Память ребёнка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

 Полученные результаты свидетельствуют  о том, что все участники группы  пользуются привычным для себя механическим запоминанием. Со слов испытуемых С. - 9 цифр и Л. - 8 цифр, - они случайно столкнулись с сочетаниями чисел, что для них хорошо знакомыми (дата рождения для одного и номер дома для другого), что в свою очередь дало возможность запомнить на несколько цифр больше других.

 

 После этого учащимся было  предложено попробовать запомнить  этот же числовой ряд, но другим  способом. Ученикам было подробно  объяснено особенности использования  запоминание цифровых рядов по  методу Цицерона. Для лучшего ознакомления с этим способом предложен ряд цифр запоминали все вместе, где каждый по предварительному требованию представил собственный дом или комнату.

 

 После поданного как образец  варианта представления (продолжительность 6-7 минут) через 20-ти минутный перерыв ученикам предложили снова представить свою «путешествие» по дому сохраняя при этом первоначальную последовательность и мысленно «увидеть» цифры, которые ученики воспроизводя записывали на карточках. Полученные результаты занесены в таблицу 2.

 

Таблица 2.

 

Испытуемый

Общее кол-во цифр

Кол-во цифр в правильном порядке

Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками

Кол-во цифр в правильном порядке

1

Ю.

12

11

15

14

2

А.

12

10

13

10

3

Г.

11

11

13

13

4

М.

12

12

15

14

5

И.

11

10

10

10

6

С.

12

10

11

10

7

М.

12

12

12

11

8

С.

11

10

11

10

9

О.

10

10

14

12

10

Л.

12

11

15

12


 

Заключение

 

 Как видно из полученных  данных использование воображения  заметно повлияло на процесс  запоминания и воспроизведения. Также следует учесть, что такой  способ ученики использовали  впервые, поэтому есть основания  предполагать, что дальше результаты улучшатся. В заключение учащимся было предложено потренироваться самостоятельно в домашних условиях.

 

Занятие 2.

 

На этот раз запоминания усложнилось за счет увеличения цифрового ряда в два раза. Таким образом было предложено следующее цифровой ряд: 31,4, 1, 59, 2, 6,5, 35,8, 9, 7,9, причем некоторые числа состояли из 2-х цифр.

 

 При этом задачей учеников  было запомнить эти числа, самостоятельно  используя представление собственного  дома, путешествие по нему оставляя  на его предметах следы - цифры. Условием снова было - соблюдение определенного направления движения и запомнить его при этом.

 

 Через 20-ти минутный перерыв  после упражнения ученики записали  результаты своего воображения  и памяти.

 

 Данные занесены в таблицу 2.

 

Метод запоминания ряда не связанных между собой по смыслу слов.

 

 Этот метод мы выбрали  для того, чтобы ученики научились  активизировать свое воображение  при восприятии содержания текста. Образованные при этом яркие  образы сделают информацию легкой  для запоминания, послужат своеобразной опорой при проговаривании.

 

Занятие 1.

 

Чтобы проконтролировать изменения, которых мы надеялись достичь, предварительно мы предложили группе младших школьников запомнить в указанном порядке, привычным для себя способом пятнадцать разных слов. Сделанное нами предположение о том, что ученики максимум смогут запомнить 9-10 слов, исходит из того, норма объема краткосрочные памяти в психологии (7 2 единиц информация), то есть запомнить сразу все 15 слов ученики просто не смогут. Так мы предложили группе для запоминания следующий ряд слов:

 

 Шкаф, облако, гнездо Чайник, крылья, пляж Медведь, Кисель,

 

 Лошадь, Шляпа, Карандаши, стая яхта

 

 футболист Автомобиль,

 

 Данные слова ученики прочитали  из общего списка один раз, после чего их задачей было записать эти слова, сохраняя при этом правильную последовательность. Полученные результаты были занесены в таблицу 3.

 

Таблица 3.

 

Испытуемый

Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками

Кол-во цифр воспроизведенных в правильном порядке

1

Ю.

7

5

2

А.

6

4

3

Г.

6

6

4

М.

7

7

5

И.

4

4

6

С.

5

3

7

М.

7

5

8

С.

5

5

9

О.

6

4

10

Л.

4

4


 

Заключение

 

 Из полученных данных можно  сказать, что наше предположение  подтвердилось, то есть на основе  обычного запоминания (неоднократное  механическое «прокрутки» слов про себя) ученики не могут превысить норму. Теперь наша задача состояла в том, чтобы показать, что на основе эйдетического принципа запоминания, ученики смогут с легкостью превысить норму вдвое.

 

 Также можно предположить, что  предварительно запоминая, ученики  ассоциативно представляли образы слов, но изолированно представление каждого слова в отдельности, при ее большом количестве, все ровно не даст необходимого запоминания и воспроизведения. Поэтому мы предложили учащимся запоминание этих же слов с помощью представления их образов и интересного представления связей между ними. Ученикам медленно было зачитано вариант представления, в этот момент все представляли эти сюжеты (каждый по своему соответствию своих фантазии). Наряду с этим было условие ничего не запоминать, лишь представлять.

 

 После этого учащимся предложили  еще раз самостоятельно представить  то самое и записать слова. Данные были занесены в таблицу 4.

 

Таблица 4.

 

Испытуемый

Общее кол-во цифр воспроизведенных учениками

Кол-во цифр воспроизведенных в правильном порядке

1

Ю.

15

15

2

А.

15

13

3

Г.

14

14

4

М.

15

15

5

И.

15

13

6

С.

14

14

7

М.

13

13

8

С.

15

15

9

О.

14

14

10

Л.

15

15


 

Заключение

 

 Несмотря на полученные данные  можно сказать, что процесс запоминания  активизированный воображению является очень эффективным, поскольку при этом информация легче, надежнее закрепляется и в большем количестве, так как она связывается между собой ассоциативной связью. Каждое слово имеет опору - образ, который в свою очередь вызывает в воображении следующий, связанный определенным образом, определенным действием с последующим и т.д. На следующей основе ученики смогут лучше запоминать тексты. Яркие представления событий помогут им не только лучше запомнить их, но и воспроизвести. Конечно, большинство учащихся этого возраста сразу будут сосредоточиваться на словесно-логическом восприятии содержания, но они не должны пренебрегать использованием мнимого принятия того, что изучают. Такое сочетание оставляет только более сильные следы в их памяти.

 

Занятие 2.

 

 Использован вариант представления.

 

1. Шкаф - представьте шкаф, лучше  тот, что у вас в комнате.

 

2. Облако - шкаф сам растворяется, и оттуда вытекает белая тучка, большая на всю вашу комнату.

 

 3. гнездо - в тучке лежит большое аистовое гнездо.

 

4. Конь - в гнезде удобно устроился красивый белый конь.

 

5. Шляпа - конь какой-то необычный, у него на голове красная  шляпа.

 

 б. Футболист - из-под шляпы выпрыгнул  футболист.

 

7. Чайник - футболист почему подбивает на ноге чайник.

 

8. Крылья - чайник подлетев сильно вверх начал летать на крыльях как самолет.

 

9. Карандаши - чайник подлетев к столу начал поливать цветные карандаши.

 

10. Стая - разбросаны по всему  столу карандаши, моментально собрались в стаю.

 

11. Пляж - намокла стая карандашей и перелетела на пляж сохнуть.

 

12. Автомобиль - на пляже, по песку где автомобиль, представьте свой любимый автомобиль.

 

13. Медведь - за рулем автомобиля  сидит медведь.

 

14. Кисель - медведь открывает дверцу автомобиля, а оттуда рекой

 

 выливается кисель.

 

15. Яхта - киселя так много, что  по нему плавает яхта.

 

 

 

Типологические различия памяти учащихся начальных классов

 

 Без знания индивидуально-типологических особенностей личности учащегося, включая процессы его памяти, невозможно правильно организовать индивидуальный подход в обучении и воспитании. А тем временем механизмы обусловленности индивидуальной своеобразности памяти ученика типом его нервной системы до сих пор остаются нераскрытыми. Немногочисленная научная литература по этому вопросу нередко страдает от спорности и пестроты полученных данных.

 

 По Павлову, сильные подвижные  и уравновешенные типы (сангвиники) отмечаются большой скоростью формирования положительных и негативных условно-рефлекторных реакций. Условный рефлекс в основном закрепляется уже после 1-3 попыток. Проложенная нервная связь достаточно крепка и в случае необходимости большей части легко и точно актуализируется. В свете этих данных память сангвиника является совершенной: быстрое запоминание и припоминание при длительном и точном содержании запоминания материала.

 

 Холерики в большей части тоже легко (нередко после 1-3 попыток) образуют положительные временные связи, однако с большим трудом - долго и мучительно - формируют реакции торможения и дифференцирования. Дифференцирования эти большей частью так и не бывают полными, абсолютными. В продолжительности и точности сохранения рефлексов, а также в оперативности их воспроизведение сильные возбудимые типы в большей части также уступают сангвиникам.

 

 Итак, типологическая специфика условно-рефлекторной деятельности является достаточно четко очерченной. Последними десятилетиями исследования в этой области шли не в плане типов, а в аспекте отдельных нервных свойств (главным образом, силы и подвижности нервных процессов). Здесь картина оказалась более сложной и запутанной. Это в полной мере касается и исследований процессов памяти.

 

 В общем, как видим, это исследование в свих главных результатах сопоставления отдельных нервных свойств с производительностью памяти, как и предыдущие труды других авторов, не является одинаковым. Поэтому полученный материал был осмыслен не только в узко-функционалъном плане, но и в комплексном, типологическом охвате фактов. Такой синтетический подход, по нашему мнению более продуктивный.

 

 Образная память (количество узнавания кленовых листков из 5 предъявлений) по типам дала следующие результаты: сангвиники - 4,3, холерики - 3,8, флегматики - 4,5, сильные типы в среднесрочную - 4,2, меланхолики - 3,8. Таким образом, можно говорить, что сила и уравновешенность нервных процессов способствуют выбранной памяти, а неуравновешенность и слабость их - нет.

 

 Для запоминания коротких стихов тем самым группам испытуемых потребовалась такое количество повторений: сангвиникам - 2,7, холерикам - 3,9, флегматикам - 4,3, сильным типам вместе - 3,7, меланхоликам - 3,8. 3 обуть картина мнемических успехов вполне согласуется с Павловской характеристикой замыкательной, условно-рефлекторной функции, о которой говорилось в начале. Значительная часть исследуемых запоминала стихотворение из 1-2 повторений (большей частью это были сангвиники). Это свидетельствует высокие мнемические способности детей этого возраста.

 

Типологические особенности успеваемости и умственного развития исследуемых

 

Темперамент

Средний балл по циклам дисциплин

Общая успеваемость (средний балл по всем предметам)

Умственное общее развитие (в условной 5 балльной оценке)

 

Гуманитарные

Точные

Практические

   

Сангвиники

4

4

4.2

4.1

3.2

Холерики

3.8

3.9

3.9

3.9

2.9

Флегматики

3.4

3.3

4.4

3.7

1.5

Сильные типы в среднем

3.7

3.7

4.2

3.9

2.5

Меланхолики

4.1

4.2

4

4.1

2.9

Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте