Память как высшая психическая функция и память, как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить её несущийся поток. Ему надо много знать и многое помнить и с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры и др. помогают человеку в этом, но главное - это его собственная память. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.
Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.

Содержание работы

Введение…………………………...……………………………………………. 3
Глава 1. История изучения и теории памяти
1.1 История изучения памяти и общие представления о ней. ………………. 6
1.2 Зарубежные теории памяти. ……………………………………………….. 6
1.3 Исследование памяти в отечественной психологии. ……………………. 11
Глава 2. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность
2.1 Общее представление о памяти ……………………………………………. 18
2.2 Законы памяти. ………………………………………………………………. 25
2.3.Виды памяти………………………………………………………………….. 28
2.4 Индивидуальные особенности памяти……………………………………… 33
2.5 Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности…..35
Заключение…………………………………………………………………………37
Библиография...……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Память как высшая психическая функция и память как деятельность.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

 

2.2 Законы  памяти.     

Обобщение этих и многих других фактов позволило  вывести ряд законов памяти. Обратимся  к основным из них. Установлено, что  в запоминании, сохранении и воспроизведении  материала участвуют различные  операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении  какого-либо текста с целью его  запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

То, что в  структуре деятельности занимает место  ее цели, помнится лучше, чем-то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Интерес представляют различия в запоминании при активной деятельности, в отличии, где объект не был материалом деятельности. В результате серии опытов проведенных П.И. Зинченко на основе работ зарубежных психологов, была установлена следующая зависимость: объект может запоминаться лишь тогда, когда он является предметом деятельности субъекта, вызывающее только чувственное впечатление. Однако, это не совсем точное определение, хотя и правильное. Рассматривая активность деятельности как углубленное понимание смыслового содержания того, что воспринимается – именно этот момент надо оценивать как условие успешности запоминания.

Зависимость запоминания  от характера деятельности с запоминаемым материалом ясно выявлена в другой серии опытов. Оказалось, что эффект запоминания теснейшим образом зависит от характера действий, в результате которых осуществляется запоминание: то  что является объектом специально целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматических операций.

Другие же опыты  показали, что запоминание материала  включенного в активную деятельность в качестве только ее отправного пункта и данного поэтому в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно в результате активной деятельности.

О том же говорят  данные работ других психологов, в  частности А.И. Леонтьева и Т.В. Розановой [1951], и исследования Т.В. Розановой [1959].В результате опытов выявлена определяющая роль  в запоминании действий, а именно ориентировочных действий в соответствии с задачей, которая должна быть решена. Существенное влияние имеет также факт подкрепления или неподкрепления определенных связей, что опять-таки связано с ориентировкой в результате действий.

Итак, все выше сказанное указывает на действие с тем, что должно стать объектом запоминания, как на важнейшее условие непроизвольного запоминания.

В опытах проведенных А.А. Смирновом и его коллегами наблюдается одна и та же закономерность: с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Как же можно это объяснить?

В первую очередь  это объясняет закономерность, выявленная раньше: продуктивность непроизвольного запоминания определяется, прежде всего, степенью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Другими словами, взрослые в силу умственного развития прилагают меньше усилий для более простой деятельности, чем дети, что и приводит к меньшему вниманию к материалу. Это еще раз доказывает важность высокой степени интеллектуальной активности для непроизвольного запоминания и составляет основу его преимущества над произвольным при определенных условиях.

Дальнейшие  исследования данного вопроса различными отечественными психологами привели  к подтверждению выше указанного положения.

При исследованиях  воздействия похвалы и поощрения на обучение, психолог Э.Харлок обнаружил, что продуктивность в «похвальной» группе была выше, чем в контрольных. Также велись опыты на изучение отрицательного действующего сигнала (удар электротоком). В итоге выяснилось, что его применение повышает продуктивность, если подается при неправильных действиях (в опытах по овладению двигательными навыками).

Влияние соревнований ( исследования В.Симс и Дж.Маллера) оказалось большим в случае личностного  первенства.

Безусловно, неправомерность  обобщения данных этих результатов  очевидна, т.к. в них не были учтены культурно-общественные, образовательно-исторические моменты влияния.

Было проведено  также множество других исследований влияния различных факторов, выступающих  как мотивы.

Следует заметить, что во всех исследованиях не учитывался такой параметр, играющих важную роль, как уровень притязаний испытуемых. Из выше сказанного вытекает, что степень воздействия мотивов в свою очередь зависят от содержания и характера деятельности, в которых мотивы проявляют побудительную силу. Сам мотив не может определить характер деятельности и тем более продуктивность.

Опыты и исследования проведенные отечественными психологами  З.М.Истоминой и Г.И. Зинченко своими результатами подтвердили указанное  выше предположение о существенной роли, которую играют в запоминании  мотивы деятельности, причем одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать совершенно различное влияние.

 

         2.3.Виды памяти.

Память включается в разные виды человеческой деятельности, в них формируется и оказывается, ими же и обуславливаются ее особенности и формы проявления. Эти особенности закрепляются, передаются генетически, развиваясь в деятельности человека, являют собой определенные свойства личности и составляют отдельные виды памяти. .

Мы остановимся  на характеристике их отдельных видов.

У каждого человека существуют различные виды памяти. Три основные группы – это образная, эмоциональная и словесно-логическая память.

Виды памяти выделяют за такими критериями18:

1) в зависимости  от того, что запоминается и воспроизводится, какая деятельность преобладает, память разделяют на двигательную, эмоциональную, образную, словесно логическую;

2) по продолжительности  закрепления и сохранения материала  — на кратковременную (оперативную)  и долговременную;

3) в зависимости  от того, как процессы памяти  включаются в структуру деятельности, как они связаны с ее целями и средствами, — на непроизвольную и произвольную;

4) за осознанием (пониманием) содержания материала  памяти — на смысловую и  механическую.

