Память ребёнка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Большинство учеников, чтобы запомнить материал, ограничиваются его многократным чтением. Повторные восприятия нужны, но дают должный результат только тогда, когда сочетаются со всесторонним продумыванием воспринятого.

 

 Основными приемами содержательного  запоминания материала является:

 

 Ассоциирование, активизация представлений, конспектирования материала, который  воспринимают. Все эти приемы используют в тесной взаимосвязи.

 

 Содержательные ассоциации - это  связи между отдельными понятиями i мнениями, связи содержаний, значений. Основу мыслительного процесса составляет произвольное ассоциирование.

 

 Управлять ассоциированием для содержательного запоминание означает уметь образовывать содержательные ассоциации в ходе изучения учебного материала.

 

 Есть несколько видов содержательных  ассоциаций: по сходству, по контрасту и по смежности. Ассоциации по сходству проявляются в том, что образ одного объекта побуждает вспомнить о другой, который в известной мере схож с первым. Налаживание ассоциаций за сходство способствует запоминанию, поскольку сам процесс систематизирует имеющиеся знания, объединяет усвоенные раньше понятия в большие комплексы, делает их подвижными и гибкими.

 

 Выше сказанное касается  и второго вида содержательных  ассоциаций - ассоциаций по контрасту. Отличие состоит лишь в том, что здесь мы имеем дело  с образами и понятиями, противоположными  в определенном отношении.

 

 Важным видом содержательных  ассоциаций является - логические. Это связи между причиной и следствием, причиной и приводом, целым и частью, родом и видом, тезисом и доводкой. Если данное явление рассматривается как причина или следствие другого явления, процесс запоминания происходит легче, чем тогда, когда каждое из них надо было запомнить изолированно от другого.

 

 Активизация воображения, как  мы убедились, увеличивает полноту  запоминания и продолжительность  сохранения словесные информации  в два-три раза. Данный прием обеспечивает более четкое и глубокое осознание предметов и явлений, описанных в тексте.

 

 Согласно этому приему было  установлено, что впечатления, отраженные  в нашем сознании как яркие зрительные образы, причем эмоционально окрашенные, запоминаются гораздо полнее и крепче, чем абстрактные слова или символы.

 

 Следующим приемом содержательного  запоминания является активное  и пассивное повторение. Повторное  восприятие - один из известных  методов повторения, которое называется  пассивным повторением. Активным считается воспроизведение учеником ранее воспринятого им материала.

 

 Лучший способ запомнить  мысль - записать ее. И дело не  только в подстраховке. Все гораздо  сложнее: Записанное лучше запомнишь, иногда настолько хорошо, что  потом и читать не приходится.

 

 Во всяком учебном материале  есть информация трех основных  видов:

главная, второстепенная и вспомогательная.

 

Главной является информация, имеющая более существенное значение для усвоения данного учебного предмета, выражает сущность того или иного раздела программы, темы или вопроса.

 

 Второстепенная информация  может иметь двойное значение: Или ее надо усвоить для  более глубокого и целостного  понимания главной информации, или, наоборот, она отражает конкретные  последствия и практические рекомендации, вытекающие из этой информации.

 

 Назначение вспомогательной  информации - помочь ученику лучше  усвоить данный материал. Информация  этого типа имеет методический  характер. Это всевозможные методические  советы, напоминания о ранее изложенный материал, вопросы для самопроверки и т.д.

 

 Прямой противоположностью  творческому усвоению материала  является механическое запоминание. Если содержательные ассоциации - это следы нашего мышления, то  механическое запоминание основывается  на многократном восприятии и от мышления почти не зависит. Если запоминают механически, определенное сочетание слов сначала многократно воспринимается в определенной последовательности, а затем в той же последовательности воспроизводится.

 

 Хотя для механического запоминания не нужна активная умственная деятельность, это не значит, что оно всегда не воспринимаемая. Без него не обойтись, например, во время запоминания мелодия, слов иностранного языка, научных терминов.

 

 Наряду с механическим запоминанием  надо использовать содержательные ассоциации, комбинирующие приемы усвоения, когда заучивает слова иностранного языка: простые слова запоминают на основе только механических ассоциаций, сложные - с помощью содержательных ассоциаций.

 

 Следовательно, для улучшения  выделять память и более эффективного овладения учебным материалом, ученики должны использовать все выше упомянутые приемы, в их тесной взаимосвязи.

 

2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти

 

Выражения мнений другими словами.

 

 Берется определенная, легкая  по смыслу фраза. Ученикам, нужно прослушав фразу, предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данной фразы не должно использоваться в предложенных учениками фразах. Важно также следить, чтобы при этом не изменялся содержание основной фразы, чтобы сохранялась основная мысль.

Это упражнение направлено на развитие умения оперировать словами, точно

понимать и запоминать тексты. Известно, что критерием понимания запоминания чего-либо является свободная форма его выражения, то есть то, что мы хорошо понимаем, мы можем легко выразить, используя разные слова.

 

 Образования заголовков к тексту.

 

 Психолог или учитель зачитывает учащимся определенный текст. После этого учащимся нужно подобрать как можно больше заголовков, которые бы отображали его содержание. Данное упражнение развивает способность выражать суть отрывка текста одной фразой. Такое умение лежит в основе таких сильных приемов понимания и запоминания, как составление плана текста. Педагог или психолог должны знать, что чем больше развито такое умение, тем легче усваиваются тексты.

 

 Сокращение рассказы.

 

 Психолог зачитывает учащимся  текст. Задача учеников в том, чтобы содержание рассказа воссоздать максимально сжато, используя лишь два-три предложения, и в них - ни одного лишнего слова. При этом - суть, основная мысль рассказы, должны остаться. Все второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Данное упражнение особенно полезно для тех, у кого мышление и память не выделяются чёткостью и высокой организованностью, кто цепляется за мелочи, не доходя до главного, или постоянно объединяя главное со второстепенным. Она учит четко фиксировать только суть, а все второстепенное отбрасывать.

 

2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти

 

В процессе обучения ученики должны использовать возможности собственного воображения и фантазий, опять же с целью повышения уровня воспроизводства и вообще улучшения успеваемости. О реальность этого может подтвердить опыт известной «Школы эйдетики», и применения ею методов развития памяти, образного мышления, воображения.

 

 Как известно, почти все люди обладают эйдетической способностью (способность представлять яркие образы). Более того, некоторые ученые считают, что ейдетизм - закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 7 - 11 лет. Считается, что у взрослых он выражен гораздо слабее, и только у некоторых эта способность сохраняется на протяжении жизни. Таким образом, использование эйдетического запоминания является, по нашему мнению, вполне целесообразным в обучении младших школьников.

 

 Каждый из нас знает, что  когда мы возвращаемся на какое-то место, то вспоминаем (представляем), что, казалось, забыли. Мы в таком случае можем вспомнить многие подробности (своё настроение, запах воздуха, мнения) и т.д.

 

 Следовательно, естественно, информация  связывается с местом ее возникновения.

 

 С помощью этого метода наши ученики запоминали информацию различного характера, как содержание так и даты определенных событий. Ученикам лишь нужно объяснить суть такого запоминания. Они должны понять, что их задача в том, чтобы создать ассоциативную связь между понятным им текстом и тем предметом, который они видели в момент анализа данного текста. Данный предмет (стена, стол , кресло) в свою очередь может послужить опорой в припоминании.

 

Такой способ дает возможность школьникам запоминать и воспроизводить значительно больший объем информации чем прежде. В процессе запоминания ученики использовали как реальные места, предметы собственного дома так и воображаемые их образы. Общая информация, запоминающаяся учеником, изложена в определенной последовательности, поэтому при запоминании избранные «опорные объекты» тоже должны иметь соответствующую последовательность, это в свою очередь поможет последовательному воссозданию. Например, выбрать себе объекты от начала до конца коридора. Тогда при воображении себе этих объектов в той же последовательности, ученик сможет правильно воспроизвести последовательность мыслей.

 

 Таким образом, снова можно  отметить то, что учитель должен  позаботиться о том, чтобы ученики  четко поняли, что понятный ими смысл текста должен быть в ассоциативной связи с воображаемым образом предмета или определенного места. Эффективность использования метода будет заметна тогда, когда ученики смогут легко вспоминать информацию, представляя только обычные предметы своей комнаты.

 

 Этот метод дает возможность разместить эффективнее большее количество информации в продолжительной памяти, причем сохраняя последовательность этой информации.

 

 В процессе своей работы  мы часто предлагали учащимся  умышленно оставлять воображаемые  следы информации на стенах  класса, собственного жилища, хорошо знакомой местности и т.д., заполняя это воображаемое действие элементами фантазии.

 

 Поскольку ученикам, приходится  запоминать множество цифр, то  мы, на основе изученного опыта  ученых, предлагаем легкое фиксирования  их в памяти также по этому интересному методу.

 

 Следовательно, при запоминании  чисел можно представить учащимся  образец такого запоминания, то  есть представить возможный вариант  представлений и воображений. Учителя  должны ученикам такой способ  запоминания предлагать всегда при необходимости запомнить большое количество дат, чисел и т.д. Например, мы очень часто использовали такой вариант представлений и фантазий. Ученикам нужно запомнить числа - 3, 14, 15, 92, 38. Таким образом предлагали учащимся представить собственное жилище и наличие в нём ведёрке синей краски. Каждый мысленно принимает большую кисть и этой краской на собственных дверях рисует большую тройку.

 

 Меняем краску на красную  и широкой кистью, рядом на  стене рисуем число четырнадцать.

 

 А вот свежий номер пятнадцать наскребем большим гвоздем рядом (конечно, стену таким образом портить не надо - это воображаемые действия). Потом краской на полу изобразим число девяносто-два.

 

 При этом нужно подчеркивать, что мнимо передвигаться по  комнате нужно в определенном направлении.

 

 Далее брали сосуд с сахаром  и рассыпать его тонким слоем  на пол, а потом пальцем по  сахару написали тридцать восемь.

 

 После этого воспроизведение  ученикам предлагали мысленно  пройтись по этому маршруту  и увидеть написаны цифры. Обычно с первого раза не всем удалось воссоздать все цифры, но в дальнейшем ученики должны были делать таких упражнений побольше и проявлять максимум собственного воображения и изобретательности.

 

 С целью подтверждения возможности  достижения изменений в запоминании и воспроизведении мы провели следующие занятия.

 

Занятие 1.

 

Для того, чтобы проконтролировать изменения, которых мы планировали достичь при применении метода запоминания цифр, предварительно было проведено диагностирования имеющихся возможностей учеников запоминать набор различных цифр.

 

 Для этого выбранной группе  учеников (количество - 10 человек, возраст 8-9 лет - 3-4 классы) был предложен цифровой  ряд из 12 чисел - 651302946852. Задачей учеников  было - в течение 5-ти минут запомнить  эти числа, сохраняя при этом последовательность, в такой способ как воины это делали раньше. Через 20 минут их попросили письменно воспроизвести эти цифры, сохраняя при этом правильную последовательность. Результаты были занесены в таблицу 1.

 

Таблица 1.

 

Испытуемый

Общее кол-во цифр

Кол-во цифр в правильном порядке

1

Ю.

6

6

2

А.

7

5

3

Г.

6

6

4

М.

4

4

5

И.

6

4

6

С.

9

9

7

М.

5

5

8

С.

6

6

9

О.

4

4

10

Л.

8

8

Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте