Память как высшая психическая функция и память, как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить её несущийся поток. Ему надо много знать и многое помнить и с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры и др. помогают человеку в этом, но главное - это его собственная память. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.
Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.

Содержание работы

Введение…………………………...……………………………………………. 3
Глава 1. История изучения и теории памяти
1.1 История изучения памяти и общие представления о ней. ………………. 6
1.2 Зарубежные теории памяти. ……………………………………………….. 6
1.3 Исследование памяти в отечественной психологии. ……………………. 11
Глава 2. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность
2.1 Общее представление о памяти ……………………………………………. 18
2.2 Законы памяти. ………………………………………………………………. 25
2.3.Виды памяти………………………………………………………………….. 28
2.4 Индивидуальные особенности памяти……………………………………… 33
2.5 Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности…..35
Заключение…………………………………………………………………………37
Библиография...……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Память как высшая психическая функция и память как деятельность.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях.

Вывод:

проблема памяти в психологических исследованиях. Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах ученых прошлого и современности

. В настоящее время все большее признание получает теория деятельности личности. За этой концепцией понятие деятельности рассматривается как фактор, что предопределяет процессы памяти. Сама память выступает как мнемическая деятельность, которая включает у себя определенную систему действий, подчиненных развязыванию мнемических задач на запоминание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава  2.

 Память как высшая психическая функция и память, как деятельность

 

2.1. Общая характеристика процессов памяти.

 

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

 Она включает  такие процессы: запоминание, хранение, забывание и воссоздание. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта. Его использование требует воссоздания . Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование — забыванию10.

Физиологические теории механизмов памяти связаны с учением И.П.Павлова об образовании временных нервных связей. Акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием являет собой физиологичечкий механизм запоминания. Благодаря пластичности коры нервное возбуждение в мозге, вызванное действием раздражителя, сохраняется в виде следов. Следы имеют свои биохимические основы. Необходимо, чтобы раздражители анализатора были связаны с удовлетворением потребностей, достижением цели. Память человека основывается на взаимодействии первосигнальных и второсигнальных связей, потому доминируещее значение приобретают смысловые причинно-следственные ассоциации. Благодаря языку процессы памяти имеют произвольный характер11.

       Нейрофизиологические исследования выясняют ход нервного импульса и физические изменения в ведущих путях (аксонах, синапсах и дендритах), которые облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Теория нейронных моделей основывается на пространственно-временной структуре с открытыми группами нервных клеток, которые моделируют объект отображения, и реверберирующими кругами циркуляции возбуждения разной сложности, как механизмов кратковременной и долговременной памяти.

Биохимические теории связаны с нейрофизиологическими, раскрывают механизмы памяти на клеточном уровне. После действия раздражителя возникает электрохимическая реакция, последствия которой вызывают кратковременные обратные изменения в клетках, — это и есть физиологичный механизм кратковременной памяти. На основе первой возникает вторая стадия, большей длительности, которая сводится в основном к биохимической реакции, связанной с образованием новых белковых веществ, — протеинам как носителей долговременной памяти.

     Химические теории рассматривают механизмы памяти как химические изменения в нервных клетках под действием раздражителей. Идет речь о разных перегруппировках белковых молекул нейронов и в первую очередь нуклеиновых кислот, причем дезоксирыбонуклеиновая кислота (ДНК) связывается с генетической, наследственной памятью, а рыбонуклеиновая кислота (РНК) — с онтогенетической, индивидуальной памятью. РНК очень непостоянная, может изменяться с большой частотой и удерживать невероятное количество кодов информации. Раздражения нервных клеток резко изменяет содержание РНК, оставляет длительные биохимические следы, что предоставляет ей способности резонировать на повторные действия знакомых раздражителей и не отвечать па другие влияния12.

     Структурные  и химические изменения в клетках  мозга в результате предыдущей деятельности становятся необходимым условием подальших, более сложных действий, включая механизмы их исполнения. Хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху в низ, от целого к частям.

Особенностью  памяти является то, что ее составляющие выступают в то же время и как сложные автономные процессы.

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти.

 Рассмотрим отдельные процессы памяти.

Запоминание — это закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей, между ними через контакты новых данных с приобретенным ранее опытом13. Процесс запоминания происходит в трех формах: отражения, непроизвольного и произвольного запоминания.

Первичное отражение  нередко играет решающую роль в запоминании, составляет основу для закрепления  материала. Иногда, усиливаясь интересом и эмоциями, это вызывает даже эйдетические образы — целостное восприятие предмета или явления, насыщенное подробностями.

Непроизвольное запоминание выступает как продукт и условие осуществления познавательных и практических действий или результат многоразового повторения. Это достаточно производительная форма запоминания, которая к тому же не требует специальных усилий для усвоения. Запоминание осуществляется в процессе выполнения заданий будто само по себе. Активно действуя с объектами, человек мимоходом их запоминает. Если запоминание еще и связано с достижением цели деятельности, то его эффективность значительно растет.

Так, в эксперименте ученикам предлогалось решать серию простых арифметических примеров, при этом не ставилось задания что-то запомнить, а затем предлагалось воспроизвести один из рядов чисел, которые использовались в эксперименте. Ответы оказались значительно эффективнее, чем при произвольном запоминании.

Невзирая на эффективность непроизвольного  запоминания, ведущей формой запоминания считается произвольное. Оно дает возможность запомнить то, которое нужно в данный момент, и настолько, чтобы обеспечить успехи в учебе, развитии, выполнении заданий. Это требует времени и дополнительных усилий, однако обеспечивает необходимый уровень готовности индивида к выполнению определенных заданий. В процессе учебы иногда придется прибегать к такой специальной мнемической деятельности, как заучивание, чтобы сохранить в памяти тот или другой материал. Чтобы лучше сохранить в памяти материал, ученик повторяет его, применяет в своей деятельности, логично обрабатывает, употребляет мнемотехнические приемы и привлекает другие виды запоминания (чтение вслух) и тому подобное14.

Этапы логического запоминания

Сохранение — это процесс содержания в намятых сведений, полеченных в ходе приобретения опыта. В большой мере он зависит от качества и глубины запоминания, использования материала памяти, в своей деятельности. Без использования материал памяти постепенно забывается.

Забывание –  процесс, противоположный сохранению, и определяется он в том, что актуализация забытых образов или мыслей утруждается или становится вообще невозможной. Этот процесс основывается на явлении условно-рефлекторных связей под воздействием разных факторов и угасания следов, которые образовались раньше.

Интересными относительно этого являются мысли З. Фрейда, который связывал забывание с потребностями, эмоциями, мотивами деятельности. Он утверждал, что часто причиной забывания есть не совсем осознаваемый мотив — нежелание помнить. Негативные эмоции, нехватка потребности тоже способствуют возникновению условий для подсознательного забывания. Люди нередко склонны быстрее забыть неприятное, избежать воспоминаний о грустных случаях в своей жизни, избавиться от всего, что вызывает внутренний протест, негативные переживания, нарушает комфорт15.

Однако невозможность вспомнить какой-либо материал еще не значит, что он полностью и навсегда потерян и больше не является достоянием опыта индивида. Ведь часто мы вспоминаем вещи, которые считали окончательно забытыми. Общеизвестные факты воспоминаний людьми далеких событий в периоды подъема и потрясений, во время сна и в гипнотическом состоянии, под воздействием напоминаний и тому подобное. Интересным является также упоминание в старческом возрасте отдельных сведений из жизни периода детства и юности. Известно, что забытый материал возобновляется значительно легче и быстрее, чем запоминается впервые. Поэтому вероятно, что запомненый материал не стирается при забывании полностью как из магнитной пленки звукозаписи, а становится в какой-то степени неосознаваемым и требует для обновления определенных условий.

Оба процесса —  сохранения и забывание — пребывают в определенном динамическом равновесии. С одной стороны, к памяти постоянно поступают новые материалы запоминания. Раньше усвоенные знания взаимодействуют с новыми, вступают в новые связи, уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. С другой — материалы памяти забываются, становятся непригодными для практического использования. Опыт в знании успешно сохраняется, если он обновляется и обогащается, иначе данные опыта теряют смысл, притупляются и исчезают, когда борьба этих двух процессов происходит не на пользу сохранению.

Забываются  все достижения опыта, и с тем  большей интенсивностью, чем меньше они привлечены в работу. Менее стойкое, временное забывание может быть следствием торможения за законами негативной индукции или запредельной нагрузки. Известно явление реминисценции, когда в результате негативной индукции и внеграничного торможения воссоздания сразу после запоминание не такое полное, чем после отдыха. Сильные раздражители во время заучивания утруждают образование новых связей, ослабляют раньше усвоенные знания (проактивное и ретроактивное торможение). В учебной работе важно отличать временное забывание, что требует ликвидации влияния негативных условий, от забывания, которое можно устранить только повторением или заучиванием опять.

Существуют формы забывания, которые вызваны более стойкими отклонениями, даже болезненными нарушениями. Среди них часто случаются разные формы амнезии — болезненного забывания событий собственной жизни за определенный отрезок времени («провалы памяти»). Возникают они в результате травм мозга или других заболеваний. Наблюдаются забывания событий, что происходили непосредственно после травмы мозга (антероградная амнезия), событий, которые предшествовали травме (ретроградная амнезия), событий во время болезни (ретардировання амнезия), постепенное ухудшение памяти и ее потеря (прогрессивная амнезия) Выделяют также разновидности нарушения памяти: гипомнезия - ослабление памяти, парамнезия — путанные обманы памяти, гипермнезия – усиление памяти в форме заостренной репродукции. В случаях заострения названных явлений возникает потребность врачебного вмешательства16.

Воссоздание - процес возобновления сохраненного материала памяти для использования в деятельности и общении — заключается в оживлении или возбуждении ранее образованных в мозге нервных связей. Различают два вида воссоздания: узнавание и упоминание.

Узнавание –  это воссоздание какого-нибудь объекта в условиях повторного его восприятия. Увидев человека во второй раз, мы можем вспомнить, что уже где-то его видели, а затем вспомнить и характерные черты его поведения. Однако не всегда узнавание полно и достаточно определено. Часто мы переживаем ощущение, что видим кого-то знакомого, но не можем отождествить его с определенным человеком. Или узнали самого человека, но не вспоминаем всех обстоятельств, связанных с ним.

Намного более  сложное узнавание связано с  языком. Оно очень важно в учебе: на основе словесных описаний мы можем узнать объекты, которых никогда не видели. Только благодаря словесной установке узнавание может приобретать произвольный характер17.

Воспоминание - это воссоздание предыдущего опыта в соответствии с содержанием и заданиями деятельности. Оно бывает непроизвольным (например, неумышленное воспоминание) или произвольным, когда ставится репродуктивное задание, делается волевое усилие, организовываются специальные мнемические действия.

Если материал хорошо запомнившийся и крепко закрепленный, то воспоминание проходит легко. Однако временами нам не удается вспомнить что-то нужное сразу. Такое воспоминание требует напряжения умственных усилий, преодолевания трудностей, и называется припоминанием. При этом человек решает иногда достаточно сложные мнемические задачи, анализирует условия, обдумывает логические связи, привлекает все известное, по-новому его упорядочивает, глубже осознает задание, проявляет активность и настойчивость. Как один из разновидностей воссоздания выделяют воспоминания — локализованые во времени и пространстве воспоминания человека о своей прошлой жизни, преимущественно в яркой образно логической форме, со всеми обстоятельствами. Такие воспоминания о примечательных событиях своей жизни часто связаны из переосознанием их общественного значения, которые содействует развитию гражданских качеств человека. В воспоминаниях он передает не только факты, но и отношения, к ним. Поэтому с возрастом воспоминания многократно переживаются, становятся составной частью духовной жизни, источником мудрости.

Информация о работе Память как высшая психическая функция и память, как деятельность