Двигательная память заключается в запоминании и воссоздании человеком своих движений. Такая необходимость возникает преимущественно в практической деятельности человека: производственной, спортивной, учебной, игровой и др. Большое значение этого вида памяти объясняется тем, что она служит основой для разных практических навыков, особенно трудовых, бытовых, жизненно важных (навыки хождения, письма, и тому подобное). Но это не только первосигнальные связи, но и сложные взаимозависимости с образными и словесно-логическими образованиями, которые дают возможность человеку сознательно руководить своей двигательной памятью19.

Эмоциональная память — это запоминания и воссоздания своих эмоций и чувств. Эмоции сигнализируют о потребностях и интересах, отображают наше отношение к окружению. Эмоциональная память может оказаться сильнее других. Чувство запоминается обстоятельно и надолго, но такое чувство не беспредметно. Поэтому эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с объектами, что их вызывают. Эмоции выступают в роли стимулятора в цепочке всего комплекса асоциаций. Воспроизведенные позитивные чувства всегда побуждают человека к деятельности20.

   Образная память заключается в запоминании образов, представлений о предметах и явления окружающего мира, свойств и связей между ними. Она бывает зрительной, слуховой, касательной, обонятельной, вкусовой в зависимости от анализаторов, с которыми связано ее происхождение. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим картины природы, мелодии песен, ароматы весны, вкус чая и тому подобное. В образной памяти мы оперируем образами и представлениями разной степени абстрагирования и сложности: конкретными представлениями одиночных предметов, представлениями, об общих свойствах предметов и явлений, схематическими образами абстрактного содержания. Так, опытные конструкторы способны запомнить сложный технический объект в деталях с фотографической точностью, могут потом вспоминать и анализировать в памяти каждую его деталь, видеть отдельную деталь в разных ракурсах и подробностях (эйдетические образы). Теоретики четко представляют точку, которая не имеет размеров, философы — как из ничего образовался мир. Образная память разделяется на несколько подвидов в соответствии с типом анализатора, создающего след (в данном случае запечатлеваемый образ). Такими подвидами являются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, осязательная, вкусовая память. В зависимости от степени развития того или иного анализатора у каждого человека некоторые подвиды образной памяти преобладают над остальными. Редко встречаются случаи, чтобы все анализаторы были развиты одинаково

Словесно-логическая память является специфически человеческой памятью, которая базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, в которой главная роль принадлежит второй. Содержанием словесно логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, которые отображают предметы и явления с их общими свойствами, существенными связями и отношениями. Мысли не существуют без языка, потому такую память называют не только логической, но и словесной. Естественно, что она тесно связана с мышлением и языком и развивается главным образом в процессе словесно-логического мышления. Запоминание может происходить по тем же словам или содержанию, которое требует взаимодействия с разными психическими процессами и имеет разную эффективность21.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, немедленным его воссозданием и коротким сроком хранения. Она часто обслуживает отдельные элементы сложной деятельности и потому ее значения могут изменяться; в жизни и деятельности человека возникают ситуации, когда помнить длительное время совсем нет потребности. В этих случаях кратковременная память является полностью оправданной.

Выделяют также оперативную память — запоминание, сохранение и воссоздание информации, в меру потребности в достижении цели конкретной деятельности или отдельных операций. После выполнения деятельности материал памяти должен сразу же забываться, иначе он может негативно повлиять на следующие операции. Так, решая математическую задачу, ученик должен удерживать в памяти отдельные промежуточные результаты, которые ему совсем не нужны после решения. То же можно сказать о чтении, выполнении подавляющего большинства производственных операций.

Долговременная  память базируется на долгосрочной функции памяти, характеризуется длительным хранением и следующим использованием информации в деятельности человека. Условия длтельного хранения информации требуют определенного времени для переработки и консолидации материала, твердого запоминания, многоразового и вариативного повторения, воссоздания и использования, при выполнении аналогичных заданий. Готовность к использованию материала памяти в будущем требует и более длительных  повторений мнемических действий относительно его хранения.

Оперативная, кратковременная и долговременная разновидности памяти связаны между собой, что предопределяется как содержанием запоминающегося, так и целями и методами деятельности, в которую включаются процессы памяти. Они существуют отдельно, параллельно. Усвоенная информация может переходить из одного вида памяти в другой, более длительный, но при этом необходима дополнительная ее обработка: более глубокое осознание, согласование с опытом, сравнение, переструктурирование, перекодирование, перевод в словесно-логическую память. В результате превращений память приобретает более обобщенный и опосредствованный характер, становится более подготовленной для длительного хранения и произвольного применения22.

Непроизвольная  память заключается в запоминании и воссоздании материала без специальной цели его запомнить или вспомнить. Без специальных намерений и усилий мы обогащаем память во время нашей деятельности, незаметно для нас самих формируется основная часть нашего опыта. Общим и необходимым условием непроизвольного запоминания любых объектов является взаимодействие с ними. Если материал касается содержания основной цели деятельности, то он запоминается лучше.

Произвольная память — это запоминание и воссоздание, когда человек ставит перед собой мету запомнить, когда возникает потребность в преднамеренном заучивании.

Непроизвольная  и произвольная память присущие каждой личности и представляют собой последовательные степени развития памяти в онтогенетическом плане. Непроизвольная память предшествует произвольной и выступает необходимым условием ее возникновения. Только имея определенный опыт в запоминании и формировании познавательных действий, человек может плодотворно развивать специальные мнемические действия, продуктивную, произвольную память. Однако непроизвольная память и после этого не теряет своего значения, совершенствуется во взаимодействии с произвольной и приобретает еще большую эффективность.

Информация о работе Память как высшая психическая функция и память, как деятельность