Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение переговоров как способа разрешения конфликта.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды конфликта
- изучить причины и способы разрешения конфликтов
- изучить общую характеристику переговоров
- рассмотреть стратегию и динамику переговоров
- изучить тактические приемы ведения переговоров
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Сущность и характеристика конфликта…………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды конфликта……………………………………………………….…...5
1.2 Причины конфликта и способы разрешения………………………………………...11
2 Переговоры как способ разрешения конфликта…………………………………………...14
2.1 Понятие, типы и функции переговоров……………………………………………...14
2.2 Стратегия и динамика переговоров……………………………………………….….17
2.3 Тактические приемы ведения переговоров…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………………………….37
1) консенсус,
2) большинство голосов.
Метод консенсуса (от лат. consensus — согласие, единодушие) предполагает согласие всех участников переговоров с выработанным решением. Метод основан на “признании чужих интересов как условия осуществления интересов собственных”. Соглашения, выработанные па основе консенсуса, являются наиболее прочными, так как этот метол несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из оппонентов.
Если же участники переговоров используют для утверждения решения метод большинства, то у них больше шансов достичь согласия. Однако в этом случае актуальной становится проблема выполнения договоренностей.
В случае успеха переговоров
они завершаются закреплением решения
в итоговых документах или ограничиваются
устными договоренностями – в
зависимости от официальности ситуации.
Ясно, что письменное закрепление
договоренностей уменьшает
Следует иметь в виду,
что не всегда переговоры ведутся
в жестком соответствии с изложенной
схемой. По мере продвижения к исходу
переговоров конфликтующие
Анализ результатов
Прежде всего каждой из сторон необходимо проанализировать прошедшие переговоры вне зависимости от того, были они удачными или нет и решить:
- насколько хорошо была проведена подготовка к переговорам;
- была ли соблюдена запланированная программа переговоров;
- каков был характер взаимоотношений с оппонентами;
- какие аргументы были убедительны для оппонентов, а какие они отклонили и почему:
- пришлось ли идти на уступки и каковы будут их последствия;
- какие возникали трудности в процессе переговоров;
- каковы перспективы дальнейших взаимоотношений;
- какой опыт переговоров можно использовать в будущем;
- каковы основные причины достигнутых результатов.
Зримым критерием
1) Важнейший показатель
успеха - степень решения проблемы.
Достигнутое в ходе
2) Другим важным критерием
успешности являются
3) Успешность переговоров
позволяет оценить такой
Подводя итог, необходимо отметить, что участникам переговоров следует приступать к выполнению взятых на себя обязательств как можно скорее. Поскольку отсрочка выполнения может вызвать сомнения и недоверие сторон друг к другу[20].
2.3 Тактические приемы ведения переговоров
В исследованиях, посвященных переговорному процессу, особое внимание уделяется воздействию на оппонента и использованию при этом различного рода приемов.
Кратко остановимся на характеристике основных тактических приемов, применяемых в рамках той или иной стратегии ведения переговоров.
Тактические приемы при позиционном торге
Приемы, относящиеся к переговорам этого типа, наиболее известны и многообразны.
1 “Завышение требовании”. Суть его состоит н том, что оппоненты начинают переговоры с выдвижения значительно завышенных требований, на выполнение которых они и не рассчитывают. После этого оппоненты отступают к более реальным требованиям посредством серии кажущихся уступок. Однако при лом добиваются реальных уступок от противоположной стороны. Если первоначальное требование чрезмерно завышено, то оно будет расценено как неправомерное и не вызовет ответных уступок.
2 “Расстановка ложных
акцентов в собственной
3 “Выжидание” используется для того, чтобы вынудить оппонента первым высказать свое мнение, а затем, в зависимости от полученной информации, сформулировать собственную точку зрения.
4 “Салями” выражается
в предоставлении информации
оппоненту очень маленькими
5 “Палочные доводы”
6 “Преднамеренный обман”
используется либо для
7 “Выдвижение требований по возрастающей”. Если один из участников переговоров соглашается с вносимыми предложениями, другой участник может прибегнуть к выдвижению все новых и новых требований.
8 “Выдвижение требований
в последнюю минуту”.
9 “Двойное толкование”
заключается в том, что при
выработке итогового документа
одна из сторон “закладывает”
в него формулировки с двойным
смыслом. Впоследствии такая
10 “Оказание давления на оппонента” используется с целью Добиться от него уступок и вынудить согласиться на предлагаемое решение. Он может реализовываться через: указание на возможность прекращения переговоров; демонстрацию силы; предъявление ультиматума; предупреждение о последствиях, неприятных для оппонента.
Тактические приемы при ведении переговоров на основе интересов
Если использование первой
группы приемов демонстрирует
1 “Постепенное повышение
сложности обсуждаемых
2 “Разделение проблемы
на отдельные составляющие”
3 “Вынесение спорных
вопросов “за скобки””
4 “Один режет, другой
выбирает”. Прием основан на
принципе справедливости
5 “Подчеркивание общности”. Прием состоит в том, чтобы указать на те аспекты, которые объединяют оппонентов: заинтересованность в положительном результате переговоров; взаимозависимость оппонентов; стремление избежать дальнейших материальных и моральных потерь; наличие длительных отношений между сторонами до возникновения конфликта[21].
Тактические приемы, носящие двойственный характер
Можно выделить и третью группу приемов, которые сходны по своему проявлению, но имеют различный смысл в зависимости от того, в рамках какой стратегии используются.
1 “Опережение возражений”.
Прием сводится к тому, что
участник переговоров,
2 “Экономия аргументов”
заключается в том, что все
имеющиеся аргументы
3 “Возвращение к дискуссии”.
Прием сводится к тому, что
вопросы, которые уже
4 “Пакетирование”. Заключается
в том, что несколько вопросов
увязываются и предлагаются к
рассмотрению вместе (в виде “пакета”).
“Пакет” в рамках торга
5 “Блоковая тактика”. Используется
на многосторонних переговорах
и заключается в согласовании
своих действий с другими
6 “Уход” (тактика избегания)
может выражаться в переводе
обсуждения на другую тему
или другой вопрос, в просьбе
отложить рассмотрение
Участники переговоров на основе интересов используют “уход” в тех случаях, когда необходимо: 1) обдумать предложение: 2) согласовать вопрос с другими лицами.
Характеристика тактических приемов, используемых на различных этапах ведения переговоров, позволяет обратить внимание на важный аспект, отличающий одни приемы от других. Этот критерий – цель, ради достижения которой используется тот или иной прием. И эти цели заключаются либо:
1) в желании облегчить достижение взаимовыгодного результата
2) в стремлении к одностороннему выигрышу.
Информация о работе Переговоры как способ разрешения конфликта