Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.
Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17
II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33
III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43
Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47
3) Избранные
стратегии часто создают у
противоположной стороны
В результате этих
2.5. Разрешение социального конфликта
Так как типологии конфликтов очень неоднозначны, изменчивы и непохожи, поэтому нет единой формы разрешения конфликтов.
Л. А. Козер считал, что в социальном конфликте должна быть установлена четкая договоренность между соперниками относительно его завершения. В том случае, когда не достигнуто никаких взаимных соглашений к некоторому моменту борьбы, ее окончание становится возможным лишь как следствие гибели минимум одного из противников. Это означает, что завершение конфликта содержит в себе ряд проблем, которые не свойственны конечным процессам. [7]
Американский исследователь Р. Даль выделяет три возможные
альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Т.е. конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, «приостанавливается до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение. Но гибель обеих или одной стороны не означает, что конфликт разрешен. Завершением конфликта - всякое его окончание, прекращение по любым причинам, а разрешение - положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Предпосылки конструктивного разрешения конфликта определяются в значительной мере возможностями сторон и других участников. А главной предпосылкой прекращения конфликта является устранение объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Таким образом, объектно-субъектный характер возникновения конфликта подразумевает и объектно-субъектный характер разрешения последнего.
Л. А. Петровская считает, что разрешение конфликта возможно:
1. За счет
преобразования самой
2. За счет
преобразования образов
Причем, возможно и полное, и частичное разрешение конфликта как на объективном, так и на субъективном уровне.
По мнению исследователей, чтобы
урегулировать и разрешить
1) необходимые для разрешения, институционализации и регулирования конфликта;
2) создающие возможность
самими сторонами, включенными в него;
3) способствующие конкурентному иди кооперативному разрешению конфликта.
Главные предпосылки для урегулирования конфликта:
1. Конфликтующие стороны должны
быть сами по себе
2. Каждая из конфликтующих
ущемляет их интересы.
3. Конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности. В данном случае близость нормативных систем, общность ценностей и традиций облегчает коммуникацию между участниками
конфликта и ускоряет его разрешение.
В настоящее время в рамках объектно-субъектного подхода известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное и обязательное для выполнения решение.
А. Г. Ковалев разные пути разрешения конфликтов в производственной организации сводит к педагогическому и административному решению.
1. Педагогический путь
2. Административный путь
Т. М. Данькова считает
С. Е. Аксененко выделяет два способа разрешения конфликтов:
1. самообобщение,
т. е. создание условий для
продуктивного обмена
2. вмешательство других лиц, окружающих, и прежде всего официальных. Подобный путь автор считает наиболее подходящим для использования в организаторской и педагогической работе.
А. Б. Добрович считает, что
истоком конфликта часто
Предлагает следующие прямые методы погашения конфликта:
1. Руководитель поочередно
2. Педагог или руководитель
3. Если, несмотря на указанные
меры, конфликт не утихает, педагог
или руководитель прибегает к
санкциям в отношении
4. Если это не помогает, изыскивается способ развести конфликтующих по разным классам, цехам.
Добрович считает, что прямые
методы погашения конфликта
1) Принцип «выхода чувств» заключается в том, чтобы дать человеку беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, и тогда они сами собой постепенно сменяются положительными; после «выхода чувств» человек легче принимает разумные доводы педагога.
2) Принцип «эмоционального
3) Принцип «авторитетного
4) Принцип «обнажения агрессии» заключается в том, что психолог или педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу, побуждает их ссориться в его присутствии и, дав им выговориться, продолжает «работу» с ними.
5) Принцип «принудительного
уменьшить накал борьбы.
6) Принцип «обмена позиций». Побудить конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Этот прием, по мнению А. Б. Добровича, обладает универсальной эффективностью и уместен при разрешении конфликтов любого типа.
7) Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих заключается
в разборе ссоры, в показе недобросовестности аргументации, мелочности и непринципиальности причин конфликта. Необходимо показать конфликтующим, что в ценностях более высокого порядка они едины, а не враждебны.
Кроме вышеперечисленных
В. М. Афонькова считает, что
на высоких стадиях развития
коллектива возможна
1. Прямым — метод «взрыва» по А. С. Макаренко, индивидуальная и групповая беседы, коллективное решение, коллективная терапия, компромисс.
2. Косвенным (педагогический
Автор формулирует критерии успешного разрешения конфликтов:
1) прекращение реального
2) устранение травмирующих
3) достижение цели одной из
конфликтующих сторон в
4) изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности);
5) наличие навыка активного
ситуациях в будущем.
Посредническая (медиаторская) деятельность по разрешению конфликтов — новая психологическая реальность. Серьезно этот вопрос рассматривается в работах Н. В. Гришиной. Она считает, что в отечественной практике к «естественным» посредникам можно отнести руководителей и учителей, социологов и психологов, занятых практической деятельностью.
Автор отмечает, что успешность
обучения посредничеству
1) Уяснением специфической
2) Возможностями посредника
Посредник должен уметь
Дж. Макграта выдвигает три основные разнонаправленные «силы», влияющие на поведение каждого из участников и преследующие цели:
1. отстоять позицию, которую
2. найти согласие с
3. выработать такое решение, которое было бы оценено как качественное и конструктивное посредником, представляющим ту социальную общность, в которую «вписан» конфликт.
Сам же посредник является объектом действия двух «сил», ставящих различные цели:
1) привести участников переговоров к той позиции, которая будет одобрена стоящей за ним социальной системой;
2) способствовать достижению
Осгуд предложил метод ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), который применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных.
Метод включает следующие
1. Делать искренние публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет снизить напряжение и остановить эскалацию конфликта.
2. Объяснять, что примирительные
шаги обязательно будут
3. Выполнять обещанное.
4. Побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний.
5. Уступки должны осуществляться
в течение достаточно
Но сделанные уступки не должны приводить к увеличению беззащитности и уязвимости стороны, их осуществляющей.
Разрешение конфликта — это
достижение соглашения по
осознание участниками
конфликта может послужить
Основной акцент в успешности
разрешения конфликта
Ситуация общения — это