План исследования социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;
2. определить пути разрешения социального конфликта;
3. представить план исследовательской части.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
I. Общая характеристика понятия социальный конфликт…………………..4
1.1. История конфликта………………………………………………………..4
1.2. Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»…………..6
1.3. Сигналы социального конфликта………………………………………...8
1.4. Конфликтующие стороны………………………………………………...9
1.5. Типы конфликтов………………………………………………………....11
1.6. Типы конфликтной ситуации………………………………………….....14
1.7. Функции социального конфликта…………………………………….....15
1.8. Причины социальных конфликтов…………………………………...….17

II. Пути разрешения социальных конфликтов……………………………….19
2.1. Прогнозирование социальных конфликтов……………………………...19
2.2. Предупреждение социальных конфликтов……………………………....22
2.3. Динамика социальных конфликтов……………………………………....25
2.4. Характер и выбор стратегии…………………………………………...….31
2.5. Разрешение социального конфликта…………………………………......33

III. План исследования социального конфликта…………………………..…41
3.1. Формирование выборки и описание этапов исследования…………......41
3.2.Описание используемых методов и методик……………………..……...42
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных………………..…..…43

Заключение………………………………………………………………….….46
Список литературы………………………………………………………….…47

Файлы: 1 файл

курсов_конфликты3.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

1.4. Конфликтующие  стороны

 

      «Участник»  – это субъект  (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.

     «Противник»  - это субъект (лицо, группа, организация,  государство), который придерживается  противоположной точки зрения  по отношению к основной, исходной.

     «Оппонент» - это участник дискуссии-спора,  имеющий точку зрения, взгляды,  убеждения, аргументы, которые  противоположны, отличны от основных, исходных.

      «Конфликтный человек» – это  человек, который чаще других  создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.

      «Сильный оппонент» – это оппонент, который имеет более высокий  уровень знаний, умений, способностей  и личностных качеств в сравнении  с другими участниками спора,  переговоров, разрешения конфликта. [1]

      Среди участников конфликта различают три поведенческих типа:

       1) Деструктивный - всецело поглощен  своими интересами и с целью  их реализации идет на постоянное  усугубление конфликта. Лицам  такого типа свойственна постоянная  оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны;

       2) Конформный - склонен к безоговорочным  уступкам, побуждая другую сторону  к наращиванию агрессивного поведения;

       3) Конструктивный - стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений. [4]

 

Типология участников конфликта  по степени вовлеченности и влияния  на развитие конфликта:

       1) противоборствующие стороны - непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить свои интересы. Их цели объективно или субъективно не совпадают;

       2) подстрекатели, пособники, организаторы - вносят косвенный вклад в развитие конфликта. В период его нарастания могут стать первичными. Не стремятся быть замешанными в конфликте непосредственно.

       3) посредники, судьи - предпринимают усилия по завершению конфликта. Заинтересованы в успешном разрешении конфликта. [14]

 

 

 

 

1.5. Типы  конфликтов

 

Известны различные  классификации конфликтов:

       1) Внутриличностный конфликт - участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. 
       2) Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. 
       3) Межгрупповой - организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты сопровождаются: 
а) Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение. 
б) Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». 
       4) Между личностью и группой - неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.        
       5) Социальный конфликт - это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

     Три ключевых  момента в имеющихся определениях  конфликта:

       а)  предельный случай обострения  социальных противоречий, явное  или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия;

       б)  социальный конфликт выражается  в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

       в)  противодействующие стороны преследуют  свои различные, противоположные  цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

       Социальный  конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.

Возможны и такие  классификации конфликтов:

       1)по  горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении  друг у друга);

       2)по вертикали  (между людьми, находящимися в  подчинении друг у друга);

       3)смешанные (в  которых представлены и те и другие).

Шесть типов конфликтов по Г. Бисно:

       1) Конфликты интересов - характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.

       2) Вынужденные  конфликты - намеренно создаваемые  конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.

       3) Ложно соотнесенные  – запутанные несоответствием  характеристик поведения участников, содержания и причин.

       4) Иллюзорные конфликты - основанные на неправильном восприятии или непонимании.

       5) Замещенные конфликты - в них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.

       6) Экспрессивные конфликты - характеризуются  желанием выразить враждебность, антагонизм.

