;
  2. более обобщенным, переходя от фиксации случайных внешних признаков к более широким поведенческим характеристикам и, наконец, к глубоким личностным диспозициям;
  3. более индивидуальным и психологичным, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а также свои отличия от других людей;
  4. собственное «Я» кажется более устойчивым;
  5. возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального «Я»;
  6. меняется удельный вес и значимость осознаваемых  компонентов и свойств самости.

В процессе самопознания человек склонен к защите своего «Я-Образа», к сопротивлению некоторым фактам и тенденциозному их истолкованию, что в свою очередь вытекает из слитности субъекта и объекта познания. Понятие о механизмах защиты «Внутреннего-Я» глубоко освещено в психоаналитических теориях [39; 46;56].

Итак, самопознание как  процесс проявляется в непрерывном  его движении от одного знания о  себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и так далее. Это – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализировано развернутый во времени. На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации, к конкретному общению. Эти образы богаты непосредственным чувственным содержанием. Здесь формируются некоторые, относительно устойчивые, стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного понимания себя.

На этом уровне переплетаются, присутствующие в любом конкретном общении людей, механизмы проекции и переноса[60,96].

Говоря о самопознании, мы затронули такую важную его особенность, как зависимость от временных границ, его изменчивость во временных рамках. Так, рассматривая личность, эквивалентную конструктам, Келли утверждал: «Человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний может предвидеть будущие события»[56,443;45].

Согласно Тутушкиной, в наивысшей степени сущность человека раскрывается в процессе принятия им своего прошлого, отражения настоящего и проявления устремлений на будущее. Эти три временных интервала имеют огромное значение в самопознании, поскольку позволяют формировать своего рода «жизненную философию», обуславливающую стратегию развития каждой личности[40]. 

В целом, самопознание, самоотношение  и саморегуляция во времени рассматриваются в психологии как важнейшие компоненты в структуре особого, так называемого, субъективного времени, которое является не только необходимым атрибутом личности, но и важнейшим условием ее развития.

По утверждению Честноковой  И.И.[60], самосознание во временном плане – это сложное образование. Оно не фиксирует личность в статичном состоянии, а отражает процесс ее непрерывного развития.

Не претендуя на исчерпывающую  полноту анализа, попробуем представить  существующую палитру взглядов по данному  поводу.

  1. Идея субъективного времени, или «времени личностного Я», явно или не явно присутствовала и присутствует при анализе возможных факторов формирования представлений о себе – в зависимости от конкретных теоретических пристрастий менялись лишь акценты. Так, если основное внимание уделялось активности, субъектности человека в построении системы представлений, то акцент ставился на соотношении реального и, обращенного в будущее, идеального «Я», как основного фактора формирования «Я-Концепции». Если же преобладает идея социальной обусловленности представлений человека о себе, и, соответственно, формирование «Я» связанно с интериоризацией социальных реакций, то акцент ставился на «идущие из прошлого» «Я-Образы» – родительские идентификационные модели (в психоаналитических концепциях), фиксированные в раннем детстве эго- состояния (транзактный анализ), «значимых других» (символический интеракционизм). Внимание уделялось и представлениям человека о своем ближайшем социальном будущем, как,  например, желание обрести позитивную социальную идентичность (в концепциях Г.Тэджфела и Дж.Тэрнера).
  2. Многие исследования обращались и обращаются к идее актуализации того или иного «временного» модуса личностного «Я» при анализе мотивации. Помимо теорий, подчеркивающих влияние индивидуального ракурса самовосприятия на поведение (например, феноменалистический подход К.Роджерса), сегодня в ряде исследований отмечается и эксперементально подтверждается роль «прошлых» и «будущих» «Я-Образов» как непосредственных мотивационных составляющих социального поведения человека (Шутц, Нюттен).
  3. Идея временной представленности «Я-Образов» и особенно их согласованности, сегодня присутствует практически во всех терапевтических практиках, традиционно считаясь важнейшим показателем психического здоровья человека. Достижение некоторой критической степени рассогласованности образов «Я-прошлого», «Я-настоящего», «Я-будущего» оценивается либо как основной фактор социально-психологической дезадаптации (К.Хорни), либо как первопричина личностных нарушений (К.Роджерс), либо как один из параметров низкой самоактуализации личности (А.Маслоу), либо как источник конкретных психических расстройств (Т.Хиггинс). Однако, некоторые ученые подвергают подобные точки зрения сомнению и предлагают рассматривать разрыв между идеальным «Я» и его актуальным состоянием не как нарушение, а как признак взрослости (Кац, Зиглер, Зелк). Именно с опорой на эту точку зрения, мы будем в дальнейшем говорить об особенностях динамики «Я-Образа» в изучаемых нами возрастных группах.

