Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение переговоров как способа разрешения конфликта.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды конфликта
- изучить причины и способы разрешения конфликтов
- изучить общую характеристику переговоров
- рассмотреть стратегию и динамику переговоров
- изучить тактические приемы ведения переговоров
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Сущность и характеристика конфликта…………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды конфликта……………………………………………………….…...5
1.2 Причины конфликта и способы разрешения………………………………………...11
2 Переговоры как способ разрешения конфликта…………………………………………...14
2.1 Понятие, типы и функции переговоров……………………………………………...14
2.2 Стратегия и динамика переговоров……………………………………………….….17
2.3 Тактические приемы ведения переговоров…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………………………….37
Диапазон различных
Общее во всех переговорах: существуют основания, правила и принципы, которые неизменно присутствуют во всяком действии, когда одна сторона начинает о чем-то договариваться с другой. В центре переговоров всегда находится разногласие.
Цель переговоров —
конструктивный исход. Для его достижения
противоположные стороны и
Переговоры, кроме умения четко формулировать свою позицию, предполагают также способность доказывать, убеждать, аргументировать и, соответственно, критиковать, разубеждать, опровергать.
Переговоры предполагают определенную манеру поведения, следование некоторому этикету, моральному кодексу.
Переговоры — это прежде всего общение. Умение управлять общением, создавать нужный тонус настроений и эмоциональной напряженности — важная черта переговорщика.
При всей направленности на успех, победу, выгодное для себя и своей позиции решение спорного вопроса, переговоры содержат возможность уступок, компромисса[13].
Взаимные уступки — свидетельство хороших манер договаривающихся. Поэтому в основе компромисса лежит принцип римского права: «Даю, чтобы и ты дал».
Переговоры имеют свои правила, свой моральный кодекс и специфические только для них результаты.
Результатом переговоров могут быть:
а) договор - правовой акт; который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон;
б) пакт - разновидность договора, имеющая целью обеспечение гарантий и согласованных действий;
в) конвенция - правовое соглашение по отдельному вопросу, согласительной процедуре;
г) протокол о намерениях - соглашение, не носящее юридического характера, а лишь проясняющее степень согласованности намерений сторон; декларация и меморандум заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в обсуждаемом вопросе;
е) джентльменское соглашение - договор, заключенный в устной форме между договаривающимися сторонами.
Фазы переговоров:
Первая фаза - переговоров предполагает побуждение к началу обсуждения, использование тактики заманивания, формулирование пакетов предложений.
Вторая фаза - регламента — это фаза обсуждения и принятия протокола и статей регламента. Она предполагает уступки и торги.
Третья фаза - разногласий связана с консультациями, борьбой, претензиями и компромиссами.
Четвертая фаза - решений предполагает маневры и экспертизы.
Пятая фаза соглашений — результирующая фаза переговоров, которой нельзя достичь, не выявив все разногласия, не проведя экспертизу решений, не установив общего регламента.
Возможны различные типологии переговоров. Одним из критериев для классификации может быть количество участников. В этом случае выделяют:
1) двусторонние переговоры;
2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимают участие более двух сторон.
На основе факта привлечения третьей нейтральной стороны или без такового разграничивают:
1) прямые переговоры —
предполагают непосредственное
взаимодействие участников
2) непрямые переговоры — предполагают вмешательство третьей стороны.
В зависимости от целей участников переговоров выделяют следующие их типы:
1) переговоры о продлении
действующих соглашений —
2) переговоры о
3) переговоры о создании
новых условий — речь идет
о продлении диалога между
участниками конфликта и
4) переговоры по достижению
побочных эффектов —
Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой.
1 Главной функцией переговоров
является поиск совместного
2 Информационная функция
заключается в том, чтобы
3 Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
4 Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
5 Пропагандистская функция
переговоров состоит в том,
что их участники стремятся
оказать влияние на
Создание благоприятного
для себя и отрицательного для
оппонента общественного мнения
осуществляется, прежде всего, через
СМИ. Иллюстрацией подобного привлечения
СМИ могут быть, например, переговоры
в ситуации конфликта между строительной
компанией и экологической
Особенно интенсивно пропагандистская функция используется в переговорах по внутри- и внешнеполитическим проблемам. Однако открытость таких переговоров может и снизить их эффективность. Сторонам бывает весьма непросто достичь договоренностей под давлением общественного мнения, вообще влияния извне, когда массы, чьи интересы они представляют, “продолжают устало нести знамена прежней борьбы”. Поэтому зачастую такие переговоры ведутся в конфиденциальной обстановке.
6 Переговоры могут выполнять
и “маскировочную” функцию.
В целом же следует отметить, что любые переговоры многофункциональны и предполагают одновременную реализацию нескольких функций. Но при этом функция поиска совместною решения должна оставаться приоритетной. Иначе переговоры становятся, по выражению М. М. Лебедевой, “квазипереговорами”[16].
2.2 Стратегия и динамика переговоров
Конфликтующие стороны могут
по-разному рассматривать
Выбор той иди иной стратегии во многом зависит от ожидаемых последствий переговоров для каждой из сторон, от понимания успеха переговоров их участниками.
Переговоры с ориентацией на модели “выигрыш — проигрыш”
Конфликтующие стороны или хотя бы одна из них могут быть ориентированы на завершение конфликта посредством переговоров в рамках модели “выигрыш — проигрыш”, оценивая ситуацию как “игру с нулевой суммой” (т.е. как ситуацию, в которой интересы сторон полностью противоположны, и победа одной стороны означает поражение другой,— а в итоге сумма равна нулю). Переговоры с ориентацией на модель “выигрыш — проигрыш” проводятся на основе позиционного торга и предполагают стремление участников к достижению односторонних преимуществ с принуждением другой стороны действовать вопреки собственным интересам.
Переговоры такого рода предполагают
реализацию соответствующих стилей
поведения сторон — соперничества
и приспособления. Соперничество
подразумевает ориентацию на подавление
и неизбежно сопряжено с
Стремление к завершению конфликта по сценарию “выигрыш — проигрыш” может привести к срыву переговоров и дальнейшей эскалации конфликта.
Переговоры с ориентацией на модель “проигрыш — проигрыш” и “выигрыш — выигрыш
Если же стороны стараются
избежать “игры с нулевой суммой”,
то они должны отказаться от понимания
интересов сторон как абсолютно
противоположных. Ведь большинство
конфликтов представляет собой “игры
с ненулевой суммой”, т.е. ситуации,
когда обе стороны могут
Переговоры с ориентацией на вариант “проигрыш — проигрыш” также связаны с использованием стратегии позиционного торга и приводят к тому, что ни одна из сторон не достигает в полной мере поставленных целей. В этом случае участники переговоров стремятся к решению проблемы на основе компромисса. Компромисс предполагает, что стороны идут на взаимные уступки: для того чтобы каждый что-то выиграл, каждый должен что-то потерять. Хотя компромисс требует встречных шагов обеих сторон, он все же является выражением их установки на конфронтацию, и совместные действия носят вынужденный характер. Д потому достигнутое в ходе переговоров соглашение не является оптимальным.
Если конфликтующие стороны
видят успех переговоров в
выработке взаимоприемлемого
Итак, рассмотренные основания выбора стратегии переговоров и их соотношение могут быть представлены следующим образом в таблице 1:
Таблица 1
Результат переговоров |
Стили поведения |
Стратегии переговоров |
“Выигрыш — проигрыш” |
Соперничество Приспособление |
Позиционный торг |
“Проигрыш – проигрыш” |
Компромисс | |
“Выигрыш — выигрыш” |
Сотрудничество |
Переговоры на основе интересов |
Информация о работе Переговоры как способ разрешения конфликта