Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36
Ведя разговор о кратковременной и долговременной памяти, специально коснемся ситуации, которую можно определить поговоркой: "не в коня корм", когда ничего не сохраняется прежде всего в кратковременной памяти. Поэтому уже с момента восприятия знаний школьниками учитель должен направлять свои усилия на то, чтобы необходимые сведения были зафиксированы сначала в кратковременной, а затем и в долгосрочной памяти школьниками прочно, в оптимальном размере и точности. Говоря об организации процесса усвоения знаний, гармоничное развитие кратковременной и долговременной памяти школьников, нельзя обойти вниманием и пословица: "Повторение - мать учения". Не принуждая к тупому, механического повторения, необходимо постоянное оживление в памяти разными путями организованного изучаемого материала и возврат к нему в соответствии с особенностями природы памяти, в частности с ее разделением на кратковременную и долговременную.
Л. В. Занков, работая над созданием своей методической системы начального образования, среди ее типичных педагогических качеств, особо выделил такую, как процессуальность, связанную с механизмами памяти. "Согласно процессуальному характеру нашей методической системы, каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами. Как это показано экспериментально, истинное познание каждого элемента все время прогрессирует по мере овладения другими, следующими элементами предмета и осознания соответствующего целого, ни из всего учебного курса и его продолжение в следующих классах ". (14, с. 404)
Заканчивая рассмотрение явлений памяти, отметим еще и то, что ей присущи также расхождения в скорости запоминания, его прочности, размере и точности.
При всей сложной разнообразия показателей, сочетание которых доходит до уникальности и неповторимости памяти каждого, единственное и определяющее заключается в том, что у нее есть доминирующие характеристики. Они обусловлены особенностями деятельности, осуществляемой и направлена на достижение поставленных целей.
Из двух людей с равными
природными данными и
Отдельные уроки посвящены проверке знаний учащихся и закреплению в их памяти пройденного материала. Ставя перед учащимися определенные вопросы, учитель достигает того, что соответствующий раздел программы будет повторен.
Если рассмотреть
В этих явлениях мы находим черты, определяющие воспроизводство как один из основных процессов памяти. Он не сводится к тому, что в сознании всплывает в неизменном виде материал, который был "записан" в памяти школьника. При воспроизведении материала возможны отклонения от воспринятого оригинала. Ученик не выжидает, пока нужный материал придет ему в голову: Он действует, он ищет то, что нужно воспроизвести в данном случае - то, что соответствует вопросу учителя. У ученика есть соответствующее отношение к воспроизводству им материала: уверенность в правильности воспроизведения или же колебания, неуверенность.
Необходимым условием правильного воспроизведения школьником усвоенных знаний является их хранение в памяти. Но далеко не все, что запоминал школьник, хранится в его памяти. Часть материала он забывает. Забывание проявляется в том, что ученик не может вспомнить усвоенного материала или его отдельных частей, а также в том, что этот материал искривляется. Хранение усвоенных знаний в памяти школьника невозможно представлять себе как обычное пребывание их в такой себе "кладовой" до тех пор, пока они не будут добыты оттуда. После того, как школьник запомнил данный материал, он проходит дальнейшие разделы учебного курса, накапливает знания по другим предметам. Дальнейшие приобретенные знания приводятся в связи с тем, что было усвоено ранее, материал, хранящийся в памяти, теперь уже приобретает другой смысл.
Определяющего значения для хранения материала в памяти и его правильного воспроизведения имеет качество запоминания.
Итак, мы видим, что основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизводство - при всем своеобразии каждого из них, неразрывно связанные друг с другом.
В любой деятельности
Проблема памяти (вместе с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в учении. В учебной деятельности школьника память является также результатом процесса усвоения материала (материал прорабатывается для того, чтобы быть запомнены) и как условием для последующей переработки нового материала (осмысление нового опирается на актуализацию и использование сохраненных в памяти знаний). Часто именно плохая память является причиной неуспеваемости школьников: изучаемых материал плохо запоминается, и это мешает полноценному усвоению.
Исследование неуспевающих школьников показывает, что многие из них просто не владеют (или недостаточно владеют) основными способами смыслового запоминания материала, в них отсутствуют умения и навыки их использования в учебно-познавательной деятельности. Таким образом, именно способы запоминания чаще всего оказываются наиболее слабым звеном памяти. (9, с.20)
Любая умственная
Как известно, память школьника
формируется под влиянием
Составление плана (если запоминающийся материал имеет определенный логический порядок) - главный прием логического запоминания. В школе при подготовке домашних заданий этот прием нужен чаще. Везде, где надо запомнить связный текст, изложение событий или логические рассуждения (где невозможно сортировать так, как сортируют списки иностранных слов, или ряды географических названий, или свойства химических веществ), во всех таких случаях самое главное - выяснить план текст. Сразу же договоримся, что слово "текст" надо понимать шире: это не только параграф учебника, но и, скажем, доказательство теоремы.
То, что составление плана помогает запомнить материал, большинству взрослых известно. Но в каком возрасте это осознается на собственном опыте? Какие специфические трудности здесь встречаются? На что натыкаются дети и подростки, когда открывается их неумение пользоваться планом как мнемической действием?
В одной стране педагоги
провели исследование: Брали "на
карандаш" тех детей и подростков,
которые вслух заявляли о
Так в разных школах и
интернатах собрали много
Исследователи надеялись, что экспериментальный средний балл окажется заметно ниже, чем обычный средний балл: ведь ученики учили уроки кое-как! И когда был получен противоположный результат, его восприняли с удивлением. Между прочим, как стало скоро ясно, все это произошло согласно законам памяти. Ведь школьник, сознательно пытаясь изучить как можно скорее, но все же обеспечить себе положительную отметку, неизбежно должен был разобраться, что в задании является главным, а что можно и пропустить, если не гнаться за пятеркой. Но такой разбор, сознательный или подсознательный, - это и есть самостоятельная логическая обработка запоминаемого материала. Естественно, что учащиеся получали в таких случаях скорее четверки, чем тройку.
Вспомним теперь обычную в школе картину. Вот учительница вызывает ученика к доске отвечать прошлый урок. И сразу же вопрос к классу: "Все ли он ответил? Кто добавит? "Явное ориентирования на наиболее полное, общее, безошибочное запоминания. Именно так. Каждый день в школе и дома ученик слышит: "Ты все выучил? Ничего не забыл? Ничего не пропустил? Все сможешь рассказать? "
Нам могут возразить: учеников
начальной школы невозможно
И все же выход здесь есть только один: От младших классов к старшим учить детей пользоваться умственной деятельностью при запоминании и как средством запоминания. (12, с.41-42)
Даже работа, противоположная запоминанию - записи для разгрузки памяти, - оказывается полезной именно для запоминания. Это и есть известный "эффект шпаргалки", о котором писали еще в 19 веке. Хорошо сделанная "шпаргалка" неизменно приводит к незаметному запоминания части записанного материала и к упорядочению того материала, который в шпаргалки не попал. (12, с.42)
Так есть ключ к развитию логической памяти? Да. Заключается он в следующем: чтобы развить логическую память, надо ее чаще заставлять работать. Это общее правило для взрослых и детей. Какими средствами, согласно которой методики это делать? Здесь, наверное, есть два ключа: систематичность и разнообразие используемых приемов. (12, с.45)
При заучивании наизусть
возникает и второй вопрос: Читать
текст целиком с начала до
конца или заучивать частями?
Эксперимент и практика
Не секрет, что в первый класс сегодня все чаще приходят дети с плохим словарным запасом и ослабленной памятью. Наиболее катастрофическое положение сложилось в сельских школах, где более 50% детей нуждаются в специальных упражнениях. Предложенная В. Зайцевым технология позволяет за два месяца развить ассоциативную и зрительную память детей, расширить их словарный запас.
Теоретическую основу
Вывод: Итак, мы видим, что основные процессы памяти - запоминание, хранение и воспроизведение - при всей своеобразности каждого из них, неразрывно связанные друг с другом.
В любой деятельности
Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте