План исследования социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17

II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33

III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43

Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47

Файлы: 1 файл

курсов_конфликты3.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………..2

I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4

1.1. История конфликта………………………………………………………..4

1.2. Значение  терминов «Конфликт» и «социальный  конфликт»…………..6

1.3. Сигналы социального  конфликта………………………………………...8

1.4. Конфликтующие  стороны………………………………………………...9

1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11

1.6. Типы конфликтной  ситуации………………………………………….....14

1.7. Функции социального  конфликта…………………………………….....15

1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17

 

II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19

2.1. Прогнозирование социальных  конфликтов……………………………...19

2.2. Предупреждение социальных  конфликтов……………………………....22

2.3. Динамика  социальных конфликтов……………………………………....25

2.4. Характер и выбор  стратегии…………………………………………...….31

2.5. Разрешение  социального конфликта…………………………………......33

 

III. План исследования социального конфликта…………………………..…41

3.1. Формирование  выборки и описание этапов  исследования…………......41

3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42

3.3. Обработка  и интерпретация полученных данных………………..…..…43

 

Заключение………………………………………………………………….….46

Список литературы………………………………………………………….…47

 

 

 

Введение

 

   В ХХ  веке конфликты стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. По мере развития цивилизации, роста культуры и благосостояния людей мир становится все более беспокойным. Понимание этого привело к более реалистическому взгляду на конфликты. Так как нет возможности избежать конфликтов, необходимо научиться с ними работать.

       Актуальность этой темы в том, что в современном мире идет активная

перестройка всех сфер жизни общества и большой  интерес представляет

проблема социальных конфликтов. Нарастание интереса связано  с широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый человек стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. И далее возникает конфликт. Люди должны  находить оптимальные способы улаживания своих разногласий, научиться вести переговоры, не нанося поражения друг другу. Чтобы это проходило безболезненно необходимо как можно тщательнее и подробнее изучить проблематику конфликтов.

       Целью данной работы является  рассмотрение конфликта как социально-психологического  процесса, характеризующего определенными  стадиями протекания и выполняющего  специфические функции в отношении  между людьми.

       Исходя  из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. ознакомиться  с истоками, значением, сигналами,  типами, функциями и причинами  проблематики конфликтов;

2. определить  пути разрешения социального  конфликта;

3. представить  план исследовательской части.

       Предметом работы является процесс возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Теоретическими  основами курсовой работы послужили  следующие авторы: Андреев В. И., Василюк Ф. Е., Дойч М., Еникеев М. И., Зайцев А. К., Зинченко В. П., Мещериков Б. Г., Козер Л. А., Корнелиус Х., Фейр Ш., Левин К., Леонов Н. И., Петровская Л. А., Райгородский Д. Я., Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг, Цыбульская М. В., Яхонтова Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общая характеристика понятия социальный конфликт

 

1.1. История  конфликта

 

       Духовным отцом теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона, а так же встречаются ссылки на Гегеля, где исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

       Начало современным теориям конфликта положили исследования

ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога  Г. Зиммеля, австрийского социолога  Л. Гумпловича и американских — А. Смолла и У. Самнера.

       Наиболее известен немецкий философ  и социолог Георг Зиммель (1858—1918), который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Ввел в оборот термин «социальный конфликт». Утверждал, что, можно открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такие формы - это конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения. Центральной идеей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. Считал конфликт разрешением напряженности между противоположностями. В ходе взаимной борьбы происходит сличение, сравнение. В итоге возникает идентификация людьми своих особых интересов и осознание ими противоположности интересов — это обусловливает противоборство.

       Людвиг Гумплович (1838—1910) поддерживал  гипотезу о происхождении человека  от множества независимых друг  от друга приматов. Родство и  различие по крови находят, по его мнению, соответствующее выражение в психике — чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные — межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам. Л. Гумплович изображает историю человечества как историю войн, отмечает их положительную роль в развитии общества.

       Австрийский фельдмаршал Густав  Ратценгофер (1842—1904) рассматривал  конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпловича он на первый план ставил не расовые противоречия, а различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей. Г. Ранценгофер делает попытку доказать абсолютную непримиримость и враждебность человека человеку, что является спецификой самой общественной жизни.

       Уильям Самнер (1840— 1910) привычки  и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами.

       Американский социолог Албион Вудбери Смолл (1854—1926) рассматривает конфликт как основной и универсальный общественный процесс. Он стремился доказать, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в социальное согласие. Асоциальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации». Все эти исследователи привлекли своими работами внимание к проблеме конфликта, описали некоторые его формы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтнические конфликты, сведя к ним все остальные. [10]

       Адам  Смит (1723—1790) впервые сформулировал конфликт как социальное явление в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г). Была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

       Проблема  социального конфликта также  получила обоснование в работах  К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием  для западных ученых причислить  марксистскую концепцию к числу  «конфликтных теорий». В марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.

        Свое теоретическое обоснование  проблема конфликта получила  в конце XIX - начале ХХ в. Английский  социолог Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920). [14]

 

1.2. Значение  терминов «Конфликт» и «социальный  конфликт»

 

Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно применяющийся в психологии, социологии, философии, конфликтологии и других науках, а так же обыденном сознании. В психологии под конфликтом  чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точного определения конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. [6] Если задаться целью и найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт – это столкновение чего-то с чем-то. [2]

Если конфликт разрешается неправильно или  подавляется, то возникают следующие последствия: тревога, уход, проволочки, беспомощность, смятение, одиночество, низкая производительность, вялость, затаенный гнев, развал, отрицание, отход, эскалация, поляризация, высокое АД, стресс, усталость, болезнь.

Когда же конфликт решается правильно, то это покой, веселье, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, облегчение, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, перемены, рост положительных личностных качеств, расширение взаимоотношений, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Таким образом, конфликт может быть позитивным и  негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как он разрешается. Он редко бывает застойным  – перемены возможны в любое время. Разрешение конфликта во многом зависит от уровня бдительности, т.к. он проявляется более или менее очевидными сигналами.

       Предмет конфликта — существующая  или воображаемая проблема, служащая  его основой. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

       Объект конфликта — материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма) ценность, к обладанию  или пользованию которой стремятся  оба оппонента. Чтобы стать  объектом конфликта, элемент материальной, социальной и духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

       Социальный  конфликт имеет несколько определений.  Основные из них: социальный конфликт – это:

       1)открытое  противоборство, столкновение двух  и более субъектов – участников  социального взаимодействия, причинами  которого являются несовместимые  потребности, интересы и ценности  участников конфликта;

       2)предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей – классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития;

       3)явное  или скрытое состояние противоборства  объективно расходящихся интересов,  целей и тенденций развития  социальных субъектов, прямое  или косвенное столкновение социальных  сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству;

       4)ситуация, когда  стороны (субъекты) конфликтного  взаимодействия преследуют какие-то  свои цели, которые противоречат  или взаимно исключают друг друга.

 

1.3. Сигналы социального  конфликта

 

       1) Кризис - это условный переход  между стабильными периодами.  Как сигнал он достаточно очевидный.  В ходе кризиса обычные нормы  поведения теряют силу. Человек  становится способным на крайности  – в своем воображении, а иногда и в своих действиях.

       2) Напряжение - тоже очевидный сигнал. Состояние  напряжение искажает наше восприятие  другого человека и многих  его действий. Взаимоотношения отягощаются  весом негативных установок и  предвзятых мнений. Чувства к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства.

       3) Недоразумение - делая ложные  выводы из ситуации, возникает  недоразумение. Чаще всего это  происходит из-за недостаточно  четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение связано с тем, что один из участников эмоционально напряжен. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается. [8]

       4) Инцидент -это действие или совокупность  действий участников конфликтной  ситуации, провоцирующее резкое  обострение противоречия и начало  борьбы между ними. [1] Такой сигнал чаще незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Сам по себе незначительный инцидент может, будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.

       5) Дискомфорт - это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном  случае следует прислушаться к интуиции. Может прийти в голову какой-то шаг для выхода из этого состояния. Или необходимо просто быть начеку. [8]

Информация о работе План исследования социального конфликта