Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:05, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей отношения к своему внешнему облику как фактору возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические подходы к изучению «Я-Концепции» женщины в психологической литературе.
Описать специфику «Образа-Я» женщин в период взрослости.
Обосновать процедуру и методы исследования внешнего облика как фактора возрастной динамики «Я-Концепции» женщины.
Обработать данные и проанализировать результаты.
ВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗРАСТНУЮ ДИНАМИКУ Я-КОНЦЕПЦИИ
7
1.1
Специфика возрастной динамики Я-концепции
7
1.2
Отношение к своему внешнему облику как фактор изменений Я-концепции женщины в разные возрастные периоды
17
2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ ЖЕНЩИН КАК ФАКТОРУ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ
33
2.1
Описание базы, программы и методов исследования
33
2.2
Анализ результатов эмпирического исследования отношения к своему внешнему облику как фактора возрастной динамики Я-концепции женщины
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53
ПРИЛОЖЕНИЕ А
59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
60
ПРИЛОЖЕНИЕ В
61
Представительницы женского пола с детства привыкают думать, что их способность идентифицироваться с чувствами других людей - их достоинство, они стараются ее сохранить. В процессе своего воспитания женщины формируют определенные представления о себе и о дозволенном. От этого зависит, смогут ли они воспользоваться предоставляемыми им в настоящее время возможностями, не испытывая при этом внутреннего конфликта и чувства вины и тревоги. Хотя неудачные попытки воспользоваться новыми возможностями могут вызывать у женщин сложные чувства, использование ими старых форм социального поведения также не приносит им удовлетворения. [59, с. 37-38].
«Образ-Я» женщины в значительной мере зависит от того, как ее воспринимают окружающие. Женщины интроецирует не только отношение близких им людей в раннем возрасте, но и отношение к себе других женщин, представительниц определенного класса, расы, возраста или иной социальной группы. Кроме того, женщины склонны делиться проекциями и воспринимать собственные, спроецированные на окружающих чувства и представления [48, с. 68]. Следовательно, «Образ-Я» женщины представляет собой сложный феномен, составные элементы которого претерпевают весьма динамичные изменения и неодинаковы у разных женщин.
Для того чтобы лучше понять особенности «Образа-Я» женщины, следует разобраться в том, как происходит его развитие. Рассмотрим полный цикл развития «Образа-Я» женщины.
Пол ребенка во многом определяет отношение к нему окружающих. Он влияет на то, как ухаживают за ребенком с первых дней его жизни, на то, какие реакции он вызывает, и какие характеристики ему дают. С первых дней жизни отношения ребенка с окружающими имеют гендерный характер.
Успокаивая девочку или мальчика, родители используют разные слова и произносят их по-разному, возлагают на детей разные надежды и в зависимости от пола по-разному описывают поведение. Как только ребенок понимает свою отделенность от окружающих, он начинает понимать, что он - мальчик или девочка. Рассмотрим, как формируется физический «Образ-Я» у девочки. В своем общении с матерью девочка усваивает физический «Образ-Я» посредством идентификации с теми чувствами матери, которые та испытывает к своем телу [59, с. 49]. Если мать чувствует дискомфорт в связи с восприятием своего тела, то дочь интроецирует эти ощущения. Если же мать уверено и легко относится к своей физической природе, это отношение усвоит и ее дочь.
Для формирования телесного «Образа-Я» дочери может быть весьма важным активное и прямое физическое присутствие отца. В раннем детстве прямой физический контакт отца с дочерью, когда он подбрасывает ее вверх, держит на плечах или сажает на колени, дает девочке совершенно иные, чем во время контакта с матерью, ощущения от собственного тела: она чувствует себя более уверенной и защищенной. Кроме этого возникает ощущение удовольствия, это помогает принять ей свое тело и почувствовать свою физическую привлекательность [59, с. 50].
В подростковом возрасте значимое влияние на формирование физического «Образа-Я» оказывает общение со сверстниками. Здоровая девушка, как правило, проводит значительную часть своего свободного времени с подругами, незаметно для окружающих или открыто сравнивая свою внешность с их внешностью и с теми представлениями о ней, которые кажутся ей нормой.
Достигнув возраста средней юности,
практически каждая женщина встает
перед выбором между
1) откладывающие мысли
о карьере на более
поздний срок. Отказавшись от
профессионального роста и
2) стремящиеся сначала закончить
профессиональное образование
3) интеграторы. Пытаются
в двадцатилетнем возрасте
все скомбинировать - сочетать карьеру
с брачным союзом и
4) неустойчивые. В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство и путешествуют по жизни, меняя место нахождение, свои занятия и сексуальных партнеров [64].
При выборе пути самореализации большое значение имеет, конечно, «Образ-Я» женщины, но и в дальнейшем он продолжает формироваться в зависимости от того, какой путь выбрала женщина.
Представления о себе имеют свою структуру, в которую входят такие компоненты, как физические характеристики, социальная идентичность (пол, возраст, роли), психологический образ (духовное Я, или знание выделяющие субъекта в сравнении с другими).
Исходя из цели нашего исследования,
представления о себе мы будем
рассматривать через «Я-
На основе сочетания индивидуального и возрастного развития психофизиологических функций и интеллекта, метаболических характеристик и нейродинамических свойств ленинградской школой психологов построена возрастная периодизация зрелости (взрослости) от 18 до 50 лет. Отличительной особенностью этой периодизации является то, что в ней был осуществлен микровозрастной подход (прослеживание развития год за годом), позволивший определить переходные состояния в фазах и периодах возрастных групп. Микровозрастные интервалы в психофизиологическом и интеллектуальном развитии дают возможность представить не только картину целостного развития человека на протяжении его жизни, но и отметить переходные состояния в стадиях развития. На взрослом составе испытуемых были выявлены оптимальные моменты и моменты снижения уровня развития нейродинамических свойств, психомоторики, памяти, мышления, внимания, интеллекта в целом.
Микровозрастной подход, использованный в указанном исследовании, в отличие от методов англо-американских ученых, позволил строже подойти к объединению возрастов в возрастной период. В результате исследования были обнаружены как макропериоды развития (18—25 лет, 25—35 лет, 36—46 лет).
Женщина с большим трепетом относится к своему возрасту. Еще задолго до наступления периода поздней зрелости, сам факт неизбежности увядания, причиняет женщине страдания.
Период менопаузы является переломным моментом для «Образа-Я», в течение некоторого времени женщины могут переживать чувство утраты своей привлекательности. Старение как этап жизненного пути человека связано с переживанием женщиной тревог и страхов - одиночества, нищеты, немощности и потери здоровья. Оно ассоциируется с утратой женщины многих возможностей. Женщина, в отличие от мужчин, переживает старение более остро, поскольку по данным статистики, они чаще, чем мужчины, остаются стареть в одиночестве и чаще страдают различными заболеваниями [48, с. 68]. Переживания также связаны с тем, что окружающие нередко относятся к пожилым женщинам с пренебрежением.
Таким образом, мы ознакомились с особенностями «Образа-Я» женщины. На основании изученных данных можно сделать следующие выводы. Между мужчинами и женщинами в представлениях о себе существуют определенные различия. Женщины включают в свои описания значительно больше характеристик семейных ролей. При этом именно субъективное представление об успешности в совмещении социальных, статусных и семейных ролей играет ведущую роль в гармоничности «Образа-Я».
Последующей за молодостью стадией человеческой жизни является зрелость. Понятие «зрелость» означает относительно стационарный в телесном и умственном развитии период жизни человека. Это стабильное время характеризуется его ответственностью и «душевной свежестью». Этому периоду жизни свойственны, с одной стороны, соблазны молодости, с другой — зрелый опыт. Во многих классификациях этот возраст рассматривается как узловой пункт развития, «вершина жизни», «плато». В Древней Греции такой возраст и свойственное ему состояние духа называлось «акме» — наиболее полный расцвет человеческой личности, способной совершать деяния (Т.В.Карсаевская, 1997).
Внешний облик женщин всех возрастов, сложения, положения всегда отражает их внутренний мир. Манера женщины одеваться напрямую связана с уровнем ее самооценки.
Одежда - удивительно мощное средство создания собственного настроения и воздействия на других. Одежда способна внушать нам уверенность в себе и вызывать доверие к нам у других. Никогда не стоит недооценивать свой внешний вид.
Большинство женщин, которые любят яркие и броские цвета или одеваются вызывающе, на самом деле просто пытаются заставить других обратить на себя внимание. Это лишь внешнее проявление их неуверенности в себе, пониженного уровня самооценки. Однако в мире нет ни одной женщины, которая не могла бы выработать свой стиль и притом выглядеть вполне модной.
Женщинам в своей жизни трижды приходится столкнуться с проблемой выбора стиля и сменой имиджа. А вернее, с проблемой переоценки своего привычного внешнего облика. Это подчас вызывается разными обстоятельствами, как печальными, так и радостными. Впервые с подобной проблемой молодой женщине приходиться столкнуться в период ранней взрослости, когда пришла пора поступать на работу или в учебное заведение, отличное от школы. В этот период возникает понимание, какую большую роль играет здесь внешность. Второй раз такая проблема может возникнуть при создании семьи и рождении детей. Наконец, был и третий повод подумать о своем новом облике. Повод радостный и немного обескураживающий. В период поздней взрослости. Когда женщина не чувствует себя настолько старой и тем более не подходит под классический образ бабушки. Внеся некоторые коррективы в свой внешний облик, женщины поздней взрослости доказывают, что современные бабушки сделаны совсем из другого теста. Главный залог женской красоты — это уверенность женщины в том, что она выглядит замечательно.
Способность правильно оценить себя дает возможность женщине сохранить свою реальную» Я-Концепцию». Одежда меняет нас лишь настолько, настолько мы сами способны меняться. Одежда не панцирь. Человеческая природа просвечивает сквозь любую одежду.
Если принять, что «Я-Концепция» — это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности. То многие представления о себе, которые формировали «Я-Концепцию» человека в период его взросления, продолжают обогащать ее уже у взрослой личности, по-прежнему основываются на собственном организмическом (в лексике К. Роджерса) оценочном процессе (здоровый — нездоровый, красивый — некрасивый, счастливый — несчастливый и т. д.). Этот процесс связан с тенденцией актуализации. Таким образом, «Я-Концепция» формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития «Я-Концепции».
Однако у взрослой женщины этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурологическими, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления
Собственный организмический оценочный процесс — непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
Константное ядро «Я-концепции» — основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.
Оболочка «Я-Концепции» — многофакторный «Образ-Я», изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.
«Образ-Я» — совокупность образов (чувственных — ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
Конгруэнтность «Я-Концепции» — соответствие, состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его «Я-Концепции».
Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей относительно личной направленности и способов самоактуализации. «Я-Концепция» включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенным стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности.
«Конфликт между стремлениями к актуализации и «Я-концепцией», которая является подсистемой стремления актуализации, препятствует правильном восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта» (Нельсон-Джоунс Р., 2000, с. 30).
Личностный опыт не всегда согласуется с «Я-Концепцией». Это рассогласование воспринимается как угроза «Я-Концепции».
В зависимости от степени угрозы, которую несет за собой опыт, женщина может защищать свою «Я-Концепцию», отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать, важный для них опыт.
Константное «ядро» «Я-Концепции» полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать (в системе взглядов К. Роджерса и А. Маслоу): открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность установлению и поддержанию хороших личных отношений.
«Оболочка» «Я-Концепции» взрослого включает в себя многофакторный «Я-Образ», а также изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.