«Будущее время личности» в отечественной психологии связанно с понятиями «жизненного плана», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути», которые представляются как рациональная структура личностного Я (Ананьев, Абульханова-Славская, Кроник и др.). Между тем известно, что именно способность действовать на основе недостаточной информации обеспечила человеку максимальный выигрыш в ходе эволюции. Представляется, что такой недостаточной, но вполне конструктивной (в смысле самоконструирования) информацией для построения своего жизненного пути будет своего рода «Я-проекция», как иррациональная «картинка» самого себя в «интерьере» будущего.

Исследования последнего десятилетия широко разрабатывают  понятие «Возможного Я», то есть представления о том, каким «Я»  скорее всего буду (Х.Маркус, П.Нуриус, М.Синнирелла)[2,142]

Таким образом, представление  о своем «Я» во времени имеет  огромное значение для самого человека, его психического здоровья, построения взаимоотношений с окружающими, личностных мотивов и целей, всего  жизненного пути.

Итак, подводя итог всему  вышесказанному, определяя место  и значение «Я-Образа» в структуре  самосознания, мы можем сделать следующий  вывод:

На протяжении всего  жизненного пути человека, одновременно с  его развитием, происходит становление  и развитие его самосознания.

Самосознание – это  процесс, с помощью которого человек  познает себя и относится к  самому себе. Это «поток рефлексивной мысли» (К. Роджерс), «который непрерывен» (У.Джеймс), и который создает внутренний механизм – личностное Я.

В реальной жизнедеятельности личности самосознание проявляется в единстве трех своих составляющих – когнитивной (или самопознания), аффективной (или самооценки) и поведенческой реакции

Самопознание представляет собой самое начальное звено  и основу существования и проявления самосознания. Через него человек приходит к определенному знанию о себе самом, причем, к знанию во временной перспективе. Эти знания объединяются и складываются в определенный «Я-Образ», который входит в содержание самосознания как его сердцевина и который тщательно защищается личностью.

Таким образом, говоря о  «Я-Образе», мы будем иметь в виду структурно-организованный комплекс знаний о себе, являющийся описательной составляющей личностного «Я». Это сложная  установочная система со своей когнитивной сложностью и дифференцированностью. Она измеряется числом и характером сознаваемых личностью собственных качеств: чем больше своих качеств личность осознает, чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

«Я-Образ» – продукт самопознания. Но этот продукт формируется не сам по себе, а под воздействием и на основе культуры, других людей, а позже – и самого «Я».

Таким образом, «Образ-Я» рассматривается в рамках изучения «Я-Концепции» личности, системного интегрального  психического образования, реализующегося в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, волевая, поведенческая. Эти сферы аккумулируют представления, знания субъекта о себе, личностные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки собственных качеств, своих возможностей и ограничений, ценности. «Я-Концепция» особенно ярко проявляется в стратегии жизни.

 

 

 

1.2 Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений «Я-концепции» женщины в разные возрастные периоды

 

Рассматривая, особенности  отношения к своему «Образу-Я» женщин в разные возрастные периоды, необходимо ознакомиться с социально-психологическими исследованиями гендерных особенностей «Образа-Я».

Гендерные особенности  — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.

Молодые женщины в «Я-Образе» отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны.

Исследование Т.В.Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки, интересов, активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза показали, что у женщин «Я-Концепция», наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели «Я-Образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным «Я-Образом». Это объяснялось тем, что женщины с идеальным «Я-Образом», в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный день, с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.

В частности И.С.Кон, обобщив  экспериментальные работы отечественных  и зарубежных авторов, делает вывод, что мужской «Образ-Я» содержит преимущественно  информацию о значимости «Я» в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. У женщин «Я-Концепция», наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели «Образа-Я», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Т.В. Андреева указывает на то, что даже у творчески активных женщин «Я-концепция» менее сбалансирована (преобладание семейных ролей), но и более динамична.

Линда Шерхарт Санфорд  и ее коллега Мэри Элен Донован  убеждены, что заниженная самооценка свойственна очень многим женщинам, жизнь которых оказалась «суженной» и не столь счастливой, какой могла бы быть, из-за глубоко укоренившегося в них чувства личной несостоятельности. Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих других проблем, которые могут быть у женщин, от переедания до алкоголизма. «Если мы не любим себя и не уважаем себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем». Она даже делает предположение, что пол в каком-то смысле является фактором риска для самооценки, потому что мы живем в обществе, в котором ценятся мужские, а не присущие женщинам качества. К. Даулинг выдвигает предположение, что для многих женщин, так называемая, достаточность-то же самое, что и совершенство, уровень, достигнув которого, можно избавиться от мучительного чувства собственной ничтожности. Мучимые синдромом «если бы только...» («если бы только я была умнее, красивее, тоньше...»), который усиливает чувство несостоятельности, женщины берут курс на постоянное самоусовершенствование, цель которого - заслужить одобрение. В своей работе Санфорд обнаружила, что многие женщины, которые, судя по всему, знали свои сильные стороны, тем не менее, больше фокусировали внимание на том, в чем они не преуспели. Именно по недостаткам многие женщины составляют суждение о себе. Исследования показывают, что самоуничижающее поведение, например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии.

Информация о работе Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"