Шесть типов конфликтов по М Дойч:

       1)Подлинный конфликт  – столкновение интересов существует  объективно, осознается участниками  и не зависит от какого-либо  изменяемого фактора; 

       2)Случайный или  условный конфликт – в его  основе случайные, легко поддающиеся  изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

       3)Смещенный конфликт  – воспринимаемые причины конфликта  лишь косвенно связаны с его  объективными базовыми причинами; 

       4)Неверно приписанный  конфликт – либо непреднамеренно,  либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

       5)Латентный конфликт  – в силу объективных причин  конфликт должен иметь место,  но не актуализируется; 

       6)Ложный конфликт  – у него нет объективных  оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Три типа конфликта по Р. Фишеру:

       1)Экономический  конфликт – строится на мотивах  обладания ограниченными ресурсами,  включая территорию, и является  одной из форм реального конфликта;

       2)Конфликт  ценностей – формируется вокруг  несовместимых предпочтений, принципов,  в которые верят люди и которые  соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

       3)Силовой  конфликт – когда одна сторона  стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Два типа конфликта по Дж. Хаймсу, основным критерием которой  является широта вовлеченных масс и  степень воздействия на общество:

       1)Частные  конфликты – в них государство  или правительство не занимают главных ролей:

а) войны банд;

б) межрелигиозные;

в) межэтнические;

д) межплеменные;

е) межрегиональные столкновения;

ж) конфликт работников с  управляющими.

       2)Гражданское  неповиновение: 

а) беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

б) тайный сговор;

в) внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

г) социальный контроль –  действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

д) война. [14]

 

1.6. Типы  конфликтной ситуации

 

       Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно можно выделить три типа конфликтной ситуации:

       1)Человек находится между двумя  положительными валентностями  (от лат. valens — имеющий силу) примерно равной величины. Этот тип конфликтной ситуации решается относительно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека. Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.

       2)Человек находится между двумя  приблизительно равными отрицательными  валентностями.

       3)Один из двух  векторов поля идет от положительной,  а другой от отрицательной  валентности. В этом случает  конфликт возникает тогда, когда  положительная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте. [9]

 

1.7. Функции  социального конфликта

 

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта  в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

       М. Дойч считал, что у конфликта  плохая репутация из-за того, что  он ассоциируется с психопатологией,  социальными беспорядками и войнами.  Но он является источником  личностных и социальных изменений.  Конфликт – это средство, с  помощью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. [3]

Понятие «патология» имеет смысл лишь в связи с понятием «норма» и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

       1)Конструктивные (позитивные) функции конфликта:

а) функция разрядки напряженности  между антагонистами, «выхлопного  клапана»;

б) «коммуникативно-информационная»  и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут  проверить друг друга и сблизиться;

в) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

г) функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

д) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных  интересов, возможностей их научного анализа  и определения необходимых изменений;

е) оказания содействия в  переоценке прежних ценностей и  норм;

ж) оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной  единицы.

       2)Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей:

а) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести  кадров, снижение производительности труда;

б) уменьшение степени  сотрудничества в будущем, нарушение  системы коммуникаций;

в) абсолютная преданность  своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

г) представление о  другой стороне как о враге, о  своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как  об отрицательных;

д) сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

е) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

ж) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

з) возможность подготовки к новому витку конфликта;

и) закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

       1) отсутствие  четких критериев различий конструктивных  и деструктивных конфликтов. Грань  между конструктивными и деструктивными  функциями иногда теряет свою  однозначность, когда дело доходит  до оценки последствий конкретного  конфликта; 

       2) подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

       3) степень  конструктивности и деструктивности  конкретного конфликта может  меняться на различных стадиях  его развития;

       4) следует  учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. [14]

 

1.8. Причины социальных конфликтов

 

       Наиболее  общими причинами социальных  конфликтов являются:

1) разное или абсолютно  противоположное восприятие людьми  целей, ценностей, интересов и  поведения; 

2) неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

3) разлад между ожиданиями  и поступками людей; 

4) недоразумения, логические  ошибки и вообще семантические  трудности в процессе коммуникации;

5) недостаток и некачественность информации;

6) несовершенство человеческой  психики, несоответствие между  реальностью и представлениями  о ней. 

7) несовместимость претензий  сторон из-за ограниченности возможностей  их удовлетворения. [14]

 

       На основе вышесказанного можно сказать, что истоки проблемы конфликта уносятся в 500-400гг. до н.э., классификация конфликтов разнообразна. Свои варианты предложили Г. Бисно, М. Дойч, Р. Фишер, Дж. Хаймс и многие другие. Функции конфликта имеют свои негативные и позитивные стороны, что может направить человека на развитие положительных личных качеств.

Информация о работе План исследования социального конфликта