Память ребёнка в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Исследовать развитие процессов памяти младших школьников.
Исходя из цели нашего исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Провести анализ литературы по проблеме исследования;
• Определить характерные особенности процессов памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1. Память и её классификация … … … … … … … … … … … 6
1.1 Определение понятия памяти … … … … … … … … .. 6
1.2 Типы памяти … … … … … … … … … … … … … … 8
1.3 Процессы памяти … … … … … … … … … … … … .. 14
1.4 Приёмы запоминания … … … … … … … … … … … 15
Вывод к 1-ой главе … … … … … … … … … … … … … … .. 18
2. Экспериментально-исследовательская работа … … … … .. 19
2.1 Характеристика приемов развития образной и словесно-логической памяти у младших школьников … … … …19
2.1.1 Характеристика методов экспериментального исследования в частности, для исследования развития словесно - логической памяти … … … 21
2.1.2 Характеристика методов экспериментального исследования частности, для исследования развития образной памяти … … … … … … … … … … … … 22
2.2 Законы памяти … … … … … … … … … … … … … .. 31
Выводы … … … … … … … … … … … … … … … … … … 34
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Приведенные данные не дают оснований для широких обобщений. Особенно это касается таких малочисленных групп, как флегматики, меланхолики. Конечно, здесь сказался фактор случайности, что оба ученика, из которых состояла эта группа флегматиков были слабенькими по обучению и общему развитию, а группа меланхоликов, напротив, несколько сильнее, чем обычно.

 

2.2 Законы памяти

 

По желанию, память любого типа можно улучшить. Ведь главное различие между людьми с хорошей памятью и с плохой в том, что одни умеют ею пользоваться, тренируют ее, а другие - нет.

 

 Поэтому мы все время в  процессе своей педагогической  деятельности приучаем учеников  соблюдать основные законы памяти.

 

 Их всего лишь семь.

 

1. Думайте. По мнению немецкого  писателя И. Лихтенберга, люди мало запоминают о том, о чём сами очень мало думают. Поэтому обязательно постарайтесь во всем находить содержание. Не стоит закрывать уши руками и утупляться взглядом в текст, повторяя про себя строку за строкой. Эти титанические усилия не зачтутся, ибо в данном случае важен не процесс, а результат. Последний будет значительно лучше, если вы попытаетесь найти в тексте ведущее мнение, выделите его аргументацию, отметите переход на следующее - т.е. поработаете в книжке с карандашом, сделаете конспект.

 

 Учитесь не только отвечать  на вопросы, но и задавать их. Попробуйте поспорить с автором, выдвигая при этом свои аргументы. Если в книжке есть ответы на ваши возражения, то проконтролируйте себя, если нет - старайтесь отвечать сами, одновременно проверяя убеждённость авторской позиции. Помните, что по сравнению с автором вы занимаете выгодную позицию: Можете в любой момент его остановить, спросить, можете сколько угодно возвращаться к обсуждению одних и тех же мнений. А вот автор должен все это терпеть и думать о преимуществах своего изложения.

 

2. Интересуйтесь. Если речь идет не о разрешительном чтении, чтобы потратить время в дороге, то, наверное, прочитанное вам для чего-то нужно. Ориентируйтесь на поставленную цель, ведь ваши усилия - ради нее. Оцените, что вы будете иметь от этой информации, и если польза действительно ожидается, то читать станет гораздо интереснее. Если же нет, то подумаем над словами английского философа Б. Стюарда: «Не читай того, чего не хочешь запомнить, и не запоминай того, чего не имеешь цели применять».

 

 Другими словами: чтобы пища  была полезна - ешьте с аппетитом. Эта астрономическая аналогия подводит нас к следующему закону.

 

 3. «Ешьте слона по частям». Завтра экзамены, но вы настроены решительно, потому что впереди целый день и еще ночь. Отдавая должное вашим способностям, мы готовы допустить, что до утра вы обработаете-таки учебник и даже будете помнить его содержание примерно до обеденного времени - ровно столько, чтобы успешно ответить на несколько вопросов экзаменатора. И имейте в виду, что к книге рекордов Гиннеса к крепким знаниям ведут разные пути. Чтобы не жаловаться потом на дырявую память, подумайте: почему, к примеру, семь раз отмерь - а раз отрежь? А не пять или десять? Почему прежде чем отрезать, надо семь раз отмерять, и почему именно семеро одного не ждут? А еще были семь древнегреческих мудрецов, семь чудес света. Да и семь дней недели вряд ли случайность.

