Память ребёнка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 Попробуйте разобраться в  памяти школьников! Трудно найти такого, у которого она однозначно "плохая" или однозначно "хорошая". Как правило, она разная - в чем хорошая, в чем плохая.

 

 Память отдельного человека  индивидуальна и зависит от  многих факторов - физических и  психологических. Поэтому говорят, что памятей столько же, сколько и добродетелей.

 

 И все же разнообразие  видов нашей памяти можно классифицировать, что, конечно, упрощает, но в то  же время и упорядочивает это  явление. Классификация дает перспективную  возможность изучать феномен памяти.

 

 В основу классификации памяти  положены три признака, согласно  которым ее распределяют:

 

* По преобладанию форм психической  активности - моторной, эмоциональный, образной или интеллектуальной;

* По способу запоминания - произвольном  или непроизвольном;

* По продолжительности, срока хранения  информации.

 

Объекты деятельности - движение, чувства, образ или слово - дали названия таким видам памяти, как моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

 

 Моторная память - запоминание, сохранение и воспроизведение движений.

 

("Память тела", "память-привычка"). Она выражается в формировании  привычек, лежит в основе всех  практических и трудовых действий, часто незаметных, не фиксируемой  человеком. Походка, манера разговаривать, смеяться, почерк связанные с моторными навыками.

 

 

 Говорят: "Стиль - это человек", но многое может быть изменено  и улучшено при самоконтроле  и корректировке системы собственных  движений. Поэтому-то физиолог И. С. Бериташвили называл моторную  память памятью вправления. Моторную память закрепляют и совершенствуют естественный дар и постоянные тренировки.

 

 Моторная память иногда оказывается  доминирующей, и учитель на первых  этапах обучения не должен  безоговорочно препятствовать тому, что некоторые ученики, заучивая  слова или запоминая текст, шевелят губами. Медленно их надо учить действовать иначе - проговаривать про себя или записывать.

 

"Если вы способны побледнеть  или покраснеть при одном воспоминании  о пережитом, если вы боитесь  думать о давно пережитом несчастье - у вас есть память на чувства", - писал К. С. Станиславский про эмоциональную память. (19, с. 217)

 

Гнев и радость, отчаяние и надежда, ненависть и любовь - чувства полярные. Уже в подсознании оценивается жизненно важно для нас: нужно немедленно чувствовать, что нам предлагает ситуация. В этом и заключается первая подготовительная цель эмоций, и чем они ярче, тем увереннее действует человек, делая выбор между позитивными и негативными влияниями, между добром и злом.

 

 Советский педагог и психолог  П. П. Блонский на одном из занятий со студентами предложил им вспомнить и записать события, которые они пережили в текущем году, а затем в своей жизни в институт. Четыре пятых воспоминаний в первом случае касались событий, вызвавших сильные эмоции. Во втором случае почти все воспоминания относились к эмоционально пережитому.

 

 Эмоциональная память адаптирует  нас к тому, что происходит, отвлекая  внимание от плохого и направляя  к хорошему - для получения настроения, помогает работе, творчеству.

 

 Сила эмоциональной памяти у людей неодинакова. Эмоционально бедные не могут воспроизвести пережитые чувства, большинство людей воспроизводят их в определенной степени, артистические же натуры (о них-то и писал Станиславский!) Не только воспринимают остро свои чувства и чувства других, но и ярко запоминают пережитое. Не выдуманные рассказы про Флобера, который вместе со своей Эммой Бовари чувствовал во рту яд, о Тургеневе, который голосил за смерть Базарова.

 

Еще один вид памяти - образная, или наглядная, она оперирует представлениями - образами предметов, сформированными в нашем опыте. В соответствии с модальностью - вступлением представлений из различных сенсорных сфер - образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусов. Наиболее распространенной у большинства людей есть зрительная и слуховая память. Прикосновения, обонятельная и вкусовая память (подтверждая нашу феноменальную пластичность и ловкость) интенсивно развивается в связи с особыми условиями деятельности - у дегустаторов или при компенсации недостающих зрительной, слуховой памяти у слепых или слепоглухих.

 

 Впечатляющий рост памяти  на основе неспецифических для  нас видов психической деятельности  достигла О. С. Скороходова, советский  ученый в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии), которая в пятилетнем возрасте потеряла зрение и слух.

 

 Подобно О.С. Скороходовой, после  специального обучения, живут и  работают и другие слепо-глухие, при рациональном переключении  их на сохранившиеся у них структуры образной памяти - осязательную, вкусовую, моторную.

 

Замечательная образная память - особый дар художников, музыкантов, писателей.

 

 Чуткое, внимательное отношение  требуется от учителя к особенно  воспринимающим детям. За внешней  рассеянностью, погруженностью в себя, часто скрывается ранимая, тонко чувствующая натура. Поэтому недопустимы таким образом воздействия на несколько отличающегося от многих ученика, как напор, крик. Такое часто приводит к тяжелым коллизиям и даже к конфликтам. Учителю необходимо иметь доброжелательность и такт для включения ребенка в активную учебную деятельность.

 

 Моторная, эмоциональная и образная  память в своих особых формах  свойственна и животным. Специфически  человеческая память - словесно-логическая, содержанием которой являются наши мысли и речь.

 

Словесно-логическая память - это не просто запоминание, а переработка словесной информации, выделения из нее наиболее существенного, отклонения от второстепенного, несущественного, и сохранение в памяти не непосредственно воспринимаемого слов, а тех мыслей, которые ими выражены. В основе словесно-логической памяти всегда лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с отстранением от несущественных деталей и обобщением центральных моментов информации. Вот почему человек, запоминая содержание большого количества материала, получаемого из устных сообщений и прочитанных книг, одновременно является несостоятельной удержать в памяти его буквальное словесное выражение. А. Р. Лурия, давая определение и характеризуя словесно-логическую память, раскрывает ее "технологию", принцип действия, в котором осуществляется возможный для нас отрыв уже не только от реальности, но и от того, что дано в виде ее образных представлений.

 

У аборигенов Австралии были обнаружены знаменитые "жезлы вестников" - палочки с зарубками в виде кружочков, клинышек. Спасая от провалов в памяти, они выполняли роль своеобразного конспекта или плана сообщения, тезисов. Мысленно двигаясь от зарубки до зарубки, вестник вспоминал все сообщения и в нужный момент воспроизводил его полностью, без пропусков. В Северной Америке действовали иначе: индейцы одного племени носили на поясе пакет с пахучим веществом. При запоминании чего особо важного они открывали пакет и вдыхали ее запах. А потом, открывая этот пакет, могли произвольно, по своему желанию вызывать из памяти события, мысли или переживания, связанные с этим запахом. Так уже на ранних этапах развития общества образовывались "опоры" памяти, которые организовывали мнемическую деятельность, и человек выходил за пределы непосредственной (непроизвольной) памяти, при осуществлении которой отсутствуют специальные намерения что-либо запомнить или вспомнить, и приобретала произвольную память, Основанную на специальных мнемических действиях. (21, с. 11-15)

 

То, что мы воспринимаем, может сохраниться в нашей памяти и в том случае, когда перед нами не стоит задача запомнить это. Такая форма запоминания называется непроизвольного запоминания. Для него характерно не только отсутствие намерения запомнить данный материал, но также и то, что мы не прибегаем при этом к каким средствам и приемам, способствующим его запоминанию. Воспринятое нами сохраняется как само по себе.

 

 Когда мы совершаем ту  или иную деятельность, в нашей  памяти закрепляется определенный материал, хоть мы и не прилагаем особых усилий и не прибегаем к специальным приемам, чтобы запомнить его. Предположим, что мы стараемся как можно лучше разобраться в содержании статьи, нас интересует. Мы следим за мыслью автора, выясняем основные мысли статьи, сопоставляем с тем, что нам уже известно в этой области и т.д. Эта напряженная умственная работа над материалом способствует его запоминанию: содержание статьи может достаточно хорошо закрепиться в нашей памяти несмотря на то, что мы не ставили перед собой задачу запомнить его. Результатом бессознательного запоминания является, в частности, наши воспоминания о прошлом. Мы можем вспомнить многие из пережитого нами, хотя в тот момент, когда эти события происходили, мы вовсе не собирались запоминать их.

 

Вместе с тем далеко не все, что мы воспринимаем, закрепляется в нашей памяти. Воспринять - еще не значит запомнить. Специальный опрос значительного количества людей продемонстрировало, что обычные объекты, которые эти люди видели сотни и тысячи раз, не сохранились в их памяти. Обои комнаты, в которой жили опрашиваемые, фасад здания и др.. они не смогли изобразить по памяти сколько-нибудь точно, а на вопросы отвечали неуверенно, хотя эти объекты постоянно были в них перед глазами.

 

 Нередко для закрепления материала в памяти необходимо, чтобы перед человеком стояла прямая задача - запомнить данный материал. Эта задача определяется социальными требованиями, которые ставятся перед человеком.

 

 Так, задача, стоящая перед учениками - запомнить определенные сведения из учебной программы, следует из требования, чтобы школьник овладел знаниями.

 

При постановке задачи у человека возникает намерение запомнить материал. Намерение состоит в общей готовности человека действовать определенным образом, в данном случае - как можно лучше запомнить то, что требуется. Возникновение намерения является лишь начальным моментом процесса сознательного запоминания. Главный фактор - осуществление намерения. Так, например, когда перед нами ставится задача запомнить текст как можно точнее, намерение реализуется путем использования целой серии средств и приемов, способствующих точному запоминанию. Мы не довольствуемся тем, что отмечаем, на какие разделы делится статья и какова ее главная мысль. Мы выделяем логический центр в каждом предложении, для того, чтобы в дальнейшем, опираясь на него, можно было бы воссоздать целое предложение. Иногда мы пытаемся заметить начальные слова фраз, соединительные доли, яркие выражения. Они являются своеобразными опорными пунктами, которые способствуют точному запоминанию текста.

 

 Запоминания, для которого характерно  наличие задачу запомнить и  использования различных методов  и приемов, направленных на как  можно успешнее закрепление материала  в памяти, называют произвольным  запоминанием.

 

Выделяют особую форму произвольного (сознательного) запоминания - заучивания. Оно осуществляется в процессе многократных повторений. При заучивании особую роль имеет задачи, а также способы и приемы, которые служат как можно лучшем закреплению материала в памяти. Заучивание необходимо тогда, когда нужно запомнить материал с большой степенью точности и сохранить его в памяти на долгое время.

 

 В процессе учебной работы  большое место занимает сознательное  запоминание. Когда учитель сообщает  и объясняет ученикам новый  материал, они сосредотачиваются на нем внимание, стараются сохранить в памяти сообщенные им сведения. Когда ученик готовит уроки дома, он ставит перед собой задачу как можно лучше запомнить материал, ему задали. В том или ином случае он прибегает к таким приемам и средств, способствующих точному закреплению в памяти изучаемого материала.

 

 Поняв смысл статьи, школьник  разбивает ее на отдельные  части, выделяет основные мысли, отмечает связь между ними  и др.. Он контролирует себя, проверяет, все хорошо запомнил, и тогда сосредоточивает усилия на тех местах, которые представляют собой наибольшую трудность для запоминания. Когда нужно выучить стихотворение, формулировка закона или правило, школьник сознательно пытается достичь точного, дословного запоминания. (11, с. 17-19)

 

Независимо от модальности, или от степени связи с волей и мышлением, память классифицируют и как процесс, протекающий во времени и имеющий две стадии - кратковременную и долговременную. Исходя из того, что под памятью мы понимаем запись, хранение и воспроизведение следов прежнего опыта, который позволяет человеку накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как явления, которые вызвали, исчезли, А. Р. Лурия определяет кратковременную память как стадию, "когда следы возникли, но не стали прочными", долговременную память - как стадию, "когда следы не только возникли, но и настолько окрепли, что могли существовать долгое время и сопротивляться побочным воздействиям ". (13, с.52)

 

 Сравнительно недавно начали  говорить еще об оперативной памяти, связанную с процессом быстрой переработки большого объема информации.

 

 Кратковременную память иногда  называют верхушкой памяти, псевдо  памятью, потому что без укрепления, консолидации следов прошлого  оно, как и преходящее настоящее, не становится нашим достоянием. (21, с. 16)

Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте