Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7

1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7

1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33

2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33

2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53

ПРИЛОЖЕНИЕ А
59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60

ПРИЛОЖЕНИЕ В
61

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

В актуальном «Я» женщин, второй возрастной группы, преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения. В идеальном «Я» показатели по этим октантам уменьшаются и несколько увеличиваются октанты, выявляющие независимость и доминантность. Это говорит о том, что внутренние характеристики в данной группе женщин связаны с переживаниями подчиненности своей позиции, а все усилия направляются на повышение своего социального статуса.

Как видно из таблицы 2.6 значения полученные у второй возрастной группы и третьей совпадают, в силу чего мы примем, что данные возрастные группы очень схожи в силу того что возрастной период с 26 лет до 46 лет – это период высокой профессиональной активности. Межличностные отношения женщин этих двух возрастных групп мало отличаются друг от друга.  

Проделанный анализ позволяет  сравнить представления о себе  женщин всех трех возрастных групп. Ведущими в группах являются 7 и 8 октанты  в реальном «Я». То есть, и те и  другие женщины характеризуются  дружелюбием, отзывчивостью, добротой, заботливостью, стремлением к сотрудничеству и желанием быть нужными и полезными.

Далее женщины первой возрастной группы, отмечают у себя уверенность, активность, стремление к  лидерству, а второй и третьей  групп – зависимость, робость, покорность и пассивность. Сопоставив данные с помощью t-критерия Стьюдента, мы обнаружили, что имеются значительные различия в группах по показателю зависимости (6 октанта) (t= 2,21, Р> 0,05). Можно говорить о том, что женщины второй и третьей групп считают себя более зависимыми и конформными, женщины первой возрастной группы.

В идеальном представлении  о себе женщин первой возрастной группы наблюдается увеличение преобладающих  в реальном «Я» октант 8, 7 и 1, то есть, женщины этой группы стремятся сохранить  тот же стиль межличностных отношений, что и был. Разница лишь в том, что несколько снижаются показатели 4, 5 и 6 октант и увеличивается 2 и 3, что свидетельствует о желании быть более сильной, независимой, настойчивой и менее покорной и зависимой (приложение В, рисунок  В.1). Те же тенденции отмечаются и в группе  женщин второй и третьей возрастных групп. Но у них все усилия направляются на повышение своего социального статуса, а уже потом на другие качества (приложение В, рисунок В.2). И в идеальных представлениях обнаружились значительные различия по показателям 7 и 8 октант в группах (t=2,02, р>0,05 по 7, t=2,7, р>0,01 по 8 октанте). Это еще раз подчеркивает тот факт, что  женщины первой возрастной группы в идеальных представлениях ориентированны на заботу, сотрудничество, а женщины двух других групп обеспокоены повышением уверенности в себе. В то же время различий по количеству конфликтов в обеих группах обнаружено не было, то есть, проблемы в межличностных отношениях нельзя объяснить возрастными особенностями, очевидно здесь большую роль играют индивидуальные особенности людей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав научную  литературу отечественных и зарубежных исследователей и проведя эмпирическое исследование отношение к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины, можно сделать следующие выводы: Я-Концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия, она представляет собой динамическую систему представлений человека о самом себе, сопряженную с их оценкой. Для женщин в рамках становления нового уровня самосознания в различные возрастные периоды идет развитие нового уровня отношения к себе, самооценки, происходят существенные изменения в развитии когнитивного и поведенческого компонентов Я-Концепции. Одним из факторов, влияющих на проявление Я-Концепции, является отношение окружающих и самих женщин к своему внешнему облику, осознание самоценности, значимость принадлежности к определенной группе, разделяемые чувства, то есть собственное «Я».

Из результатов эмпирического исследования «Я-Концепции» женщин в различные возрастные периоды видны поведенческие  различия в её содержании. Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1) Особенности образа  «Я», самоотношения у женщин, различно  в зависимости от возрастной группы. Мы определили, что женщины первой возрастной группы (18-25 лет) в целом характеризуются высоким уровнем саморуководства, тенденцией к самообвинению, показателями внутренней конфликтности, низким принятием себя и в то же время ожиданием от других одобрения собственной личности. Эти данные согласовываются с низкими результатами по шкале «самопривязанность», что подтверждает желание данных  испытуемых к внутренним изменениям, переоценке отношения к себе, повышению уровня самоценности, то есть реальный образ «Я» не удовлетворяет данных испытуемых.

Женщины второй возрастной группы (26-35 лет) в целом ярко выраженных показателей не обнаруживают. В общем, характеризуются низкой самоуверенностью, невыраженными характеристиками самопринятия, самопривязанности, достаточно высокими  показателями самообвинения.  Таким образом, об образе «Я» данных испытуемых можно сделать вывод, что он недостаточно их удовлетворяет.

Женщины третьей возрастной группы (36-46 лет), в целом характеризуются  самоуверенностью, самоценностью, низким внутренним конфликтом и большей самопривязанностью. Это может свидетельствовать о том, что образ «Я» данных испытуемых на данный момент их вполне удовлетворяет и желания внутренних изменений не наблюдается.

У испытуемых трех выборок отмечено положительной отношение к будущим возможным переменам в жизни.

2) Сравнение реальных представлений  о себе с оценкой личностных  качеств будущего, позволяет   определить следующее. Происходит  увеличение выраженности личных  качеств в показателях  самоуважения, волевых особенностей, активности в идеальном образе «Я» будущее женщин первой и второй возрастных групп. При этом, с точки зрения женщин первой возрастной группы наибольшее увеличение должно произойти в показателях активности, экстравертированности, а с точки зрения  женщин второй возрастной группы - в показателях волевых особенностей.

Испытуемые третьей  возрастной группы отмечают в предполагаемом  образе «Я» будущего повышение коммуникативных  качеств и некоторое  снижение общей самооценки, повышение самокритичности.

3) Анализ представлений женщин  о качествах, соответствующих  возрастной группе, определил что  женщины первой возрастной группы  выделяют общительность, интеллектуальные  способности, при этом присутствует  желание в повышении показателей самоуважения, волевых особенностей, активности и экстравертированности.

Женщины второй возрастной группы также выделяют необходимость  в изменении личностных особенностей в связи с представляемыми  важными качествами их возраста (любовь к детям, общительность, ответственность), а также в показателях общей самооценки, уверенности и коммуникативных характеристиках.

Испытуемые третьей  возрастной группы отмечают в предполагаемом образе «Я» женщины их возраста повышение  коммуникативных качеств, некоторое снижение показателей самооценки, повышение критичности. К  важным качествам относят – внимательность, настойчивость, ответственность.

Таким образом, сформулированная нами гипотеза о том, что изменения  отношения личности к себе как  к представителю определенного возраста и представления женщин о необходимых важных качествах способствуют изменению в структуре образа «Я», в целом является доказанной. Во всех трех выборках (особенно это ярко проявляется в первых двух группа группах) в связи с представлениями о важных качествах женщин их возраста и отношения к себе, отмечена тенденция к изменениям в образе «Я», снижение самопривязанности к существующему представлению о себе, стремление к соответствию идеальному представлению о себе.

Хотелось бы отметить, что дальнейшая углубленная разработка особенностей и закономерностей развития «Я-Образа», формирование его образа «Я» может стать целью дальнейших исследований.

  У женщин всех трех возрастных групп существуют различия в характеристиках «Я-Концепции». В первой возрастной группе проявляется большая эмоциональность, чем в двух других, тогда как во второй группе большее значение придают внешности, общению, поведению, в третьей – волевым и умственным качествам. У всех женщин самооценка своего поведения, нравственных качеств, общения, деятельности адекватна, однако на ее проявление оказывает влияние отношение к своему внешнему облику. Итак, гипотеза нашего исследования о том, что содержательные характеристики «Я-Концепции» в различных возрастах будут различными и зависеть от  отношения к своему внешнему облику, подтвердилась.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. -  М.: Издат.центр "Академия", - 1997. - 704с.
  2. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.
  3. Агапов В.С. Методологические вопросы теории Я-Концепции руководителя/ В.С. Агапов.- М.: ГУУ, 1999. – 25с.
  4. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии  -  1987. - № 2 - с.152-158
  5. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины //Вопросы психологии – 1989. -  № 5 – с.80-88
  6. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии - 1991. - № 4 - с.74-82
  7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. – 384с.
  8. Анастази А. Психологическое тестирование в 2т. Т.2-М.: Педагогика, 1982.- 336с.
  9. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). – М.: Изд-во Московского Университета, 1978.- 271с.
  10. Аргайл М. Психология счастья. /Пер. с англ., общ. ред. М.В.Кларина. - М.: Прогресс, 1990. – 336с.
  11. Барш Т.П. Тайна женщины.–М.: "ННН","РИПОЛ КЛАССИК", -  1997.-512с.
  12. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.– 421с.
  13. Бороздина Л.В. Что такое самооценка //Психологический журнал – 1992. – том 12 - № 4 – с.99 – 100
  14. Бороздина Л.В., Молчанова О.М. Самооценка в возрасте второй зрелости //Вестник Московского университета – серия 14 Психология - 1996.-№ 4 – с.45-58.
  15. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вестник Московского Университета - серия 14 Психология - 1980. -  № 2  - с.3 – 12
  16. Братусь Б.С. Аномалии личности – М.: Мысль, 1988. – 301с.
  17. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак //Психологический журнал - 1995. - том 16 - № 3 - с.137 - 145
  18. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-тво Московского Университета, 1984. – 200с.
  19. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал–1995.–т.16-№ 3 - с.90-101.
  20. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал – 1995. – т.16 - № 5 - с.104-110
  21. Вейнингер О. Пол и характер. М.: ТЕРРА, 1992. – 480с.
  22. Виткин Дж. Женщина и стресс – Спб.: Питер Пресс, 1995. – 320с.
  23. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины //Вопросы психологии – 1998. - № 4 – с.65-70
  24. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и к  другим //Вестник Московского Университета - серия 14 Психология – 1982. - № 4 – с. 21-28
  25. Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320с.
  26. Грошев И.В. Образ пола в рекламе //Журнал прикладной психологии-1999. - №1 – с.46-63
  27. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт советских женщин- М.: Мысль – 1983. – 210с.
  28. Джемс У. Психология – М.: Педагогика, 1991. – 368с.
  29. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат Украины, 1989. – 175с.
  30. Дорно И.В. Современный брак: Проблемы и гармония.-М.:Педагогика, 1990. – 272с.
  31. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии – 1998. - № 2 – с.46-56.
  32. Женская психология / сост. Литвинцева Н.А. – АО "Бизнес школа "Интел синтез"", 1994. – 318с.
  33. Женщина на государственной службе и в бизнесе / Батпенова Г.Д., Искакова С.К., Канапьянова Р.М.-Алматы, Институт развития Казахстана, 1997.- 148с.
  34. Захарова А.В. Структурно – динамическая модель самооценки //Вопросы психологии – 1989. – № 1 – с.25-39.
  35. Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи – М.: О-во "Знание" РСФСР, 1989. – 48с.
  36. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.
  37. Кон И.С. Категория "Я" в психологии //Психологический журнал – 1981. – том 2 - № 3 – с.25-39
  38. Кон И. С. Открытие "Я"- М.: Политиздат, 1978. – 367с.
  39. Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии – 1981. – том 2 -  № 2 – с.47-57
  40. Корчагина И. Парадоксы души русской женщины – М.: "ИП РАН", "КСП", 1997.-224с.
  41. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии – 1998. - № 2 – с.107-116.
  42. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991. – 336с.
  43. Кузьменкова О.В., Митина Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии – 1998. - № 3 – с.3-16.
  44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.-304с.
  45. Либина А. Чтобы не осталась женщина одинокой – М.: Селена +,1995.– 560с.
  46. Личностный дифференциал: Метод. Рекомендации/Сост. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М., ЛИНПИ им. В.М.Бехтерева, Л. 1983 – 12с.
  47. Мейли Р. Различные аспекты Я /Психология личности: тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. – М.: МГУ, 1982. – 287с.
  48. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – М.: Просвещение, 1995. – 576с.
  49. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания/ А.К.Новоприходько. // Вопросы психологии-1992.- №2. – С. 25-27.
  50. Особенности женского психического мира /Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М. К. Тутушкиной. – Спб : "Дидактика плюс", 1998. – 352с.
  51. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально – психологического анализа конфликта / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н. – М.: Изд-во Московского Университета, 1977.- 204с.
  52. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии – 1998. - № 2 – с.3-9.
  53. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий - М.: Высшая школа, 1984. – 174с.
  54. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин //Вопросы психологии - 1996. - № 2 - с.31 – 41
  55. Психоанализ и культура: избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. – М.: Юрист, 1995. -  623с.
  56. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
  57. Репина Т.С. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии //Вопросы психологии – 1987.-№ 2 - с.158 - 165
  58. Рубинстаин К., Швейвер Ф. Опыт одиночества /Лабиринты одиночества: пер.с англ. /Сост., общ. ред. М.Е.Покровского. - М.: Прогресс,1989. - 624с.
  59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. – Т. 2. -  М.: Педагогика, 1989. – 328с.
  60. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщины //Социс-1997.-№ 10 - с.26 - 30
  61. Сандерс Ч. Женщина и стресс - Минск: ООО "Попурри",1997. - 496с.
  62. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: справочник / Рук. авт. кол. Зацепин В.И. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – 255с.
  63. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека – М.: Просвещение, 1995.- 368с.
  64. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии – 1996. - № 5 – с.38-50.
  65. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997. – 480с.
  66. Соколинский В. Современное общество: поиск самокоррекции //Прикладная психология и психоанализ - 1998. - № 4 - с.71 - 76
  67. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Издательство МГУ, 1989. – 215с.
  68. Сосновский В.А. Лабораторный практикум по общей психологии – М.: Просвещение, 1979. – 156с.
  69. Старшенбаум Г. Любовь против одиночества – М.: Знание 1991. – 64с.
  70. Сысенко В.А. Супружеские конфликты - М.: Мысль, 1989. - 173с.
  71. Узы брака, узы свободы /Сост. Т. Разумовская–М.: Молодая гвардия,1990. - 222с.
  72. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта–М.:Фолиум, 1997.- 95с.
  73. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на примере больных артериальной гепертонией) //Психологический журнал–1992.–т.13 - №1– с.107-117.
  74. Фрейд З. "Я" и "Оно" - 2т. – т.1- Т.: Мерани, 1991. – 400с.
  75. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности- М., 1990.-248с.
  76. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.М. У одиночества характер крут... – М.: Моск. рабочий, 1990. – 189с.
  77. Хорни К. Женская психология – Спб.: Восточно- Европейский Ин-т Психоонализа, 1993. – 222с.
  78. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза – Спб "Лань", 1997. – 240с.
  79. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии-М.:Наука,1977.– 144с.
  80. Языкова В.С. Мир семьи: ожидания и реальность-М.:Профиздат,1987.– 144с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1 Показатели средних  значений и стандартных отклонений по шкалам методики «МИС» по трем выборкам

 

 

Название шкалы

Первая возрастная группа

 (18-25 лет)

Вторая возрастная группа

(26-35 лет)

Третья возрастная группа

(36-46 лет)

сред.

 знач.

стандарт.

 отклон.

сред.

 знач.

стандарт.

 отклон.

сред.

знач.

стандарт.

 отклон.

1) Закрытость

5,3

1,7

6,1

0,8

6,7

1,2

2) Самоуверенность

7,1

1,2

5,2

1,3

9,0

0,2

3) Саморуководство

4,3

1,5

8,0

0,9

6,7

1,7

4) Отраженное самоотношение

8,0

0,9

9,0

0,5

9,4

1,3

5) Самоценность

7,6

1,1

9,8

0,2

10,0

1,1

6) Самопринятие

6,1

1,3

7,3

1,0

8,4

0,7

7) Самопривязанность

5

0,9

8,0

0,4

2,2

0,9

8) Внутренняя конфликтность

11,3

1,5

9,1

1,2

5,5

0,8

9) Самообвинение

9,1

0,7

9,4

0,2

7,9

1,1

Информация о работе Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"