Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.
Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17
II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33
III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43
Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что прогнозирование и предупреждение конфликта – это важное составляющее работы над собой человека. Это повышает его личностные характеристики, следовательно, помогает управлять динамикой событий собственной жизни. А так же социальный конфликт имеет свою цикличность в зарождении, разгаре и затухании. Способность определять этап протекания конфликта, формирует дальнейший выбор стратегии людей.
III. План исследования социального конфликта
Цель: провести исследование, направленное на определение различий поведения в конфликтных ситуациях и на выбор стратегии поведения в конфликте между мужчинами и женщинами.
Характеристика и выборка: исследование проводилось в первичном трудовом коллективе - ООО "XXX", состоящем из 52 человека, из них 27 женщин и 25 мужчин. В исследовании приняло участие 40 человек (20 женщин и 20 мужчин).
Возрастной состав членов коллектива: от 30 до 45 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Гипотеза: представим, что не существует значимых различий между мужчинами и женщинами в уровне агрессивности, коммуникативном контроле и предрасположенности личности к конфликтному поведению, что в свою очередь оказывает влияние поведение в конфликтных ситуациях и на выбор стратегии в конфликте.
Для исследования были применены следующие методы:
1)Личностный опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций, разработанный А. Бассом и А. Дарки;
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
2)Методы математической обработки.
1) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К Томаса. Адаптация Н.В. Гришиной.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на разрешение конфликтов и на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
2) Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басс и А. Дарки.
Адаптация А. К. Осницкого
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
1. Использование
физической силы против
2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – вербальная агрессия.
3. Использование
окольным путем направленных
против других лиц сплетен,
шуток и проявление
4. Оппозиционная
форма поведения, направленная
обычно против авторитета и
руководства, которая может
5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - раздражение.
6. Склонность
к недоверию и осторожному
отношению к людям,
7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.
8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно - аутоагрессия или чувство вины.
3) Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций.
1) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Подсчитывается количество баллов по каждой шкале, которые дают представление у индивида тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум - 0 баллов, максимум - 12 баллов).
2) Личностный опросник для диагностики агрессивных и враждебных реакций, разработанный А. Бассом и А. Дарки.
Номера вопросов со знаком
«-» регистрируются как «+»
и наоборот. Сумма баллов, умноженная
на коэффициент, указанный в
скобках при каждом параметре
агрессивности, позволяет
Суммарные показатели: (ォ1サ + ォ2サ + ォ3サ) : 3 = ИА - индекс агрессивности;
(ォ6サ + ォ7サ) : 2 = ИВ — индекс враждебности.
3)Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
По одному баллу начисляется за ответ «Н» на1,5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывается сумму баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль (поведение устойчиво);
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль (искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях);
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль (гибкая реакция на изменение ситуации).[12]
На основе вышесказанного можно подвести итоги подсчетов и выявить предрасположенность к конфликтному поведению, вычислить индекс агрессивности и враждебности, а так же выявить уровень самоконтроля в общении. После чего можно принять или опровергнуть гипотезу.
Заключение
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблеме возникновения и разрешения социального конфликта. Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Проблемы конфликта уносятся в 500-400гг. до н.э. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У любого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных особенностей. Способность прогнозировать и предупреждать социальные конфликты, формирует дальнейший выбор стратегии людей.
Конфликты пронизывают все
Дальнейшая разработка исследований социальных конфликтов возможна в направлении разрешений конфликта на разных этапах его динамики.
Список литературы:
1.Андреев В. И. /Саморазвитие культуры разрешения конфликтов //Хрестоматия по социальной психологии. Уч. пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с. (с. 75 - 87)
2.Василюк Ф. Е. /Конфликт //Хрестоматия. Психология конфликта. /Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. (с. 275 - 277)
3.Дойч М. /Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования //Хрестоматия. Психология конфликта. /Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. (с. 173 - 174)
4.Еникеев М. И. /Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. – 624 с.
5.Зайцев А. К. /Социальный конфликт. Изд. 2-е. М.: Academia, 2001. – 464 с.
6.Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. /Психологический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 479 с.
7.Козер Л. А. /Завершение конфликта //Хрестоматия. Психология конфликта. /Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. (с. 48 - 59)
8.Корнелиус Х., Фейр Ш. /Обращение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) //Хрестоматия по социальной психологии. Уч. пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с. (с. 54 - 75)
9.Левин К. /Типы конфликтов //Хрестоматия. Психология конфликта. /Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. (с. 113 - 118)
10.Леонов Н. И. /Конфликтология: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО ォМОДЭКサ, 2006. — 232 с.
11.Петровская Л. А. /О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Социальная психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с. (116 - 126)
12.Райгородский Д. Я. /Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. – 672 с.
13.Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг /Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с.
14.Цыбульская М. В., Яхонтова E. C. /«Конфликтология». Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2004. – 100 с.