Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.
ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7
1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7
1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33
2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33
2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А
59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60
ПРИЛОЖЕНИЕ В
61
7) «самопривязанность»
- отражает желание или
8) «внутренняя конфликтность» - шкала диагностирует чувство конфликтности собственного «Я»;
9) «самообвинение» - шкала
является индикатором
Кроме этого в МИС
данные шкалы образуют три фактора:
«самоуважение», «аутосимпатия», «самоуничижение».
Достоверность результатов
Для изучения особенностей сопоставления идеального и реального «Я» был использован опросник «Диагностика межличностных отношений», разработанный Т.Лири. Опросник Т.Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми [19, с. 158].
Т.Лири выделял пять уровней исследования межличностного поведения. Для нас представляет интерес второй и пятый уровни. Второй уровень связан с оценкой своего собственного поведения, а пятый с моральными представлениями индивида, его идеального «Я». В соответствии с этими уровнями можно видоизменять инструкцию и интерпретировать результаты [19, с. 160].
Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждого из 128 лаконичного утверждения с образом того объекта, который интересует экспериментатора. Согласно «ключу» определяются первичные оценки по 16 характеристикам. Данные характеристики формируют 8 октантов дискограммы, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:
1) первый октант - «властный - лидирующий»;
2) второй октант - «независимый - доминирующий»;
3) третий октант - «прямолинейный - агрессивный»;
4) четвертый октант - «недоверчивый - скептический»;
6) пятый октант - «зависимый - послушный»;
7) шестой октант - «сотрудничающий - конвенциональный»;
8) восьмой октант - «ответственный - великодушный».
Полученные профильные оценки показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям».
Более высокие показатели
соответствуют акцентуации
Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности или неоткровенности испытуемого [19, с. 160].
При теоретическом изучении проблемы, мы выяснили, что основным содержанием «образа Я» в зрелом возрасте являются труд и общение. К тому же направленность на других, на общение – это одна из характеристик женского образа. Поэтому для изучения представления о себе мы выбрали методику «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири (далее по тексту «ДМО»). Она позволяет исследовать, как мы уже отмечали представление испытуемого о себе, своём идеальном «Я», отношение к самому себе, а также стиля и структуры межличностных отношений.
Методика состоит из 128 утверждений, которые сгруппированы в восемь октант, отражающих стили отношений: авторитарный, независимый, агрессивный, недоверчивый -скептический, покорно - застенчивый, зависимый, сотрудничающий, альтруистический.
Изучая диагностические возможности данной методики, Л.Н. Собчик дополнила стандартный вариант более глубокой интерпретацией сопоставления октант для изучения внутренней согласованности личности, её представлений о себе.
В связи с достаточной лаконичностью и простотой, данная методика представляет удобный метод для изучения структуры «Я». Для этого просят испытуемого оценить своё реальное «Я» и своё идеальное «Я».
Наличие значительных расхождений
будет свидетельствовать о
Кроме опросника Т.Лири в исследовании была использована методика «Личностный дифференциал» (ЛД) Е.Ф.Бажина - А.М.Эткинда, которая направлена на получение информации о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям.
В нашем исследовании данная методика была использована с целью сравнительного анализа самооценки с предполагаемой оценкой личностных качеств в будущем. В связи с этим стандартная инструкция была дополнена и при первой работе с бланком ЛД, испытуемые отмечали предполагаемый набор личностных качеств, который отражал бы образ женщины.
Испытуемые отмечали те качества, которые с их точки зрения требует от женщины в данный возрастной период («Мой возраст требует от человека качеств»). Через некоторое время предлагался второй идентичный бланк ЛД со стандартной инструкцией оценки себя.
Таким образом, данная методика позволяла сравнить соответствие реальных представлений о себе с предполагаемой оценкой личностных качеств.
Факторы ЛД следующие: это
«оценка», результаты которого свидетельствуют
об уровне самоуважения; «сила» - оценка
развития волевых сторон личности;
«активность» - свидетельство
Использование такого блока диагностических методик позволит адекватно изучить отношение к своему внешнему облику женщин и рассмотреть его как фактор возрастной динамики «Я-Концепции».
Для анализа экспериментальных данных применялись следующие методы математической статистики: вычисление среднего значения, стандартного отклонения, t-критерий Стьюдента.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины
Анализ экспериментальных данных осуществлялся в несколько этапов в соответствии с задачами исследования.
Первым этапом нашего исследования было изучение особенностей отношения к себе по методике МИС в трех рассматриваемых возрастных группах.
На основании подсчета показателей по шкалам МИС, мы вывели средние значения и стандартные отклонения, полученные на выборках от 18 до 25 лет, от 26 до 35 лет, от 36 до 46 лет (Приложение А, таблица А.1).
Далее были составлены таблицы, в которых распределили высокие, средние и низкие показатели по шкалам, показывающие особенности отношения к себе (таблица 2.1, таблица 2.2, таблица 2.3)
Таблица 2.1 Распределение
высоких, средних и низких показателей
МИС у испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет (№ = 40)
Название шкалы |
Высокие значения |
Средние значения |
Низкие значения | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1) Закрытость |
21 |
52,5 |
17 |
42,5 |
2 |
5,0 |
2) Самоуверенность |
11 |
27,5 |
23 |
57,5 |
6 |
15,0 |
3) Саморуководство |
20 |
50,0 |
15 |
37,5 |
5 |
12,5 |
4) Отраженное самоотношение |
18 |
45,0 |
16 |
40,0 |
6 |
15,0 |
5) Самоценность |
12 |
30,0 |
21 |
52,5 |
7 |
17,5 |
6) Самопринятие |
7 |
17,5 |
26 |
65,0 |
7 |
17,5 |
7) Самопривязанность |
2 |
5,0 |
22 |
55,0 |
16 |
40,0 |
8)Внутренняя конфликтность |
19 |
47,5 |
17 |
42,5 |
4 |
10,0 |
9) Самообвинение |
18 |
45,0 |
18 |
45,0 |
4 |
10,0 |
Таблица 2.2 Распределение
высоких, средних и низких показателей
МИС у испытуемых в возрасте от 25 до 35 лет (№ = 30)
Название шкалы |
Высокие значения |
Средние значения |
Низкие значения | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
|
18 |
60,0 |
9 |
30,0 |
3 |
10,0 |
2) Самоуверенность |
3 |
10,0 |
10 |
33,3 |
17 |
56,6 |
3) Саморуководство |
11 |
36,6 |
12 |
40,0 |
7 |
23,3 |
4) Отраженное самоотношение |
9 |
30,0 |
18 |
60,0 |
3 |
10,0 |
5) Самоценность |
11 |
36,6 |
13 |
43,3 |
6 |
20,0 |
6) Самопринятие |
7 |
23,3 |
19 |
63,3 |
4 |
13,3 |
7) Самопривязанность |
4 |
13,3 |
23 |
76,6 |
3 |
10,0 |
8) Внутренняя конфликтность |
10 |
33,3 |
14 |
46,6 |
6 |
20,0 |
9) Самообвинение |
12 |
40,0 |
17 |
56,6 |
1 |
3,3 |
Таблица 2.3 Распределение
высоких, средних и низких показателей
МИС у испытуемых в возрасте от 36 до 46 лет (№ = 30)
Название шкалы |
Высокие значения |
Средние значения |
Низкие значения | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1) Закрытость |
10 |
33,3 |
16 |
53,3 |
4 |
13,3 |
2) Самоуверенность |
15 |
50,0 |
13 |
43,3 |
2 |
6,6 |
3) Саморуководство |
6 |
20,0 |
14 |
46,6 |
10 |
33,3 |
4) Отраженное самоотношение |
10 |
33,3 |
17 |
56,6 |
3 |
10,0 |
5) Самоценность |
16 |
53,3 |
9 |
30,0 |
5 |
16,6 |
6) Самопринятие |
9 |
30,0 |
17 |
56,6 |
4 |
13,3 |
7) Самопривязанность |
17 |
56,6 |
10 |
33,3 |
3 |
10,0 |
8) Внутренняя конфликтность |
2 |
6,6 |
13 |
43,3 |
15 |
50,0 |
9) Самообвинение |
9 |
30,0 |
13 |
43,3 |
8 |
26,6 |
Сравнительный анализ данных таблицы 2.1, таблицы 2.2 и таблицы 2.3 позволяет определить следующие особенности самоотношения в рассматриваемых выборках. 50% испытуемых, первой возрастной группы, характеризуются высокими показателями по шкале «саморуководство», т.е. у них преобладает переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение; присутствует тенденция искать причины поступков и себе самом. У испытуемых двух других групп по данной шкале высокие показатели отмечены лишь у 36,6% - второй возрастной группы и у 20% - третьей возрастной группы.
По шкале «самоуверенность» большинство респондентов третьей возрастной группы (50%) относятся к себе как к уверенному и самостоятельному человеку, удовлетворены своими возможностями. Небольшой процент испытуемых второй возрастной группы - (10%) и первой возрастной группы - 27,5% выделяют в себе данные характеристики. Примерно такая же картина прослеживается и по параметру «самоценность»: 53,3% респонденты третьей возрастной группы и лишь 30% и 36,6% испытуемых двух других возрастных групп отражают ощущение ценности собственной личности, способность вызвать в других интерес к собственному миру.
В то же время, данные по
шкале «отраженное
Менее 30% испытуемых во всех трех выборках по шкале «самопринятие» показали высокий результат. В основном отмечена средняя выраженность показателей, что характеризуется в недостаточно выраженном чувстве симпатии к себе, согласии со своими внутренними побуждениями.
Показатели двух других шкал связаны друг с другом. То есть, если по шкале «самопривязанность» респонденты отмечают низкие баллы, то следует ожидать, что по шкале «внутренняя конфликтность», испытуемые должны показать высокие результаты. Данная картина наблюдается у женщин первой возрастной группы - 47,5% из них отражаю чувство конфликтности собственного «Я», присутствуют сомнения, несогласие с собой; и в то же время 40% данных испытуемых, показавших низкие баллы по шкале №7 (самопривязанность), выявляют желание изменений, тенденцию к соответствию идеальному представлению о себе.
У женщин третьей возрастной группы обнаруживается обратная картина – большинство из них (56,6%) показывают положительный общий фон отношения к себе, отсутствие желаний измениться, в свою очередь, сохранение такого образа «Я» может расцениваться как один из механизмов психологической защиты самосознания. Лишь 6,6% испытуемых данной группы выделяют в себе показатели внутренней конфликтности. У 50% респондентов баллы по шкале №8 очень низкие. Женщины второй возрастной группы в основном демонстрируют средние показатели. Лишь 13,3% испытывают чувство самопривязанности к присутствующему в данный момент образу «Я», и лишь 33,3% испытуемых отражают чувство внутриличностного конфликта.