Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение переговоров как способа разрешения конфликта.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды конфликта
- изучить причины и способы разрешения конфликтов
- изучить общую характеристику переговоров
- рассмотреть стратегию и динамику переговоров
- изучить тактические приемы ведения переговоров
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Сущность и характеристика конфликта…………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды конфликта……………………………………………………….…...5
1.2 Причины конфликта и способы разрешения………………………………………...11
2 Переговоры как способ разрешения конфликта…………………………………………...14
2.1 Понятие, типы и функции переговоров……………………………………………...14
2.2 Стратегия и динамика переговоров……………………………………………….….17
2.3 Тактические приемы ведения переговоров…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………………………….37
Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами.
Такого взгляда, в частности,
придерживался К. Маркс и его
последователи, называя социальным
конфликтом противоборство между общественными
классами. Такого же взгляда придерживаются
и некоторые современные
Причины межгрупповых конфликтов
могут быть самые разные: экономические,
политические, национально-этнические
и т.д. Разный уровень социальных
групп имеет свои особенности
возникновения конфликта и
На уровне больших социальных
групп причины конфликтов отличаются
большей масштабностью и
Как показывает мировая статистика,
сегодня в мире конфликты носят
в основном межгрупповой характер.
Речь идет о тех группах, которые
различаются главным образом
по этническим, расовым, религиозным
или культурным признакам. Чаще всего
конфликты происходят тогда, когда
этническим группам отказывается в
удовлетворении их самых элементарных
этических потребностей. При этом
одна из наиболее деликатных проблем
— проблема национальных меньшинств,
затрагивающая вопросы их статуса,
культурной самобытности, возможности
самовыражения. Следует также сказать,
что сами конфликты между группами
населения стали более
Межгосударственный конфликт
Сторонами этого типа конфликтов
выступают отдельные
Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН — предотвращение всеми имеющимися у нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли.
Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует иметь в виду, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Так, международный конфликт очень часто оказывает влияние на внутригосударственный. Например, война с другим государством может способствовать консолидации (или, напротив, конфронтации) политических сил внутри страны. А межгрупповые конфликты могут подвигнуть правительство развязать межгосударственный конфликт. Внутриличностный конфликт так или иначе проявится в межличностных и других отношениях и может вызвать не только межличностный конфликт, но и международный, если, например, государственная власть находится в руках руководителя-невротика. С другой стороны, межличностный конфликт может вызвать внутриличностный конфликт, повлиять на внутригрупповые отношения и т.д.
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику[8].
Другие типы конфликтов
Однако приведенная
1 По сферам жизнедеятельности людей:
- бытовые;
- семейные;
- трудовые;
- воинские;
- учебно-педагогические и др.
2 По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
- ресурсные;
- статусно – ролевые;
- социокультурные;
- идеологические и др.
3 По направленности воздействия и распределения полномочий:
- конфликты “по вертикали” (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящая организация);
- конфликты “по горизонтали” (между руководителями одного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
- явные и латентные;
- конструктивные и деструктивные;
- кратковременные и длительные;
- реалистические и нереалистические;
- локальные, региональные и международные и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или предупреждения[9].
1.2 Причины конфликта и способы разрешения
В общем смысле причина
конфликта — это то явление, которое
предопределяет его появление. Однако
зададимся вопросом, почему одно и
то же явление вызывает конфликт у
одних людей или социальных групп
и не вызывает у других? Почему одни
борются за должность бригадира,
директора фирмы или место
в Государственной Думе, а другим
до этого нет никакого дела? Ответ
заключается в том, что для
одних людей это явление
Таким образом, то или иное
явление только тогда является причиной
конфликта, когда оно выступает
для его субъектов как
Но наличие потребности
хотя и является необходимым, но еще
недостаточным условием возникновения
конфликта. Если удовлетворение потребности
не затрагивает интересы, ценности
и чувства других людей, то никакого
конфликта не происходит. Если чистого
воздуха или питьевой воды хватает
на всех, люди из-за них не вступают
в борьбу. Конфликт возникает тогда,
когда наблюдается дефицит
Однако оказывается, что и этого необходимого фактора еще недостаточно для возникновения конфликта. Человек (социальная группа, общество) может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Другими словами, неосознанная потребность не выступает причиной конфликта[10]. Так, люди объективно могут сильно нуждаться в витаминах или каком-либо лекарстве, новом типе власти или более прогрессивной организации производства, но если данные потребности неосознанны, из-за них конфликт не возникнет, даже если само лекарство или какие-либо другие объективные потребности являются дефицитными.
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.
Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.
При этом сами интересы могут быть весьма разнообразными. Они могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными. Люди могут вступать в борьбу как за капитал, так и за идеи; как за утверждение общественных ценностей, так и своих личных амбиций. Интересы могут быть как иллюзорными, или ложными, так и реальными, или истинными. Так, человек может продолжать отстаивать в борьбе с другими какие-либо ценности или идеи, которые не имеют реального основания в жизни или утратили свою актуальность.
Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций[11].
Выделяют пять способов разрешения конфликта:
1) Соревнование (конкуренция)
Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2) Уклонение (избегание)
Данная форма поведения
характеризуется
3) Приспособление
Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.
4) Компромисс
При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
5) Сотрудничество
Означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным, и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но даже международные войны. Для переговоров должны созреть условия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия[12].
2 Переговоры как способ разрешения конфликта
2.1 Понятие, типы и функции переговоров
Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они становятся лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионер же таких исследований — французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер — автор первой книги, посвященной переговорам (“О способе ведения переговоров с монархами”).
В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо — на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).
Переговоры — это надежный способ достижения успеха.
Переговоры — это, прежде всего средство избежать открытого конфликта, найти оптимальное, взаимоприемлемое для всех сторон решение спорной проблемы. Мир переговоров чрезвычайно обширен. К тому же переговоры ведут люди, отличающиеся своими привычками и особенностями, спецификой характера и темперамента.
Информация о работе Переговоры как способ разрешения конфликта