Переговоры как способ разрешения конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение переговоров как способа разрешения конфликта.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды конфликта
- изучить причины и способы разрешения конфликтов
- изучить общую характеристику переговоров
- рассмотреть стратегию и динамику переговоров
- изучить тактические приемы ведения переговоров

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Сущность и характеристика конфликта…………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды конфликта……………………………………………………….…...5
1.2 Причины конфликта и способы разрешения………………………………………...11
2 Переговоры как способ разрешения конфликта…………………………………………...14
2.1 Понятие, типы и функции переговоров……………………………………………...14
2.2 Стратегия и динамика переговоров……………………………………………….….17
2.3 Тактические приемы ведения переговоров…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

   Введение………………………………………………………………………………………3

1 Сущность и характеристика  конфликта…………………………………………………….5

1.1 Понятие и виды конфликта……………………………………………………….…...5

1.2 Причины конфликта и  способы разрешения………………………………………...11

2 Переговоры как способ  разрешения конфликта…………………………………………...14

2.1 Понятие, типы и функции  переговоров……………………………………………...14

2.2 Стратегия и динамика  переговоров……………………………………………….….17

2.3 Тактические приемы  ведения переговоров…………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………………………...35

Список использованных источников………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной  из сторон (личности, группы или организации  в целом) вызывает расстройство интересов  другой стороны, которое порождает  ответное противодействие.

Причина возникновения конфликтов кроется, прежде всего, в том, что каждый сотрудник обладает собственными целями, стремлениями и интересами, так же как и организация. При этом достижение индивидуальных целей приходится увязывать и согласовывать с целями всей организации (особенно, если организация корпоративная). В процессе достижения целей организации и решения индивидуальных задач сотрудниками между ними могут возникать конфликты.

Расстройство интересов  одной стороны часто вызывается применений власти другой стороной. Непризнание  власти является одной из важнейших  черт конфликта. Например, руководитель сообщает сотруднику о необходимости  выйти на работу в выходной день, чем нарушает его планы. Если подчиненный  не выполнит данное ему распоряжение, может сложиться ситуация, негативно  влияющая на эффективность совместной деятельности, что и приведет к возникновению конфликта.

Сильный конфликт сопровождается, как правило, развитием стресса  у его участников, снижением уровня сплоченности и единства в коллективе, разрушением коммуникационной сети и пр.

В ситуации конфликта его  участники оказываются перед  выбором: либо ориентироваться на односторонние  действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо — на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем  прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного  процесса, термин “переговоры” используется для обозначения широкого круга  ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать  какие-либо действии, договориться о  чем-либо, решить спорные вопросы. Так, В. Мастенбрук отмечает, что “переговоры  — стиль поведения, с которым  мы встречаемся и используем сами каждый день”. Этот факт свидетельствует  о том, что понятие “переговоры” используется не только в привычном  смысле — применительно к ситуациям  официальных переговоров, но и к  различным ситуациям частной  жизни. А такого рода ситуации могут  иметь место как в рамках сотрудничества (когда участники переговоров  строят новые отношения), так и  в условиях конфликта (когда речь идет обычно о перераспределении  имеющегося)[1].

Целью данной курсовой работы является изучение переговоров как  способа разрешения конфликта.

Задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть понятие  и виды конфликта

- изучить причины и способы разрешения конфликтов

- изучить общую характеристику  переговоров

- рассмотреть стратегию  и динамику переговоров

- изучить тактические  приемы ведения переговоров

Объектом данной курсовой работы  является способ разрешения конфликта.

Предметом данной курсовой работы являются переговоры, как способ разрешения конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и характеристика  конфликта

1.1 Понятие и виды конфликта

Сегодня в конфликтологической  литературе существуют самые различные  определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает, борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или  устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с  социологической точки зрения, ибо  его сущностью, по мнению автора, выступает  столкновение ценностей и интересов  различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта  носит также социологический  характер. Их достоинство состоит  в том, что авторы выделяют различные  необходимые признаки социального  конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами  и социальными общностями, направленными  на достижение определенных интересов  и целей. Приведем для примера  некоторые из определений конфликта:

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное или скрытое  состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и  тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид  противостояния, при котором стороны  стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным  индивидам или группам, их собственности  или культуре таким образом, что  борьба принимает форму атаки  или обороны[2].

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных  атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него “места”. Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от “борьбы между индивидами”  и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Всякий конфликт — это  всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет  и конфликта. К таким взаимодействиям  относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи. Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы[3].

Одним из наиболее широких  и очевидных оснований классификации  конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты  делятся на:

1) внутриличностные

2) межличностные

3) между личностью и  группой

4) межгрупповые

5) межгосударственные (или  между коалициями государств).

Внутриличностный конфликт

Носитель внутриличностного  конфликта — отдельная личность. Содержание этого конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми  стремлениями. Например, в теории психоанализа З. Фрейда внутриличностный конфликт возникает  в результате противоречия между  желаниями “Оно” и “Сверх-Я” (инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями).

Эти конфликты по своей  природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей  и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и  негативными переживаниями сложившейся  ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный  и конструктивный характер, т.е. иметь  как положительное, так и отрицательное  последствия для личности.

В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как  проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным[4].

По своему содержанию и  форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании  могут лежать самые разнообразные  внутриличностные причины, например:

- противоречие потребностей;

- противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой;

- противоречиемежду различными ролями индивида;

- трудность выбора между различными вариантами поведения.

Межличностный конфликт

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального  и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают  на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной  девушки; противоречие между руководителем  и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного  транспорта. Такие противоборства могут  происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

Во всяком межличностном  конфликте большое значение имеют  личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто  говорят о межличностной совместимости  или несовместимости людей, которые  играют важнейшую роль в межличностном  общении.

Конфликт между личностью  и группой 

Этот тип конфликта  имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще н причины, обусловленные групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой  может быть как конструктивным, так  и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой  идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция[5].

Межгрупповой конфликт

Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.

Малая социальная группа —  это совокупность людей, находящихся  в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья. Количественный состав малой группы может варьироваться от нескольких человек до нескольких десятков людей. Такие группы могут быть формальными (официальными), имеющими четко фиксированную  структуру, устав, иерархию должностей, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личностных качеств. Они могут  быть также временными или постоянными, открытыми или закрытыми.

Средние социальные группы — это например, коллектив предприятия, учебного заведения, воинской части. Для  таких групп характерна институциональная  организация, а основная их роль и  задача обусловлены официальным  общественным статусом. Типичная средняя  группа — относительно самостоятельная  организация, имеющая свой статус и  функции в системе общественного  разделения труда или внетрудовой  деятельности (политические объединения, группы по интересам). Данные группы, как  правило, носят не временный, а постоянный характер, имеют свою сложившуюся  структуру, иерархию, администрацию, органы управления.

К большим социальным группам  относятся такие образования, как  социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные  религиозные объединения. Такие  группы конституируются на основе общих  для всех членов существенных признаков (экономических, политических, религиозных  и т.д.)[6].

Информация о работе Переговоры как способ разрешения конфликта