Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;
Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36
Заключение
Полученные результаты
После этого учащимся было
предложено попробовать
После поданного как образец варианта представления (продолжительность 6-7 минут) через 20-ти минутный перерыв ученикам предложили снова представить свою «путешествие» по дому сохраняя при этом первоначальную последовательность и мысленно «увидеть» цифры, которые ученики воспроизводя записывали на карточках. Полученные результаты занесены в таблицу 2.
Таблица 2.
№ |
Испытуемый |
Общее кол-во цифр |
Кол-во цифр в правильном порядке |
Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками |
Кол-во цифр в правильном порядке |
1 |
Ю. |
12 |
11 |
15 |
14 |
2 |
А. |
12 |
10 |
13 |
10 |
3 |
Г. |
11 |
11 |
13 |
13 |
4 |
М. |
12 |
12 |
15 |
14 |
5 |
И. |
11 |
10 |
10 |
10 |
6 |
С. |
12 |
10 |
11 |
10 |
7 |
М. |
12 |
12 |
12 |
11 |
8 |
С. |
11 |
10 |
11 |
10 |
9 |
О. |
10 |
10 |
14 |
12 |
10 |
Л. |
12 |
11 |
15 |
12 |
Заключение
Как видно из полученных
данных использование
На этот раз запоминания усложнилось за счет увеличения цифрового ряда в два раза. Таким образом было предложено следующее цифровой ряд: 31,4, 1, 59, 2, 6,5, 35,8, 9, 7,9, причем некоторые числа состояли из 2-х цифр.
При этом задачей учеников
было запомнить эти числа, самостоятельно
используя представление
Через 20-ти минутный перерыв
после упражнения ученики
Данные занесены в таблицу 2.
Метод запоминания ряда не связанных между собой по смыслу слов.
Этот метод мы выбрали
для того, чтобы ученики научились
активизировать свое
Чтобы проконтролировать изменения, которых мы надеялись достичь, предварительно мы предложили группе младших школьников запомнить в указанном порядке, привычным для себя способом пятнадцать разных слов. Сделанное нами предположение о том, что ученики максимум смогут запомнить 9-10 слов, исходит из того, норма объема краткосрочные памяти в психологии (7 2 единиц информация), то есть запомнить сразу все 15 слов ученики просто не смогут. Так мы предложили группе для запоминания следующий ряд слов:
Шкаф, облако, гнездо Чайник, крылья, пляж Медведь, Кисель,
Лошадь, Шляпа, Карандаши, стая яхта
футболист Автомобиль,
Данные слова ученики
Таблица 3.
№ |
Испытуемый |
Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками |
Кол-во цифр воспроизведенных в правильном порядке |
1 |
Ю. |
7 |
5 |
2 |
А. |
6 |
4 |
3 |
Г. |
6 |
6 |
4 |
М. |
7 |
7 |
5 |
И. |
4 |
4 |
6 |
С. |
5 |
3 |
7 |
М. |
7 |
5 |
8 |
С. |
5 |
5 |
9 |
О. |
6 |
4 |
10 |
Л. |
4 |
4 |
Заключение
Из полученных данных можно
сказать, что наше предположение
подтвердилось, то есть на основе
обычного запоминания (неоднократное
механическое «прокрутки» слов
Также можно предположить, что предварительно запоминая, ученики ассоциативно представляли образы слов, но изолированно представление каждого слова в отдельности, при ее большом количестве, все ровно не даст необходимого запоминания и воспроизведения. Поэтому мы предложили учащимся запоминание этих же слов с помощью представления их образов и интересного представления связей между ними. Ученикам медленно было зачитано вариант представления, в этот момент все представляли эти сюжеты (каждый по своему соответствию своих фантазии). Наряду с этим было условие ничего не запоминать, лишь представлять.
После этого учащимся
Таблица 4.
№ |
Испытуемый |
Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками |
Кол-во цифр воспроизведенных в правильном порядке |
1 |
Ю. |
15 |
15 |
2 |
А. |
15 |
13 |
3 |
Г. |
14 |
14 |
4 |
М. |
15 |
15 |
5 |
И. |
15 |
13 |
6 |
С. |
14 |
14 |
7 |
М. |
13 |
13 |
8 |
С. |
15 |
15 |
9 |
О. |
14 |
14 |
10 |
Л. |
15 |
15 |
Заключение
Несмотря на полученные
Занятие 2.
Использован вариант
1. Шкаф - представьте шкаф, лучше тот, что у вас в комнате.
2. Облако - шкаф сам растворяется, и оттуда вытекает белая тучка, большая на всю вашу комнату.
3. гнездо - в тучке лежит большое аистовое гнездо.
4. Конь - в гнезде удобно устроился красивый белый конь.
5. Шляпа - конь какой-то необычный, у него на голове красная шляпа.
б. Футболист - из-под шляпы выпрыгнул футболист.
7. Чайник - футболист почему подбивает на ноге чайник.
8. Крылья - чайник подлетев сильно вверх начал летать на крыльях как самолет.
9. Карандаши - чайник подлетев к столу начал поливать цветные карандаши.
10. Стая - разбросаны по всему столу карандаши, моментально собрались в стаю.
11. Пляж - намокла стая карандашей и перелетела на пляж сохнуть.
12. Автомобиль - на пляже, по песку где автомобиль, представьте свой любимый автомобиль.
13. Медведь - за рулем автомобиля сидит медведь.
14. Кисель - медведь открывает дверцу автомобиля, а оттуда рекой
выливается кисель.
15. Яхта - киселя так много, что по нему плавает яхта.
Без знания индивидуально-
По Павлову, сильные подвижные и уравновешенные типы (сангвиники) отмечаются большой скоростью формирования положительных и негативных условно-рефлекторных реакций. Условный рефлекс в основном закрепляется уже после 1-3 попыток. Проложенная нервная связь достаточно крепка и в случае необходимости большей части легко и точно актуализируется. В свете этих данных память сангвиника является совершенной: быстрое запоминание и припоминание при длительном и точном содержании запоминания материала.
Холерики в большей части тоже легко (нередко после 1-3 попыток) образуют положительные временные связи, однако с большим трудом - долго и мучительно - формируют реакции торможения и дифференцирования. Дифференцирования эти большей частью так и не бывают полными, абсолютными. В продолжительности и точности сохранения рефлексов, а также в оперативности их воспроизведение сильные возбудимые типы в большей части также уступают сангвиникам.
Итак, типологическая специфика условно-рефлекторной деятельности является достаточно четко очерченной. Последними десятилетиями исследования в этой области шли не в плане типов, а в аспекте отдельных нервных свойств (главным образом, силы и подвижности нервных процессов). Здесь картина оказалась более сложной и запутанной. Это в полной мере касается и исследований процессов памяти.
В общем, как видим, это исследование в свих главных результатах сопоставления отдельных нервных свойств с производительностью памяти, как и предыдущие труды других авторов, не является одинаковым. Поэтому полученный материал был осмыслен не только в узко-функционалъном плане, но и в комплексном, типологическом охвате фактов. Такой синтетический подход, по нашему мнению более продуктивный.
Образная память (количество узнавания кленовых листков из 5 предъявлений) по типам дала следующие результаты: сангвиники - 4,3, холерики - 3,8, флегматики - 4,5, сильные типы в среднесрочную - 4,2, меланхолики - 3,8. Таким образом, можно говорить, что сила и уравновешенность нервных процессов способствуют выбранной памяти, а неуравновешенность и слабость их - нет.
Для запоминания коротких стихов тем самым группам испытуемых потребовалась такое количество повторений: сангвиникам - 2,7, холерикам - 3,9, флегматикам - 4,3, сильным типам вместе - 3,7, меланхоликам - 3,8. 3 обуть картина мнемических успехов вполне согласуется с Павловской характеристикой замыкательной, условно-рефлекторной функции, о которой говорилось в начале. Значительная часть исследуемых запоминала стихотворение из 1-2 повторений (большей частью это были сангвиники). Это свидетельствует высокие мнемические способности детей этого возраста.
Типологические особенности успеваемости и умственного развития исследуемых
Темперамент |
Средний балл по циклам дисциплин |
Общая успеваемость (средний балл по всем предметам) |
Умственное общее развитие (в условной 5 балльной оценке) | ||
Гуманитарные |
Точные |
Практические |
|||
Сангвиники |
4 |
4 |
4.2 |
4.1 |
3.2 |
Холерики |
3.8 |
3.9 |
3.9 |
3.9 |
2.9 |
Флегматики |
3.4 |
3.3 |
4.4 |
3.7 |
1.5 |
Сильные типы в среднем |
3.7 |
3.7 |
4.2 |
3.9 |
2.5 |
Меланхолики |
4.1 |
4.2 |
4 |
4.1 |
2.9 |
Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте