Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:30, курсовая работа
В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить её несущийся поток. Ему надо много знать и многое помнить и с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры и др. помогают человеку в этом, но главное - это его собственная память. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.
Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.
Введение…………………………...……………………………………………. 3
Глава 1. История изучения и теории памяти
1.1 История изучения памяти и общие представления о ней. ………………. 6
1.2 Зарубежные теории памяти. ……………………………………………….. 6
1.3 Исследование памяти в отечественной психологии. ……………………. 11
Глава 2. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность
2.1 Общее представление о памяти ……………………………………………. 18
2.2 Законы памяти. ………………………………………………………………. 25
2.3.Виды памяти………………………………………………………………….. 28
2.4 Индивидуальные особенности памяти……………………………………… 33
2.5 Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности…..35
Заключение…………………………………………………………………………37
Библиография...……………………………………………………………………..40
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
Факультет Психологии образования
Допущена к защите
Научный руководитель
_________/__________/_________
(подпись)…… (Фамилия И.О.) (дата)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность.
Студента группы №-4 з/о
Евстигнеевой Н.И.
Научный руководитель
ст.преподаватель - Самкова И.А
Москва
2011г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение…………………………...………………………
Глава 1. История изучения и теории памяти
1.1 История изучения памяти и общие представления о ней. ………………. 6
1.2 Зарубежные теории памяти. ……………………………………………….. 6
1.3 Исследование памяти в отечественной психологии. ……………………. 11
Глава 2. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность
2.1 Общее представление о памяти ……………………………………………. 18
2.2 Законы памяти. ………………………………………………………………. 25
2.3.Виды памяти………………………………………
2.4 Индивидуальные особенности памяти……………………………………… 33
2.5 Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности…..35
Заключение……………………………………………………
Библиография...………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одно из самых удивительных свойств человеческого разума связывающее прошлое человека с его настоящим и будущим это – память. Данная уникальная способность человека связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. В психологии она часто называется мнемической деятельностью и считается одним из основных познавательных процессов, лежащим в основе развития личности.
Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.
По сравнению с животными, наиболее высокого уровня своего развития, память достигает у человека. Все, что мы узнаем, оставляет в ней известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Память - форма психического отражения объективной реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными.
Психолог С.Л. Рубинштейн писал в связи с этим: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». 1
Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.
Память это - самая долговечная и уникальная из наших способностей, являющаяся основой приобретения знаний, формирования умений и навыков. Именно благодаря ей человек стал в состоянии накапливать информацию, совершенствоваться и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Актуальность:
В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить её несущийся поток. Ему надо много знать и многое помнить и с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры и др. помогают человеку в этом, но главное - это его собственная память. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.
Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике обучения не обращается достаточного внимания на формирование рациональных приёмов запоминания, от чего страдает его продуктивность. Проблема, касающаяся формирования и развития способов запоминания информации является одной из актуальных проблем современности и рассматриваемые в данной работе вопросы интересны для любого человека. Исследованиями памяти в разное время занимались представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. Все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Память – одно из уникальных способностей человека, именно поэтому я выбрала для исследования тему: «Память как высшая психическая функция и память как деятельность» . Прогресс человечества, нормальное функционирование личности и ее развитие, без изучения и улучшения функции памяти, освоения приемов позволяющих расширить объем запечатленного материала становится немыслимым.
Объект исследования: память.
Предмет исследования: проблема памяти в психологических исследованиях.
Цель исследования: исследовать память как высшую психическую функцию и как деятельность.
Гипотеза:
Память связывает прошлое
Задачи исследования:
- проанализировать основные научные подходы в области изучения памяти;
- изучить взгляды известных ученых в области психологии на проблемы памяти;
- рассмотреть память как высшую психическую функцию и как деятельность.
Методологические основания работы: теоретические положения общей психологии, различные теории памяти.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний.
Глава 1. История изучения и теории памяти.
Проблема памяти – ровесница психологии как науки. Ею занимались ещё с древности великие мыслители-философы. Греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наши души. Если отпечатки наших ощущений и мыслей стираются с этих дощечек, то человек уже ничего не знает. В трактате Платона «Об ощущении и памяти» изложена идеалистическая концепция памяти. Сущность которой, хорошо выражена следующим её положением: «И ощущение, и память – некая сила».2 В данной концепции память оторвана от материи, она является «делом души», черпающей посредством воспоминаний знания из самой себя.
Наряду с этим имел место и материалистический взгляд на данный вопрос.
Аристотель выражает его в специальном трактате «О памяти и воспоминании». Заслуживает большого внимания, высказанная Аристотелем мысль, что память есть отношение к образам, как к копиям, подобиям прежних впечатлений.3
Исследования памяти велись, как в русле философии, так и психологии. Рассмотрим основные достижения, полученные в русле различных теорий памяти.
1.2 Зарубежные теории памяти.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в ХVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии4.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером, Ф. Шуманом и др. - по Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей;
- А. Бине и К. Бюлер, доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала;
Отдельные
элементы информации согласно
ассоциативной теории
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается немецкий психолог Г. Эббингауз. В 80-х гг. XIX в. он впервые поставил задачу экспериментального исследования независимой от деятельности мышления "чистой" памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
В результате он вывел основные кривые заучивания материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что с простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но намного более интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся ни концах ("эффект края"). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии трехбуквенных слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Однако, эти законы были применимы лишь к материалу, который не имел логической организации. Также в рамки его теории не вписывались многочисленные факты и проявления, например, болезненной памяти. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как проникает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведение следов памяти у человека.
Ассоцианисты на первый план выдвигают значение объекта в процессе психического отображения действительности и образования связей в коре головного мозга, а гештальтисты — субьєкта, рационального компонента его деятельности и организационной роли сознания (активности волевых усилий, направленности намерений, и тому подобное). Обе теории являются односторонними в своих исходных положениях и потому не могли дать исчерпывающего объяснения механизма запоминания.
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
– память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
– память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Другой известный немецкий психолог Г. Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти.
Работа А. Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа» представилась как крупная научная проблема.
В дальнейшем необходимые поправки в закономерности выявленные Эббингаузом, в конце XIX в. внесли представители гештальт-психологии. В соответствии с этой теорией главной в создании связей является организация материала, которая и определяет аналогичную структуру следов в мозге по принципу изоморфизма, то есть подобие за формой 5.
Гештальтпсихологи считали, что актуальное в данный момент времени состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.
Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер).
Информация о работе Память как высшая психическая функция и память, как деятельность