Подростковый возраст – его проблемы, кризисные проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражения в работах Г.М.Андреева, В.В.Занкова, А.П.Кологина. Мы предполагаем на основе изученного материала составить рекомендации по построению работы с подростками, для благополучного протекания кризисного периода.
Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, средств, её предотвращения, обуславливает актуальность настоящей работы. В связи с этим возникает необходимость в решении следующих задач:
Описание особенностей физического, психологического и личностного развития подростка.
Изучение проблемы агрессивности и её решения в психологической науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1: Исследование критических возрастов в отечественной психологии……………………………………………………………………..5
1.1 Психологический смысл критических возрастов……………………….16
1.2 Психологические особенности развития в кризисные годы……………25
1.3 Психологические особенности личности учащихся и социальное созревание подростков………………………………………………………..32
Глава 2: Изучение агрессии в подростковом возрасте……………………...36
2.1 База и методы исследования……………………………………………...37
2.2 Диагностика агрессии…………………………………………………….38
2.3 Определение самооценки…………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 3курс.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Например: В человеческой культуре существуют представления о самостоятельности, а в европейской культуре – и особая ценность самостоятельности. Каким образом эту идеальную форму открывает для себя ребёнок? Самостоятельность сама по себе, как идея, возникает у человека весьма поздно. В детстве же ребёнку откроются некоторые действия, которые будут окружающими, а затем и им самим квалифицированы как самостоятельные. Но ведь это всегда чьи-то действия. Их кто-то выполняет. И поначалу не самостоятельность сама по себе, а действие конкретного человека, неразрывно связанное с особенностями данного человека, часто вместе с его внешностью и привычками, – всё это станет для ребёнка идеей самостоятельности. Причём на первом плане окажутся наиболее заметные внешние признаки: возможно, это будет манера разговаривать или мимика. Действуя по логике идеальной формы, ребёнок поначалу будет полностью копировать, того, кого считает самостоятельным. Для него пока ещё нет содержания самостоятельности, есть только конкретное самостоятельное действие данного человека.

Нераздельность формы и содержания действия на этом этапе заставляет предположить, что здесь мы имеем дело с мифологизацией представлений ребёнка о перспективе его развития (например, быть в школе значит уже и быть школьником). Идеальная форма представляется ребёнку в наиболее полном и нерасчленённом виде.

Поступая в школу, дети ориентированы на школьную атрибутику, они подчеркнуто, внимательны к форме отношений с учителем. Они копируют его во всём, включая манеру говорить и двигаться. Но при всей внешней «правильности» поведения, стремление в школу базируется на неспецифических игровых и социальных мотивах. Желая идти в школу, ребёнок ориентируется на внешние социальные аспекты школьной действительности, пытаясь при этом сохранить дошкольный тип жизни.

Различные описания поведения ребёнка в этот период дают возможность говорить о своеобразном ролевом поведении, но подчас ребёнок играет роль «из другой пьесы». Одновременно ребёнок, этим новым поведением «опробует» и старые привычные ситуации, например, детско-родительские отношения. Именно это опробование и оказывается основой трудновоспитуемости.

Далее наступает этап конфликта. Конфликт рассматривается как необходимое условие нормального развития в кризисе. Конфликт позволяет ребёнку и окружающим его взрослым предельно обнажать собственные позиции. Позитивный смысл конфликта состоит в том, что на этом этапе для самого ребёнка раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной (идеализированной) формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной (идеализированной) формы остаются внешние ограничители – «старые» формы жизни, формы взаимоотношений - конфликт создаёт условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющим свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью, неумением, неспособностями самого ребёнка.

Если ребёнок получает требуемое сразу же без возражений, требование может возрасти, доходя до абсурдного. Как только родители отказываются предоставить требуемое (как правило, разрешить нечто ранее запрещавшееся), возникает конфликт. При этом возникает стойкое впечатление, что суть конфликта не в отказе, а в конфликте самом по себе. (Аналогичное по внешней форме поведения обнаружено и у трёхлетних детей.) Характерно, что если отказа нет, это так же может привести к эмоциональной бурной реакции. Ребёнок как бы ищет конфликта, ищет ситуации отказа. Если рассмотреть требования ребёнка как форму пробы своего нового «взрослого» образа, становится понятной такая настойчивость. Пока требуемое представляется без ограничений, нет остановки действия, стало быть, нет пробы для действующего.

Именно в фазе конфликта происходит обнаружение ребёнком нового «жизненного значения», которое обеспечивает завершение процесса формирования произвольности.

Но прежде чем собственно критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия собственных способностей и должно возникнуть новообразование кризиса.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития.

В этой фазе завершается переход реальное – идеальное, принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы, (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая идеальная, а не идеализированная форма, не формальная, а полноценная.

При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и как следствие – ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде. Так, у детей, поступающих в школу в шесть лет и обучающихся в условиях жёсткой регламентации школьной жизни, отмечается ранняя потеря интереса к учению и возникновению школьных трудностей.

Данная теоретическая структура кризиса может стать и основой для планирования экспериментального исследования симптоматики кризиса, психологического содержания развития, т.е. прослеживание во времени основных фаз  и этапов кризиса, может стать условием верификации гипотезы о его логической структуре.

Таким образом, предполагается, что исследование критического возраста должно строится как лонгитюдное. Методы исследования, по–видимому, должны представлять собой соединение идеографического метода с анализом целостной ситуации действования.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психологические особенности личности учащихся и социальное созревание подростков

Характерной чертой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе. Обзор исследований подросткового возраста, в частности описаний клинической картины возраста, заставляет обратить особое внимание на аспекты психологии подростка, связанные с целеполаганием, с представлением о будущем, с реорганизацией психологического времени взрослеющего ребёнка.

