Память ребёнка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Алуштинский учебно-консультационный центр Луганского Национального Университета им. Т. Г. Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Возрастная психология»

тема: «Память ребёнка в младшем школьном возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

Студентка 3-го курса психологии заочного отделения 
Кальная Мария Дмитриевна 
 
научный руководитель: 
Бажутина С. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Алушта 
2011

План

 

 

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … …  3

    1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
      1. Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
      2. Типы памяти … … … … … … … … … … … … … …  8
      3. Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
      4. Приёмы запоминания … … … … … … … … … … …  15

            Вывод к 1-ой главе … … …  … … … … … … … …  … … … .. 18

    1. Экспериментально-исследовательская работа … … … … ..  19
      1. Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
      1. Характеристика методов экспериментального                               исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21

      1. Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22

      1. Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31

             Выводы … … … … … …  … … … … … … … …  … … … …  34

             Список литературы … … …  … … … … … … … …  … … …  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Человек не может относиться безразлично к окружающему миру, а всякая человеческая активность построена на процессе познания, то есть отражении в психике человека реальной действительности. Процесс познания начинается с ощущений и наблюдений, чтобы пройдя стадии представлений и памяти, преобразуется в мышление и завершение в процессах принятия решений и выполнении действий.

Уже в древние времена люди обращали свое внимание на значение памяти. Эсхил, использовав уста Прометея, проговорил: "Послушай, что я сделал этим смертным. Придумал числа, научил составлять слова и дал им память ". Древние греки матерью всех муз считали богиню памяти Мнемозину.

Роль памяти на разных ступенях истории человечества неодинакова. В далекие времена, когда люди не владели письменностью, требования к прочности и четкости запоминание и сохранение опыта были высокими. Современный человек не в состоянии буквально воспроизводить то, что воспринял, потому что объем сведений очень большой. В связи с этим изменились требования и к обучению. Если раньше в обучении важно запомнить и воспроизвести сведения, то теперь на первый план выходят задачи умственного развития учащихся. По данным психолого-педагогических исследований последних десятилетий в корне изменились содержание и методы обучения в начальном ее звене (Ш.А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Л. В. Заков, В. В. Репин, Д. Б. Эльконин и др.).

Еще в 60-х годах были пересмотрены существующие представления о возрастных возможностях усвоения знаний в этот период жизни. Выяснилось, что первоклассники вполне способны усвоить не только конкретные знания и умения, которые составляют содержание традиционного начального образования (арифметика, письмо, чтение), но и элементы научных знаний в области математики и языка. Однако такие знания нельзя давать в готовом виде, как это практикуется. Новое содержание требует разработки нового метода обучения, специальной организации собственных предметных действий учащихся с раскрытием существенных свойств изучаемого предметного материала. Психологические исследования показали, что такое обучение меняет весь ход психологического развития ребенка и прежде способствует формированию продуктивного мышления (В. В. Давыдов, С. Д. Максименко).

 

Память у детей младшего школьного возраста достаточно хорошая. Они легко усваивают новое, конкретное и яркое. Как и все психические процессы, память ребенка тесно связана со всем ее развитием. Можно было бы сказать, что это период накопления большого количества представлений, отражающих то, что ученик видит вокруг себя, слышит из уст учителя, от окружения, в том числе и сверстников, старших братьев и сестер, о чем читает и др. В этом возрасте дети жадно пополняют свои впечатления, представления.

Успех развития памяти зависит от того, как обеспечивают педагоги руководство этим процессом. Важное значение для развития памяти учащихся имеет прежде знания учителем условий продуктивности запоминания, воспроизведения и умения управлять ими в учебной деятельности на уроках и вне их. (2, с.8)

Представим себе плоский кусок глины, он имеет необычные свойства. Если на его поверхность надавить пальцем и сразу же выровнять ямку, то после обжига глины ямка снова становится ясно различимой. Эта глина имеет, соответственно, свойство в течение определенного времени сохранять след от физического воздействия так, что при определенных условиях он снова может быть воспроизведен. Аналогично память в психологии часто определяется как способность воспроизводить в большей или меньшей соответствии с оригиналом прошедшие события после хранения их в течение определенного времени. (20, с.12)

Несколько лет назад выдающийся современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам выходило, что в принципе мозг человека может вместить примерно 100000000000000000000 единиц информации. В переводе на общепринятую язык это значит - каждый из нас может запомнить всю информацию, находящуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеке имени Ленина. (17, с.30)

Нет сомнений, что мнемические процессы (процессы памяти) занимают центральное место и в интеллектуальной сфере личности, и в общем психическом развитии школьника. (16, с. 60)

 

Нужно отметить, что исследования памяти человека открывает доступ к таким отраслям психики, знание которых имеет исключительное значение для решения многих практических задач. Так, например, для педагога очень важно знать, как лучше структурировать учебный материал и в какой последовательности предлагать его ученикам, чтобы обеспечить высокое качество усвоения при минимальных затратах времени. Но для решения этой проблемы необходимо определить закономерности организации информации в памяти и ее воспроизведение. (20, с.14)

 

В.О. Сухомлинский подчеркивал своеобразной педагогической закономерности, которая сводится к тому, что в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учебы в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранивший в памяти тех знаний. И поэтому важнейшая задача школы - заложить прочный фундамент знаний.

 

В процессе обучения ученик каждый раз как бы отталкивается от того что он уже знает. К его знаниям относятся все показатели, которые удостоверяют его продвижения вперед. Таким показателям определяется и уровень умственного уровня ученика, и характер его отношения к учебе, и особенности самореализации его умственного труда.

 

 Память закрепляет достигнутые  в учение результаты, сохраняет  их и воспроизводит в соответствии  с требованиями жизни и учебной деятельности. Память обеспечивает единство и целостность личности, так как является основой накопления индивидуального опыта, основой нормального осуществления всех психических процессов и их взаимодействия.

 

Функциональные особенности памяти реализуются через такие основные процессы - запоминание или закрепления информации; сохранение или удержание информации; воспроизведение информации. Качество этих процессов зависит от того, какое значение материала, который запоминается, какой установкой руководствуются при запоминании, какое отношение сложилось к материалу, который нужно запомнить как связан этот материал с разнообразными видами деятельности человека.

Поскольку память в младшем школьном возрасте претерпевает важных изменений и является значимой для него, то актуальность темы обусловлена ​​необходимостью определения условий, которые бы обеспечили оптимальное развитие и совершенствование память в младшем школьном периоде.

 

Данной проблеме уделяли внимание еще Я. Коменский, К. Ушинский, которые говорили о необходимости процесса повторения, как предпосылки глубокого понимания учебного материала и крепкого его запоминания.

 

Психологи П. Блонский, Л. Выготский, Л. Занков, П. Зинченко, А. Смирнов, А. Леонтьев, С. Рубинштейн занимались исследованием разработки и создания конкретных рекомендаций в целях развития памяти в процессе обучения и получили соответственно ценные сведения о связи памяти с процессом обучения в разном возрастной периоде, в том числе и в младшем школьном.

 

Итак, актуальность нашего исследования обусловлена ​​именно недостаточным количеством исследований и большой необходимостью создания психолого-педагогических условий развития памяти в младшем школьном возрасте.

 

Объект исследования: Память младшего школьника.

 

 Предмет исследования: Развитие процессов памяти в младшем школьном возрасте.

 

 Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.

 

Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:

 

 · Провести анализ литературы  по проблеме исследования;

 

 · Определить характерные  особенности процессов памяти  у младших школьников;

 

 · Исследовать развитие процессов  памяти в младшем школьном  возрасте;

 

 · Разработать методику проведения  формирующего эксперимента и  провести его на базе СОШ  № 3 I-II степеней г. Алушты;

 

 · Провести количественный  и качественный анализ полученных  результатов;

 

 · Оценить эффективность  проведенного исследования и  оформить выводы.

 

 При проведении научного  исследования мы использовали  следующие методы:

 

· Анализ психолого-педагогической литературы;

 

 · Наблюдение;

 

 · Теоретическое обобщение;

 

· Эксперимент

 

  1. Память и её классификация

    1. Определение понятия памяти

 

Памятью издревле интересовались философы, психологи и физиологи, но о явлениях памяти - сложные, феноменальные - еще предстоит узнать. А пока уточним известное и начнем с определений понятий, в своем многоцветье дополняющих друг друга. В Большой Советской Энциклопедии сказано: Память - это "способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в возможности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. (6)

 

Советский психолог А. Р. Лурия говорит о памяти: "Каждое наше переживание, впечатление и движение оставляет определенный отпечаток, который сохраняется достаточно долгое время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запись, хранение и воспроизведение отпечатков прошлого опыта, что дает человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прошлого опыта после того, как явления, породившие их, исчезли ". (13, с. 42)

 

И еще одно определение: "Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. "(15)

 

Из того, что содержится в этих определениях, выделим наиболее существенное, а именно:

 

* Явления памяти вызванные нервной системой, вызываемые ею, составляют одну из основных ее качеств, свойств.

* Любое воздействие - события внешнего  мира или внутренние реакции - оставляют отпечаток, информацию  в сфере наших движений, эмоций  или мыслей.

Память обеспечивает долгосрочное хранение полученной информации.

* То, что стало достоянием памяти, при соответствующих условиях  оживает, становится предметом сознания.

* Процессы памяти - запоминание, хранение, воспроизведение и забывание (Часто, говоря о процессах памяти, говорят  о восприятия, запоминания, воспроизведения.).

 

Итак, память - понятие многозначное. С его не бытовых, а научных признаков - философских, физиологических, психологических - учитель должен выделить свой аспект их рассмотрения - педагогический, решающий в воздействии на школьника при организации его сложной учебной деятельности.

 

 Главная и постоянная забота  учителя - вооружать учащихся прочными  знаниями, то есть в большом  объеме и надолго. Чтобы школьники  сохранили здоровье и эмоциональную  устойчивость, равновесие, учителю недостаточно знать только свой предмет и современную методику его преподавания. Кроме этого он должен учитывать и сведения, касающиеся психики и непосредственно памяти ученика. Сначала те, которые вытекают уже из определений памяти: Любое воздействие, идущее от учителя, оставляет отпечаток в сфере чувств, мыслей или движений ученика; долгосрочное хранение нужной информации в его памяти можно организовать процесс обучения, при соблюдении определенных условий следы памяти оживают и приобретенная школьниками информация (знания) оказывается, Актуализируется; в зависимости от нервной системы (универсальных, соответствующих возрасту, и индивидуальных особенностей школьников) мнемическая деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

 

 Стихийно или сознательно учитель влияет на характер явлений памяти, способствует их правильному движению, но бывает и мешает полноценному функционированию памяти и ее развития. (21, с. 8-9)

 

    1. Типы памяти

 

 

Человек с детства запоминает, хранит, а в нужное время вспоминает и использует усвоенные знания. С какой же ответственностью должны мы относиться к отбору той информации, как по ее сути, так и по ее количеству, которое из урока в урок в течение 10 лет даем школьникам!

Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте