План исследования социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17

II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33

III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43

Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47

Файлы: 1 файл

курсов_конфликты3.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Пути разрешения социальных конфликтов

 

2.1. Прогнозирование социальных  конфликтов 

 

       Прогнозирование  возможных последствий своих  поступков является неотъемлемой характеристикой человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой событий собственной жизни.

       Прогнозирование  возможности возникновения и  развитие социального конфликта  дает человеку:

  • 1) представление о социальных и личностных последствиях этого конфликта, включая ресурсные затраты на участие в нем и его разрешение;
  • 2) позволяет человеку обойти, предупредить возникновение нежелательных для него конфликтов;
  • 3) регулировать его протекание, минимизируя потери и используя конструктивный потенциал.
  •       Наиболее  точно могут прогнозировать возникновение  и развитие социальных противоречий, включая конфликты, профессионалы:  конфликтологи и социологи. На  основе симптомов возникающих  противоречий и диагностики можно смоделировать возможный конфликт и составить программу действий по сведению к минимуму его негативных последствий для общества.

          Прогнозирование  социальных конфликтов как особый  вид деятельности опирается на  достаточно глубокие и систематизированные знания:

  • 1. Психологии личности;
  • 2. Социально-психологических закономерностей взаимодействия людей; 
  • 3. Социально-политических закономерностей развития общества;
  • 4. Закономерностей экономической жизни общества;
  • 5. Правовых механизмов, регулирующих общественную жизнедеятельность;
  • 6. Социальных конфликтов (их сущности, генезиса развития, классификации, причинно-следственных связей и так далее).
  • Прогнозирование конкретных социальных конфликтов обязательно  предусматривает знание максимально полного набора факторов, обусловливающих поведение всех втянутых «в орбиту» возникающего противоречия людей.

    К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:

  • 1) коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, налаживание и использование разнообразных каналов передачи информации);
  • 2) аналитические навыки (сбора и обработки многоплановой информации о ситуации и людях ее обуславливающих, моделирование ситуации и поведения людей);
  • 3) навыки психологической корреляции и самокорреляции (контроль и управление эмоционально-волевыми состояниями, оказание позитивного воздействия на окружающих и другие);
  • 4) навыки выявления, предупреждения и разрешения проблемных ситуаций (чрезвычайных, конфликтных).
  • В обычной жизни обыкновенного  человека прогнозирование представляет собой вид деятельности, который  зачастую протекает на уровне подсознания  и во многом определяется неконтролируемыми (или отчасти контролируемыми) формами  поведения, такими как условные рефлексы и привычки. Обычно поведение контролируется сознанием только в момент обучения.

    Поэтому склонность к  прогнозированию и моделированию  будущего обусловлена определенными  привычками:

  • а) привычка к рационализации своих поступков (думать прежде, чем действовать);
  • б) привычка к уменьшению разрыва между отдаленными (стратегическими) целями и ближайшими (тактическими);
  • в) привычка к соизмерению желаний и возможностей;
  • г) привычка учитывать не только свои интересы и планы, но также интересы и планы других людей;
  • д) привычка уважительно относиться к другим людям, как бы их внешний вид, образ жизни и привычки не отличались от собственных.
  •        Детерминанты  прогнозирования делятся:

      1)Внутриличностные  факторы: 

    а) знания;

    б) навыки;

    в) отношения.

    (Аналитические способности, опыт, характерологические черты, привычки, условные).

      2)Внешние факторы:

    а) доступность необходимой информации;

    б) достоверность.

    (Наличие времени для осмысления фактов и принятия решения,

    наличие/ отсутствие сильнодействующих  источников дезинформации).

           Процесс прогнозирования состоит из следующей последовательности действий:

  • 1. Выявление симптомов – некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации;
  • 2. Поиск и анализ информации – сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства;
  • 3. Моделирование:
  • а) возможных вариантов  развития событий;

    б) альтернатив своих  действий;

    в) последствий развития ситуации и своих действий.

    Цель прогнозирования  – принятие такого решения, которое  позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

  • Методы этой деятельности:
  •        1) Индуктивный  метод - выявляя и изучая многообразные  конфликты в быту, сфере досуга, спорта можно анализировать, объяснить  и прогнозировать возникновение  более сложных конфликтов;

           2) Дедуктивный метод - позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах.

     

    2.2. Предупреждение  социальных конфликтов 

     

           Такое  социальное действие как предупреждение конфликтов является положительным. Деятельность по профилактике и предупреждению конфликтов в высшей степени гуманна, гораздо более экономна в плане расходования ресурсов, по сравнению с усилиями по разрешению уже возникших социальных конфликтов.

    Предупреждение конфликтов – это деятельность по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий до начала противостояния заинтересованных в их разрешении в  свою пользу лиц. В широком смысле предупреждение конфликтов представляет собой многоплановую деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов (в первую очередь деструктивного типа).

           Предупреждением  конфликтов могут заниматься:

  • 1) субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующей стороны или пособника конфликта;
  • 2) субъекты, желающие  оказать помощь другим, предотвращая  возникновение конфликта и заранее  зная, что роль противоборствующей  стороны им не придется выполнять.

    Однако эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера.

    Субъективные  препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Такие качества как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов.

    Объективные препятствия  постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются:

           а) эти препятствия имеют социально-психологический  характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие;

           б) существуют нравственные препятствия.  Нередко, и не без основания,  конфликт рассматривается как  частное дело сторон. С позиций гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично;

           в) существуют препятствия правового  характера. Так, ущемление права  личности на самоопределение,  принуждение к выбору определенной  модели поведения (даже из лучших  побуждений), может противоречить законодательству, быть противоправным.

           Вмешательство  в конфликт возможно лишь в  случае, если он перерастает рамки  личных или групповых отношений  и становится социально опасным  (значимым).

           Деятельность  по предупреждению конфликтов разнообразна и во многом зависит от характера самого конфликта, тем не менее, существует четыре уровня, на которых эта деятельность возможна:

  • 1. макроуровень (глобальный, общецивилизационный, государственный и национальный) - создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтов на общесоциальном уровне. Безусловно, полностью исключить возникновение конфликтов за счет создания «идеальных» условий жизнедеятельности невозможно. Однако, вполне возможно создать условия для минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий и уменьшить их количество. Можно также научиться разрешать многие противоречия неконфликтным способом;
  • 2. микроуровень (формальные общности, в состав которых включены конкретные субъекты) - совершенствование и оптимизация менеджмента. Большую часть времени люди проводят в трудовых и учебных коллективах, поэтому создание условий для эффективного функционирования этих организаций предупреждает возникновение многих социальных конфликтов;
  • 3. уровень межличностных отношений субъекта - устранение социально-психологических причин конфликтов на уровне межличностных отношений;
  • 4. внутриличностный уровень - устранение или блокирование личностных причин возникновения конфликтов за счет позитивного воздействия на сознание и поведение деструктивно настроенных субъектов, включая усилия по самокоррекции. [14]
  • Важно, что конфликт присутствует только при взаимодействии сторон. Без взаимозависимости нет конфликта. Если элементы не связаны, не зависят друг от друга или от одинаковых ресурсов, то тогда не произойдет соревнования и не будет конфликта. [5]
  • 2.3. Динамика  социальных конфликтов

     

           Конфликт — это сложное динамическое  образование, имеющее свои границы,  содержание, этапы и свои формы  динамики.

        Все многообразие форм динамики конфликтов можно свести к трем основным формам.

           1. Конфликт  имеет циклический характер и проходит предсказуемую последовательность стадий. Конфликт зарождается, развивается, интенсивность единоборства достигает апогея, а затем, после принятых мер по урегулированию ситуации, постепенно или быстро напряженность спадает.

           2. Конфликт — это фазовый процесс. Взаимодействие субъектов ведет к преобразованию социальной ситуации. Меняются условия жизнедеятельности, характер и содержание общественных отношений, принципы и правила поведения личности, социальная структура и статус личности или социальных групп.

           3. Конфликт является взаимодействием двух субъектов (индивидов, социальных групп), в котором действия одной стороны являются реакцией на действия другой стороны. Эту форму диалектики конфликтов можно назвать бихевиористской, поскольку ее содержание составляет взаимодействие

    субъектов по основной формуле бихевиоризма: стимул -> реакция (S -> R). При этом действия каждой стороны направлены на то, чтобы занять позицию противоположной стороны, которая рассматривается как более привлекательная и благоприятная. Острота и характер конфликтного взаимодействия при этом определяются предметом разногласий, соотношением сил и внешними условиями (социально-политическими, организационными, социально-психологическими, пространственными и др.).

    Информация о работе План исследования социального конфликта