Память как высшая психическая функция и память, как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить её несущийся поток. Ему надо много знать и многое помнить и с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, компьютеры и др. помогают человеку в этом, но главное - это его собственная память. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания.
Разница между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.

Содержание работы

Введение…………………………...……………………………………………. 3
Глава 1. История изучения и теории памяти
1.1 История изучения памяти и общие представления о ней. ………………. 6
1.2 Зарубежные теории памяти. ……………………………………………….. 6
1.3 Исследование памяти в отечественной психологии. ……………………. 11
Глава 2. Память как высшая психическая функция и память, как деятельность
2.1 Общее представление о памяти ……………………………………………. 18
2.2 Законы памяти. ………………………………………………………………. 25
2.3.Виды памяти………………………………………………………………….. 28
2.4 Индивидуальные особенности памяти……………………………………… 33
2.5 Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности…..35
Заключение…………………………………………………………………………37
Библиография...……………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Память как высшая психическая функция и память как деятельность.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

Смысловая память связана с пониманием того содержания, которое запоминается. Она опирается на смысловые связи, которые уже образовали системы словесных и образных ассоциаций и составляют основу опыта человека. Запоминающийся материал логично обрабатывается, обобщается, анализируется, сравнивается, классифицируется, связывается с опытом и потому без особого труда включается в имеющиеся системы связей, дольше сохраняется и легче воспроизводится.

  Механическая  память действует в тех случаях, когда не достигается понимание зуачиваемого материала, а умышленно или неумышленно запоминаются вещи, которые до конца не осознаются. Материал запоминания не имеет определенное место в индивидуальном опыте, и его придется туда впихивать силой, или же он поразил познавательный интерес субъекта необычной оригинальностью, важностью для решения проблемы23.

Усваиваемый материал чаще всего бывает более или менее  понятным. Поэтому в каждом случае необходимо сочетание смысловой и механической памяти. Работа памяти человека в подавляющей части познавательной деятельности опирается на смысловые связи и только в отдельных случаях ей придется обращаться к относительно механическому запоминанию. Настоящую механическую работу памяти можно проследить у младших школьников, но это считается недостатком педагогической работы, исключением из правила, потому что приводит к формальному усвоению знаний и задерживает развитие учеников.

 

1.5.Индивидуальные особенности памяти.

Рассмотрим вопрос индивидуальных особенностей памяти. Память у людей  различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это  количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

В соответствии с тем, какие сенсорные  области доминируют, выделяют следующие  индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы  лучше запомнить материал, обязательно  должен его прочесть, так как при  запоминании и воспроизведении  ему легче всего опираться  на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных  крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями  зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

 

В ходе онтогенетическаго  развития способы запоминания сменяются, возрастает роль процессов выделения  в запоминании осмысленных, семантических  связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга позволил установить преимущественную связь процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

 

    1.6.Характеристика памяти как компонента познавательной деятельности

В настоящее  время все большее признание  достает теория деятельности личности. За этой концепцией понятие деятельности рассматривается как фактор, что предопределяет процессы памяти. Сама память выступает как мнемическая деятельность, которая включает у себя определенную систему действий, подчиненных развязыванию мнемических задач на запоминание, сохранение и воссоздание информации, в разных формах.

В контексте этой теории процессы памяти определяются местом, которое принадлежит им в деятельности субъекта, тем, что и как он запоминает, хранит, вспоминает и какое значение это имеет для учебной или производительной деятельности, а также тем, как субъект относится к запоминаемому материалу и с чем его связывает в своей деятельности. Качественные и количественные характеристики памяти человека складываются в процессе деятельности, в большой мере зависят от включения запоминаемого в процесс выполнения заданий и его роли в достижении цели.

Концепция деятельностного подхода к изучению процессов памяти достала развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. В этом контексте более обстоятельное объяснение достали представления о памяти, которая опирается на сознательно поставленную цель и использование общественно выработанных знаковых средств. Определены этапы развития памяти в филогенезе и онтогенезе, выяснены особенности произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосередкованої памяти, зависимости становления высших форм памяти от социокультурніх факторов и норм.

Значительный  взнос в разработку процессов  памяти с позиций деятельностного подхода сделала научная школа харьковских психологов. Обстоятельно исследованы процессы непроизвольного запоминания в зависимости от цели, мотива и способа выполнения заданий учебной деятельности, в частности в ходе классификации наглядного и словесного материала, и предложены мероприятия значительного повышения производительности памяти (П.И.Зинченко). Специально изучалась эффективность взаимосвязей непроизвольного и произвольного запоминания в условиях школьной учебы и управления мнемической деятельностью учеников (Г.К.Середа). Доказано, что в управлении непроизвольным и произвольным запоминанием учеников целесообразно опираться на те условия, при которых  каждое из них является самым производительным. Так, условием производительности непроизвольного запоминания познавательного задания выступает активное понимание материала, условием продуктивности произвольного запоминания - осознание и подчинение материала выполнению мнемического  задания 24.

Память тесно  связана с видом деятельности человека. Так, для художника наиболее важной является зрительная память, для  музыканта – слуховая, для человека, владеющего боевыми искусствами, – моторная, и т. п. Например, Моцарт и некоторые другие композиторы могли после единственного прослушивания безошибочно воспроизвести самые сложные музыкальные произведения. А такие художники, как Левитан, Айвазовский, Васнецов обладали изумительной зрительной памятью, позволяющей им писать свои знаменитые картины не только с натуры, но и по памяти.

Преобладание  того или иного вида памяти не обязательно  определяет профессию. Просто, например, люди с преобладанием зрительной памяти лучше воспринимают материал, когда читают его, а не когда прослушивают.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Исследуя память как высшую психическую функцию  можно сделать вывод о том, что все психические процессы осуществляются с её непосредственным участием  т.к. каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект.

Наш психический  мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем  и многое умеем. В свою очередь, психическое  развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания.  Память делает возможным запечатления текущей информации, организацию и сохранение прошлого опыта, его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

 Рассмотрев  память как высшую психическую функцию и как деятельность, следует отметить следующие важные моменты:

    - Память  – это сложный психический  процесс,  включающий запечатление, сохранение, последующее узнавание  и воспроизведение следов прошлого  опыта;

    - Память  позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся наши знания, умения и навыки;

 Настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без неё невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память каждого человека имеет свои особенности. Она дает возможность сохранять тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Результаты учебной деятельности зависят от таких процессов памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение Проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого занимает       особое место в исследованиях памяти

 

 

 

Изыскания  великого мыслителя-философа Аристотеля, отечественных  учёных И.П. Павлова, Сеченова М.И,  психологов Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А. Бине, Г. Эббингауза, К. Бюлера, Т. Рибо, З. Фрейда, П. Жане, Л.С. Выготского, П.И.Зинченко, А.А.Смирнова и мн. др. способствовали  рассмотрению природы человеческой памяти, ее структуры и механизмов запоминания. Различные теории памяти, как в зарубежной, так и в отечественной психологии придают значение различным аспектам изучения памяти. Проанализировав основные научные подходы в области изучения памяти мы установили, что:

     - в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др.;

     - при воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли;

     - установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу;

      - то, что в структуре деятельности  занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Проведённый анализ вышеперечисленных источников по проблеме исследования,  изучение различных теории памяти, обобщение полученных в результате этого  знаний позволили прийти к мнению о том, что в психологической науке существует множество теорий, объясняющих природу, механизмы и функциональное значение мнемической функции. Однако многие вопросы до сих пор остаются спорными и актуальными и требуют дальнейшего изучения, как в области психологических знаний,  так и в области других наук.

      Гипотеза о том, что память является важнейшей познавательной функцией связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и  лежит в основе развития и обучения нашла своё подтверждение. Обобщая сказанное выше, в ходе развития памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, осознанной и произвольно регулируемой. Человек перестает зависеть от своей несовершенной природной памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания, структурировать запоминаемые содержания.

В заключении, я хотела бы сказать, что мы не представляем наш мир, нашу жизнь без памяти, что еще раз подтверждает ее огромное значение. Поэтому каждому человеку необходимо развивать у себя память, которая является очень важным и необходимым психофизиологическим и культурным процессом, выполняющим в жизни человека огромное количество различных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. – М., 1985
  2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.:Прогресс, 1980 – 528 с.
  3. Ашмарин И. П.  Загадки и откровения биохимии памяти. – Ленинград, 1975
  4. Бузан Т.  Скоростная память. – М., 1995 – 144 с.
  5. Громова Е. А.  Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980 -174 стр.
  6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
  7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Избранные психологические труды: В 70 т.- М.; Воронеж: НПО, МОДЭК, 1996. -Т.5. -С. 554.
  8. Иванов-Муромский К. А.  Мозг и память.  – Киев: Наукова думка, 1987 – 134 с.
  9. Ильюченок Р. Ю.  Память хорошая, память плохая. – Новосибирск: Наука, 1991
  10. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978 – 319 с.
  11. Корсаков И. А., Корсаков Н. К.  Наедине с памятью. – М., 1984  - 174 с.
  12. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб: Питер, 2000г. – 89стр.

 

  1.  Лапп Д.  Улучшаем память в любом возрасте. – М., 1993 – 224 с.
  2. Лезер Ф.  Тренировка памяти. – М.:Мир, 1979 – 196 с.
  3. Матюгин И., Чакаберия Е.  Зрительная память. – М., 2004
  4. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2005. – 583стр.
  5. Матюгин И., Рыбникова И.  Методы развития памяти, образного мышления, воображения. – М., 1989 – 56 с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 688 с.
  7. Немов Р.С., Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. – 184стр
  8.   Нейрохимические основы обучения и памяти. / Под. ред. Р. И. Кругликова. – М.: Наука, 1989 – 210 с.
  9. Норман Д.  Память и научение. – М., 1985
  10. Роговин М. С.  Проблемы теории памяти. – М., 1977 – 230 с.
  11. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии.- СПб.:Питер, 2000 – 679 с.
  12. Смирнов А. А.  Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1987, - Т.2.
  13. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под. ред. Ю. Г. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 1979
  14. Шабанов П. Д., Бородкина Ю. С.  Нарушения памяти и их коррекция. – Ленинград: Наука, 1989 – 127 с.
  15. Шадриков В. Д., Черемошкина Л. И.  Мнемические особенности: развитие и диагностика. – М., 1990  

Информация о работе Память как высшая психическая функция и память, как деятельность