Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7

1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7

1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33

2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33

2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53

ПРИЛОЖЕНИЕ А
59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60

ПРИЛОЖЕНИЕ В
61

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Различие между «Я-Образом» и «Я-Концепцией» увеличивается с взрослением и состоит в том, что «Я-Концепция» взрослого не всегда соответствует его собственному «Я-Образу» (отражающему преимущественно личностные переживания). Конгруэнтность «Я-Концепции» и различных аспектов Я достигается посредством самоактуализации.

Актуальный жизненный  опыт взрослого человека меняет «Я-Концепцию», преобразуя ее в связи с новым  возрастно-психологическим контекстом. Возможно потому, что в зрелости «Я-Концепция» превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в котором частные «Я-Концепции» не всегда взаимообусловлены.

Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении социальных ролей.  Частная «Я-Концепция», определяется содержанием социальной роли (сексуальный партнер, супруг, родитель, профессионал, руководитель, подчиненный и т.д.).

В силу активного социального  функционирования взрослость увеличивает влияние на «Я-Концепцию» различных ценностей.

Условия ценности — то, что определяет не конгруэнтную «Я-Концепцию», в то время как конгруэнтная «Я-Концепция» базируется на собственном организмическом оценочном процессе.

Самооценка — компонент  самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332).

Это зависит от индивидуальной потребности личности в безусловном  позитивном отношении, получаемом от значимых для них людей.

«Ядро» «Я-концепции» содержит безусловные, «организмические»  личностные ценности. Однако даже успешно развивающаяся личность «принимает» некоторые условия ценности, другие же, менее успешные люди отличаются большим количеством условий ценности.

Принятие личностью  условий ценностей определяет содержание самооценки. Многие люди основывают свою самооценку на общих, не индивидуализированных условиях ценности, не принимая во внимание изменения их ситуационного смысла. Нередко это приводит к понижению их самоуважения и к искаженному восприятию «Я-Образа».

Второе возможное объяснение этого несовпадения исследователи видят в социальных факторах, обусловливающих оценку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, которые направлены на достижение личностью определенного статуса, соответствующего тому или иному возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В том случае, если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньше, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

В среднем возрасте взрослые люди пытаются быть преуспевающими и  состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения членов семьи — стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциальном положении и в сфере профессиональной деятельности.

Во всех этих переменах  участвует «Я-Концепция» личности. Она обогащается новыми «Я-Образами», принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. «Я-Концепция» зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных «Я-Концепций» и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Можно утверждать, что «Я-Концепция» — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

«Я-Образ» — совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

«С одной стороны, в  среднем возрасте трудно обрести  твердую почву под ногами, поскольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения, но, с другой стороны, не менее верно и то, что годы средней взрослости — это время относительного постоянства и преемственности в развитии личности и видов на будущее. Несмотря на испытываемый нами натиск внешних изменений, внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями» (КрайгГ., 2000, с. 783).

На рубеже молодости  и зрелости человек обозревает пройденный жизненный путь, рассматривая с вершины своего возраста то, что уже состоялось, и, предугадывая то, чему еще суждено произойти. Констатирующий реальность «Я-Образ» дает человеку основание для личностных самопророчеств, вносит позитивную или совсем не позитивную суть в самооценки. Самооценки зрелой личности становятся более реалистичными, рационализированные самопророчества уточняют цели и смысл жизни, «Я-Концепция» выверяет свои истинные ценности. «Я-Концепция» становится более реалистичной, избавляясь от «иллюзий» юности и ранней молодости в оценке своих жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие и переживание своего истинного «Я» достигается человеком посредством освобождения от условной ответственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие (в широком понимании). «Людей можно считать  лично ответственными в том случае, если они берут на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не просто испытывают чувство ответственности за других» (Нельсон-ДжоунсР.,2000,с. 50).

«Я-Концепция» зрелых взрослых продолжает развиваться. У гармоничных личностей увеличивается не только количество, но и значимость положительных «Я-Концепций».

Самоактуализация — стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

При сравнении особенностей «Я-Концепции» на этапе средней и ранней взрослости можно сказать следующее.

На этапе ранней взрослости личность «тестирует реальность» более целенаправленно (чем в подростковом и юношеском возрасте). Однако часто жизненные эксперименты проводятся без учета реальных сил экспериментатора и вне предвидения (более или менее всестороннего) последствий этих «исследований».

На этапе зрелости личность становится более избирательной  в выборе цели для приложения своих  сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной  за результаты своего «самовыражения». Можно сказать, что сутью «Я-Концепции» становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Если личностные «модели» и «перспективные «Я-Образы» не прошли свою «проверку» реальности, то элементы прогнозируемой «Я-Концепции» создают напряжение якобы «нереализованных возможностей» и нагнетают усилия человека в направлении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и концептуальным личностным нормам (в этом случае частные «Я-Концепции» личности не гармоничны общей «Я-концепции»).

Итак, неэффективная «Я-Концепция» имеет место при избыточности не проверенных практикой (или ее моделированием) «Я-Образов» человека. Тем более, когда эти «Я-Образы» противоречивы и их воплощение возможно в разных несопоставимых или даже взаимоисключающих реалиях.

Самооценка — компонент  самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332). «Аффекты на себя» — аутонаправленная негативная эмоциональная реакция. Интериоризация оценок — перенос представлений других личностей в свое сознание.

У зрелых личностей усиливается  когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.

В силу того, что на этапе  ранней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая самооценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость.

В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже произошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характеристикам. По мнению А. В. Захаровой (1989), эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом постепенно дифференцируется и обобщается.

Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

Таким образом, можно  сделать следующие выводы, что  многие представления о себе, которые  формируют «Я-Концепцию» человека в период его взросления и продолжают обогащать ее уже у взрослой личности,  основываются на собственном организмическом  оценочном процессе.

Внешний облик женщин всех возрастов, сложения, положения  всегда отражает их внутренний мир. Женщина в большей степени подвержена снижению самооценки в зависимости от внешних оценок в ее адрес.

В среднем возрасте взрослые люди пытаются быть преуспевающими и  состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения членов семьи — стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциальном положении и в сфере профессиональной деятельности, что в свою очередь меняет и «Я-Концепцию»

Физическая привлекательность  для женщин всех возрастов является более значимой.

Если внешняя составляющая личности обусловливает первоначально ведущий  принцип отношения к человеку, то понятно, что отношение к своему внешнему облику становиться значимым фактором возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОР ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ

2.1 Описание базы, программы и методов исследования

 

В рамках эмпирического  исследования нами решались следующие  задачи: обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины; проанализировать полученные результаты.

В диагностический блок методик были взяты методики:

    1. Опросник диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
    2. «Личностный дифференциал» (ЛД) Е.Ф.Бажина - А.М.Эткинда.
    3. Методика самоотношения Столина

В силу того, что нами были взяты следующие возрастные периоды: от 18 до 25 лет, от 25 до 35 лет, от 36 до 46 лет, то выборку мы формировали способом случайных выборов, по 30 человек в каждой.

Для изучения комплекса  факторов отношения к себе была использована «Методика исследования самоотношения» (МИС), предложенная В.В.Столиным в 1985 году. В основе МИС лежит понимание самоотношения как сложной, уровневой эмоционально-оценочной системы, для адекватного и полного описания которой недостаточно существующих представлений о двух уровнях самооценки: глобальной самооценки и частных самооценок. Автором было выдвинуто положение о том, что самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживания, так и по содержанию.

Опросник содержит 110 пунктов. Утверждения сформулированы от первого лица; используются два  варианта ответа: «согласен» и «не  согласен». Методика МИС позволяет  определить уровень отношения к  себе по шкалам:

1) «открытость» - в шкале выражено глубокое или поверхностное проникновение в себя, открытое или закрытое (защитное) отношение к себе;

  2) «самоуверенность» - данная шкала задает отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать;

3) «саморуководство»-  шкала отражает представление  о том, что основным источником  активности и результатов, касающихся  как деятельности, так и собственной  личности субъекта, является он  сам;

4) «отраженное самоотношение» - связана с ожидаемым позитивным или негативным отношением к себе  со стороны других людей;

  5)  «самоценность» - шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним, интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызвать в других глубокие чувства;

6) «самопринятие» - в основе  шкалы лежит чувство симпатии  к себе, согласие со своими  внутренними побуждениями;

Информация о работе Отношение к внешнему облику женщин как фактор возрастной динамики "Я - концепции"