Эти данные должны быть поняты в общей логике развития, не как изолированные эмпирические факты, а как внешняя картина внутренних, глубинных изменений, происходящих с ребёнком при переходе к подростковому возрасту.

Сложность и неоднозначность исследования перехода от младшего школьного к подростковому возрасту очевидна. С одной стороны, это переходный, критический возраст, с другой – переход осуществляется к неопределённости подростничества, поэтому позитивные характеристики возрастного перехода и подросткового возраста оказываются ни менее изученными. В этой логике особый смысл приобретают указания на изменение картины мира подростка, в частности, на появление у него нового видения себя во времени. Но, по Выготскому, новый возраст связан с возникновением новой социальной ситуации развития, с новым переживанием, с новым взглядом на окружающую ребёнка действительность, с появлением нового отношения. Процесс развития личности у подростков продолжается в школе и в проффесионально-технических училищах и именно в этих учреждениях ведётся наблюдение за ними и их воспитанием. Степень участия школы в процессе социализации детей значительно колеблется в зависимости от профессионального уровня учителей. Потенциально школа может играть в этом деле очень важную роль, особенно в случаях патологических, когда ей приходится исправлять ошибку, допущенную семьёй. Школа, как правило, более отчётливо выявляет влияние социальных отклонений у детей, особенно тогда, когда родители склонны скрывать их, если же в раннем возрасте можно откорректировать неправильное поведение или высказывания, то в более позднем нередко приходится сожалеть, что упущено время эффективного воспитания. Сильное влияние на формирование личности и поведения у подростков оказывает группа сверстников и их лидеров, представляющая собой особую социальную среду. Деятельность таких групп пока не стала предметом пристального изучения и трудно поддаётся контролю взрослых, семьи. Отношения со сверстниками – важный и нормальный компонент процесса социализации детей подросткового возраста.

Однако они могут попасть в группы сверстников с отклонениями в поведении, несовместном с социально-приемлемыми нормами. Вероятность этого находится в прямой зависимости от степени отношений в семье и школе, где их самооценка и самоуважение находят поддержку. По мере того как дети рассматриваемой возрастной группы проводят всё больше времени вне семьи и школы, оптимальная организация их досуга становится всё более важной социальной необходимостью. Биологический ритм включает кроме активной фазы повышенного расхода энергии фазу релаксации (расслабление), во время которой происходит восстановление запаса сил. Фаза релаксации должна включать умственную, эмоциональную и физическую разрядку. Это дают, например искусственные мероприятия, занятия искусством, физические упражнения, спорт. Досуг подростков необходимо заполнить таким образом, что бы это не только приносило личное удовлетворение, но и было социально полезным.

Социальное созревание в подростковом возрасте сопряжено с переходом от юридического статуса ребёнка к статусу взрослого человека, к вступлению в ряды работающих людей и со сложным комплексом отношения к другим людям, к нормам, поведения и тем требованиям, которые предъявляются к подросткам. Этот процесс оценки роли человека и норм поведения, усвоение морали и правильного - принятого большинством восприятия окружающего мира, приходит не просто. В этот период ребёнок усваивает, как он должен действовать в качестве члена общества и каким образом сосуществовать с другими его представителями, отстаивать своё мнение и подчиняться. Нарушение в процессе социализации могут привести к отклонениям. Если, например, подросток не получит правильные и откровенные ответы на интересующие его вопросы от родителей, учителей, его мнение сформирует улица, сверстники - и нередко, в искажённом представлении. Пожалуй, ни одна из групп населения не отличается такой психо-эмоциональной неустойчивостью, как подростки. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков и немотивированной жестокости. Подростковый период – это период, в котором наблюдаются значительные вариации в развитии как индивидуумов одного возраста, так и одного и того же индивидуума. Большое влияние на эту динамику оказываю семья, общество и другие социальные факторы. Начало и продолжительность подросткового периода различаются в разных странах в зависимости от следующих социальных факторов:

    1. Степени развития общества что, в частности, влияет на возраст достижения половой зрелости, наличие жилья и материальных условий, средний возраст получения образования, стиль и уровень жизни;
    2. Официальных положений касающихся возраста совершеннолетия, минимального возраста вступления в брак, обязательного обучения в школе, уровня участия родителей в воспитании молодёжи, получения прав гражданства;
    3. Культурных особенностей общества и его норм, обычаев, требований по отношению к подростку и других социальных, этнических, исторических, религиозных аспектов.

Основополагающее значение в подготовке ребёнка к будущей жизни в обществе имеет семья. Именно здесь на ранних этапах своей жизни ребёнок усваивает язык, обычаи, нормы поведения, моральные устои и учится самооценке и оценке людей. Семья влияет в значительной степени не только на содержание, но и на форму процесса социализации, являя собой, соответствующие образцы поведения для подражания. В дальнейшем родители в меньшей степени могут контролировать социальное окружение своих детей, которые пытаются искать нормы поведения, отличные от тех, что установились в семье. Граница между приемлемым и неприемлемым социальным поведением (отклонением) со временем определяется всё труднее, особенно при отсутствии понимания в семье. В некоторых случаях они вообще живут своей жизнью или добровольно и навсегда покидают семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение агрессии в подростковом возрасте.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сменившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период – онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребёнка, дисгармоничность в развитии личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протекающий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов возрастает самостоятельность ребёнка, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  База и методы  исследования

В качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 6-го «А» класса средней школы №30 г. Черемхово.

Всего в количестве 25 человек, 13 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 11-12 лет. Исследования проводились в равных условиях, в привычной обстановке.

Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является «сборным», то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

Информация о работе Подростковый возраст – его проблемы, кризисные проявления