 

 Психологи расшифровали секрет  магической семерки. Оказывается, таков средний объем нашей оперативной памяти - за одновременное восприятие она способна удержать около семи объектов. Лиц, предметов, слов, фраз, параграфов – чего угодно. Причем легче запоминаются первый и последний элементы ряда. Недаром последнее слово в споре каждый пытается присвоить себе, ибо скорее всего в памяти останется именно оно, а не предыдущие длительные дебаты.

 

 Если же порция для запоминания  окажется больше этой нормы, тогда  на нее вы потратите гораздо  больше времени, нежели во время посильной и ритмично работы.

 

4. Будьте готовы. Всем известно, как трудно менять планы, если  уж на то настроился. Определенного  настроя на работу требует и книжка. Кроме того, не только настроя, но и готовности к делу, которое во многом зависит от вашей эрудиции. Ведь оно легче «укладывается на уже готовые полки», крепче держится вместе благодаря связям с предыдущей информацией. Подумаем о том, что вы знаете на предложенную тему; Оцените, насколько новая информация дополнит ваши знания. К работе со сложным материалом полезно заранее подготовиться: прочитать что-нибудь из той же темы, может, более популярного характера.

 

5. НЕ затаптывайте следы. Давно замечено, что легче забыть только что выученное - это попытаться тут же запомнить несколько подобное. Зная об этом, не учите физику сразу после математики, а историю после литературы.

 

6. Оглянитесь вокруг. Это действенный способ справиться с забывчивостью. Представив обстоятельства, при которых происходила событие, вы и его сможете вспомнить, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный по определенной ситуации, затем поможет вспомнить и причину, по которой вы его сделали.

 

7. Учите от А до Я. Суть этого закона в том, что вся информация должна восприниматься как законченное целое, а не как осколки неизвестно чего. Если вы будете заучивать стихотворение частями, то потом возле доски после каждой строки долго вспоминать начало следующего. Учите все сразу. Такой принцип будет способствовать быстро вспоминать нужное. Для этого начните вспоминать сначала.

 

 Этот закон не противоречит  третьему, как может показаться. Стоит только увеличить выходные  информационные единицы, а следовательно  разбить их на более мелкие группы. Однако не пытайтесь быстренько обработать как можно больше материала, потому что это - напрасная попытка. Лучше повторять его в течение нескольких дней, чем в погоне за быстрыми результатами, забыть все и вся до следующего утра.

 

 В общем, здесь говорится  о произвольно запоминания, то есть о том, когда что-то необходимо изучить. Но не стоит пренебрегать запоминанием. Оно действует, если информация связана с яркими впечатлениями. Следовательно, нужно ее сделать таковой. Угрюмое разглядывание географической карты можно превратить в интересную игру-знакомство с материками. К примеру, проложить маршрут кругосветные путешествия, соблюдая при этом определенные условия, например, посетить как можно больше стран, максимально приблизить маршрут к прямой, держаться ближе к суши и тому подобное. Одновременно можно использовать карту и для тренировки внимания: Посмотрев несколько секунд на какой-нибудь район, старайтесь вспомнить как можно больше деталей. Т.е. попробуйте совместить обучение и игру.

 

 Хобби - отличный способ убедиться в возможностях собственной памяти, совмещая приятное с полезным. Немало коллекционеров - например, филателистов, нумизматов - имеют солидные знания по истории, а любитель сбора гербариев, наверное, не будет плавать в ботанике. Большинство знаний они усваивают, как говорится, играя.

 

 Если вы хотите хорошо  запомнить, то сначала четко осознайте следующее: зачем запоминать и что запоминать. Выделите суть, обобщите содержание и запомните это обобщение.

 

Выводы

 

 При выполнении дипломной  работы, мы поставили цель выявить особенности развития памяти, определить ее роль в усвоении знаний детьми младшего школьного возраста. К этой теме обращались многие выдающиеся психологи, такие как П. И. Зинченко, Л.С. Выготский, О.Р. Лурия, Смирнов, Т. Рибо, П. Жане, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн и другие. Мы углубили свои знания, узнали, что приобретение жизненного опыта в широком смысле возможно лишь потому, что в современную память добавляет прошлое, а воображение помогает перенестись в будущее. Опыт охватывает не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Благодаря памяти индивид в форме знания присваивает достижения предшествующих поколений, овладевает продуктами культуры. Следовательно, человеческая память - это звено связи между прошлым, настоящим и будущим. Память выполняет функцию накопления, хранения и использования последствий действия, ощущений, восприятия, мышления, воображения. При этом, проанализировав теоретическую литературу, периодические издания, монографии и результаты собственного экспериментального исследования, мы обратили особое внимание на освещение таких вопросов, как особенности проявления памяти на начальных этапах обучения, память как опорную функцию в усвоении знаний, Приемы эффективного запоминания учебного материала и борьбы с его забыванием. Мы пришли к выводу, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает важное место в системе учебной деятельности. Ознакомившись с теоретической литературой, диагностическими методиками, мы исследовали психические особенности памяти учащихся. Мы обнаружили, что у детей младшего школьного возраста развиваются все виды памяти, в частности очень хорошо развита кратковременная, зрительная, образная, слуховая память. Сравнивая полученные высокие результаты исследования успеваемости учащихся по школьным предметам можно сделать вывод, что существует прямая зависимость между запоминанием и пониманием знаний на практике. Следовательно, высокое развитие памяти является одной из предпосылок достижения успехов в учебе. Диагностика уровня развития памяти является необходимым условием в процессе обучения, да и вообще для нормального развития и становления личности. С ее помощью можно конечно улучшить качество усвоения знаний учащимися, добиться систематического усовершенствования процесса усвоения знаний и одновременно развития памяти учащихся, то можно сказать, что в целом с задачей справились все. В задании 1, где нужно было запомнить образы предметов - почти у всех результаты высокие. И в задании 2 исхода также положительные, хотя небольшая часть учащихся справилась с задачей с некоторыми трудностями. Им нужно работать над улучшением кратковременного запоминания материала на слух. Однако, как бы настойчиво не осуществлял учитель коррекции индивидуальных недостатков, имеющих место в мнемической деятельности отдельных учащихся, его усилия неизбежно оказывается малопродуктивным, если он привлечет себе в помощь сознание самих детей. Только после того, как они начнут осознавать, что умственная деятельность каждого - это целый мир, который предстоит так же узнать, как мир окружающий, и познать не просто ради любопытства, а чтобы овладеть им, сделать свой ум более совершенным и эффективным, - только при этом условии учитель сможет рассчитывать на то, что его психодиагностическая работа принесет щедрые и устойчивые плоды.

 

 В целях активизации и  рационализации процесса обучения  мы, ссылаясь на научные достижения  психологии и педагогики, предложили  правила рационализации памяти  в учебной деятельности, чтобы  облегчить школьникам запоминания  и предотвратить забывание материала. Усовершенствование памяти требует постоянных тренировок. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти. Тренируя память, каждый раз нужно проявлять настойчивость, волю и уверенность, постоянно добиваться улучшения результатов запоминания. Тренировки не должно быть изолированным актом, искусственным повторением одного и того же. Не надо излишне пугать себя неудачами, совершенствованию памяти очень вредят перенапряжение, отрицательные эмоции, пассивность и лень. Задачи шаг за шагом должны увеличиваться, а их выполнение будет свидетельствовать о росте тренировочного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Добровольская Л. Развитие памяти  и воображения / / Начальное образование. - 1999. - № 11.

 

2. Дрозденко К. С., Чернецкая Л. В., Дрозденко А. В. Память - важный психологический  компонент усвоения знаний / / Начальная  школа. - 1994. - № 4.

 

3. Жариков Е., Крушельницкий Е. Гимнастика  для ума / / Завуч. - 1999. - № 4.

 

4. Овчаренко К. С. Как развивать память, мышление и умственные силы ребенка / / Педагогика В. Сухомлинского как воплощение гуманистических общечеловеческих идеалов. - Николаев, 1998. - 120с.

 

5. Подласый И. П. Система усвоения-забывания / / Педагогика и психология. - 1995. - № 2. БСЭ. - М., 1975, Т. 19, С. 131.

 

6. Возрастные и индивидуальные  различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300с.

 

7. Вольперт И. Е. Воспитание памяти. - Ленинград, 1956. - 30с.

 

8. Заика Е. В. Развивая память / / Журнал для родителей. - 1999. - № 1.

 

9. Зайцев В. Помогите слабым! Как  развить память у первоклассника / / Учительская газета. - 1998. - № 13.

 

10. Занков Л. В. Память. - М.: Учпедгиз, 1949. - 167с.

 

11. Ипполитов Ф. В. Память школьника. - М.: Знание, 1978. - 48с.

 

12. Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975.

 

13. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое  исследование / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1975.

 

14. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1977.

 

 15. Особенности обучения и психического развития школьников / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.

 

16. Пекелис В. Д. Твои возможности, человек. - М.: Знание, 1984. - 272с.

 

17. Петровский А. В. Значение и  роль психологии в учебном процессе педагогического вуза. / / Вопросы психологии. - 1971. - № 2.

 

18. Станиславский К. С. Работа над  собой в творческом процессе переживания. - Собр. соч., Т. 11. - М., 1954.

 

19. Хофман И. Активная память. - М.: Прогресс, 1986. - 309с.

 

20. Чутко Н. Я. Развитие памяти  школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 96с.

 


Информация о работе Память ребёнка в младшем школьном возрасте