План исследования социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17

II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33

III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43

Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47

Файлы: 1 файл

курсов_конфликты3.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

       Как правило, конфликты имеют  смешанные формы. Очень часто  конфликт вначале имеет одну  форму, затем переходит в другие. Особенно это характерно для затяжных конфликтов. Даже забастовка, представляя относительно чистую форму циклического конфликта с выраженными

стадиями, может  переходить в фазовую форму. Поскольку  циклическая форма конфликта  встречается чаще, рассмотрим ее подробнее.

       Р. Рамель предложил универсальную схему динамики, состоящую из пяти последовательных этапов в развитии конфликта:

      1. Латентный, который предшествует собственно столкновению. На этом этапе незаметно от внешнего наблюдения возникают различия в диспозициях, ценностях, обстоятельствах, правилах поведения, которые образуют потенциал противостояния. Возникает социальная напряженность, свидетельствующая о наличии конфликтной ситуации.

       2. Инициирующий, на котором какое-либо событие провоцирует индивидов к активным действиям.

       3. Балансирование сил. Стороны оценивают потенциальные возможности друг друга, накапливают силы, ищут решение проблемы. В результате этих действий стороны приспосабливаются к обстоятельствам и наступает четвертый этап.

       4. Баланс сил. На этом этапе предпринимаются действия для изменения обстоятельств, решения проблем, устранения противоречий. Эти изменения приводят к пятой стадии.

       5. Расколу, когда стороны вновь вступают в единоборство.

       Данный подход отвечает модели конфликтного состояния общества, которое способствует поддержанию постоянного фона социальной напряженности, когда этап нахождения решения проблемы есть по сути латентный период очередного этапа в развитии конфликта, т. е. запуск последующего конфликта.

       Для анализа индустриальных конфликтов, в частности забастовок, А. К.  Зайцев выделяет четыре стадии:

       1) Зарождение – на этой стадии многие явления имеют скрытый от внешнего наблюдения характер. Действия развиваются преимущественно на социально-психологическом уровне и носят сугубо словесный характер;

       2) Формирование - формулируются требования  сторон. Предварительное балансирование  сил происходит в форме переговоров.  Стадия завершается либо инцидентом, либо объявлением забастовки;

       3) Расцвет - это время активных действий, когда происходит полная или частичная остановка производства. Эскалация достигает своего пика, количество участников максимально. Согласование интересов осуществляется путем переговоров. Активно работает стачком, профком, согласительная комиссия;

       4) Преобразование – это стадия угасания конфликта. Она наступает либо после того, как исчерпаны ресурсы одной или обеих сторон, либо при достижении соглашения в результате переговоров. Этот этап завершается, как правило, возобновлением работы.

       Таким образом, предполагается, что  индустриальный конфликт имеет  начало и окончание. Изменение  характера конфликта, обострение  или угасание напряженности может  происходить на любом этапе.

       В динамике конфликта А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют латентный (предконфликтный) период, открытый период (собственно конфликт), латентный период (послеконфликтная ситуация).

       1. Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

       а) Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев возникновения ложного конфликта, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, действиями мотивами, стремлениями и т. п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют

длительное  время, не проявляя себя.

Одно из условий  такого перехода — осознание объективной  проблемной ситуации.

      б) Осознание объективной проблемной  ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная

ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

      в) Попытка сторон разрешить объективную проблемную ситуацию

неконфликтными  способами. Осознание противоречия не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто хотя бы одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей

стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

       г) Возникновение предконфликтной  ситуации. Конфликт воспринимается как угроза безопасности одной из сторон взаимодействия, угроза каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (это характерно для проблемной ситуации), а как непосредственная.

        Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

       2. Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием

или собственно конфликтом. Он включает: инцидент; эскалацию  конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.

       а) Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Однако часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия — интенсификация борьбы и т. д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

       б) Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

      в) Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

      г) Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и тпрекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

       3. Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

        а) Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имеющие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные

установки по отношению  друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

      б) Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

       Рассмотренные периоды и этапы  могут иметь различную длительность  по времени, поэтому в конфликте  можно выделить временной отрезок: 

       1) Дифференциация сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысла.

       2) Интеграция. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

       В конфликте, как сложном динамическом явлении, можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

      1. Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт.

       2. Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец.

       3.  Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением субъектов конфликта из всего круга его участников. Внутрисистемные связи сложны и многообразны, т. к. границы конфликта в системе зависят от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен. Внутрисистемные границы конфликта важно знать для эффективного воздействия на происходящие процессы. [10]

       Во  время активной фазы конфликта  появляется конфликтное поведение. Это действия, направленные на то, чтобы  прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее.

       Необходимым условием, признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами в качестве именно конфликтного.

       Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а эмоции стимулируют конфликтное поведение. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий.

       Вместе  с тем конфликтные действия  выполняют в известном смысле  познавательную функцию. Стороны  вступают в конфликт с некоторыми  гипотетическими, априорными картинами  своих интересов, возможностей  и т.п., намерений, ценностей другой стороны и определенными предположительными оценками среды. В ходе конфликтных действий стороны сталкиваются с самой действительностью, которая корректирует их первоначальные априорные картины. Эта коррекция приводит к более адекватному пониманию сторонами имеющейся ситуации, что, в свою очередь, обычно способствует разрешению конфликта по крайней мере в форме прекращения конфликтных действий. [11]

 

2.4. Характер  и выбор стратегии

 

Существует 3 характера  стратегии:

       1) Наступательная стратегия соперничества – предполагает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны без учета интересов другой. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. При этой стратегии применяются разные тактики: угрозы; запугивание наказаниями с условием, что они будут отменены, если другая сторона поддается уговорам; вкладывание средств в мероприятия, направленные на разрешение конфликта, без предварительной договоренности с другой стороной. Если стратегия соперничества используется при переговорах, когда надо достичь согласия, могут пускаться в ход убедительные аргументы; требования того, что далеко превосходит имеющиеся возможности; заявляется о «неизменяемости» позиции, от которой не отступят, что бы ни случилось; вводятся жесткие ограничения на сроки или характер решений вопроса.

       2) При  стратегии разрешения проблемы  прилагаются усилия, чтобы выяснить  проблемы, разделяющие стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение. При этой стратегии стороны не отказываются от своих притязаний, а пытаются примирить их с притязаниями друг друга. Для реализации этой стратегии можно использовать такие шаги, как предложение одной стороны уступок в надежде получить такие же уступки от другой стороны, выдвижение для обсуждения компромиссных условий, раскрытие своих основных интересов. На возможные компромиссы только намекают или посылают на обсуждение условий не несущих ответственности лиц, прибегают и к переговорам с черного хода, и к услугам посредников.

       3) Стратегия  уступок, при которой сторона  идет на снижение своих притязаний, не означает, однако, полной капитуляции.  Здесь уступки также могут  быть частичными.

Выбор стратегии.

       Три  основные стратегии обладают  свойством взаимозаменяемости в  том смысле, что выбор одной  из них делает выбор других  менее вероятным. Хотя иногда  приходится использовать комбинацию  этих стратегий, между собой  они не вполне совместимы по  трем причинам:

       1) Стратегии  являются альтернативными средствами  достижения одной и той же  цели – согласия с другой  стороной. Если одна из сторон  не может использовать какую-то  из них, она скорей всего  изберет другие.

      2) Стратегии  требуют определённой психологической ориентации (не совсем правильно оказывать давление на другую сторону, если это один коллектив на работе или есть желание к ней приспособиться).

Информация о работе План исследования социального конфликта