Подростковый возраст – его проблемы, кризисные проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражения в работах Г.М.Андреева, В.В.Занкова, А.П.Кологина. Мы предполагаем на основе изученного материала составить рекомендации по построению работы с подростками, для благополучного протекания кризисного периода.
Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, средств, её предотвращения, обуславливает актуальность настоящей работы. В связи с этим возникает необходимость в решении следующих задач:
Описание особенностей физического, психологического и личностного развития подростка.
Изучение проблемы агрессивности и её решения в психологической науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1: Исследование критических возрастов в отечественной психологии……………………………………………………………………..5
1.1 Психологический смысл критических возрастов……………………….16
1.2 Психологические особенности развития в кризисные годы……………25
1.3 Психологические особенности личности учащихся и социальное созревание подростков………………………………………………………..32
Глава 2: Изучение агрессии в подростковом возрасте……………………...36
2.1 База и методы исследования……………………………………………...37
2.2 Диагностика агрессии…………………………………………………….38
2.3 Определение самооценки…………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 3курс.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

В качестве экспериментальной группы «В» были выбраны учащиеся 6-го «Б» класса школы №30, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25 человек, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей11-12 лет. Дети данного коллектива обучаются вместе с первого класса.

В ходе исследований были использованы методики: «Фрейбургская анкета», комплекс диагностических методик по самооценке.

Исходя из гипотезы, исследование было проведено следующим образом:

1 этап – изучение проявления агрессии и негативной самооценки как следствие кризисного развития подростка.

2 этап – анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика агрессии

Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности мы в ходе исследования применяли «Фрейбургскую анкету агрессивности».

 

ФРЕЙБУРГСКАЯ АНКЕТА

Ф.И.О______________________________________________________

Пол________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________

Место работы родителей______________________________________

___________________________________________________________

 

Инструкция к этой анкете предлагает обвести кружком «да», если этот ответ на соответствующий вопрос имеет к подростку отношение, и «нет», если вопрос его не касается.

Анкета содержит следующие вопросы:

 

 

1.Я знаю, что ребята за моей  спиной говорят обо мне плохо

да

нет

2.Я редко даю сдачу, когда меня  бьют

да

нет

3.Я быстро теряю самообладание, однако так же быстро успокаиваюсь

да

нет

4.Если мне при размене денег  дали на один рубль больше  и если я его беру, то позднее  меня мучают сильные угрызения  совести

да

нет

5.Я могу так рассвирепеть, что  буду, например, бить всё подряд

да

нет

6.Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других

да

нет

7.Если по отношению ко мне  кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего  наказания

да

нет

8.Я веру в то, что за зло  можно отплатить добром, и в  соответствии с этим и действую

да

нет

9. Если грубо обращаться к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании

да

нет

10.У меня иной раз бывают  трудности с родителями

да

нет

11.Собака, которая не слушается, заслуживает  удара

да

нет

12.С ребятами, которые любезнее, чем  я мог ожидать, я держусь осторожно

да

нет

13.Если я должен для защиты  своих прав применить физическую  силу, то я так и делаю

да

нет

14.У меня часто бывают разногласия  с другими

да

нет

15.Мне кажется, что большая часть  дурных поступков однажды будет  наказана

да

нет

16.Когда я разъяренный, я охотно освобождаются от этого состояния во время физической работы

да

нет

17.Раньше я иногда очень охотно  мучил других, например, выворачивал  руки, дёргал за волосы и т.д.

да

нет

18.Иногда я себе представляю, какие  ужасы должны были бы произойти с теми, кто ко мне несправедлив

да

нет

19.Я могу припомнить, что однажды  был так рассержен, что взял  первую оказавшуюся под рукой  вещь и разорвал её или разбил 

да

нет


 

 

Одновременно в процессе работы мы применяли специальный тест склонности к риску, построенный К.Левитиным в форме личностного опросника.

На каждый вопрос опросника здесь можно дать один из пяти вариантов ответа, каждый из которых оценивается в баллах:

5 – Да;

4 – Скорее да, чем нет;

3 – Трудно сказать, как бы  поступил;

2 – Скорее нет, чем да;

1 – Нет.

Обработка результатов Фрейбургской анкеты (Группа А) показала: уровень физической агрессии у 35%, косвенной агрессии у 20%

35% - большая склонность к словесной  и физической агрессии;

15% - чужды агрессивности;

50 % - имеют заряд агрессивности, но пытаются его контролировать.

Вместе с тем название методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя выявить агрессивные тенденции, но истолкование полученных данных требует как положительного теоретического анализа, так и создание специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подростковой агрессивности.

Одной из причин агрессивности как проявления кризисного развития, мы видим и характер самооценки ребёнка. От характера самооценки зависит уровень поведения в обществе и самоактуализации. А в случае завышенной самооценки, подросток ведёт себя агрессивно.

 

 

 

 

 

 

2.3 Определение самооценки

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо – С.Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и другие).

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребёнку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твоё место среди всех людей мира по состоянию здоровья?»

На примере оценки качества «здоровье» ребёнок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

   

высокое

     
     
     
     
     
     
     
     
     
   

низкое


Опросный лист №2

Методика самооценки качеств личности

(м. Т.Дембо – С.Рубинштейн)

 

               

Сообразительность

                     

Доброта

     

Честность

           

Трудолюбие

     

Щедрость

     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                                     

 

 

Дата заполнения_________________________________

Класс__________________________________________

Имя____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» - со средним баллом 4-5; «Низкий» - со средним баллом 0-2,5, опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ни чем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы – в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а так же проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребёнком.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений школьников данных экспериментальных групп заметили, что:

    • В экспериментальной группе «А» были выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией. Так же в данной группе наблюдаются явления «неразделённой любви»: в большинстве случаев мальчики выбирают девочек. Следует отметить так же, что в группе девочек существует один «отверженный» - это член группы номер восемь, а в группе мальчиков их несколько больше – это члены группы под номерами 3,17,10,23;
    • В экспериментальной группе «В» отношения завязаны на первой и второй статусных категориях; выявлены взаимосвязи в группах мальчиком и девочек, одна из них определяется как взаимная симпатия (причём мальчик и девочка относятся к разным статусным категориям), так же в группе наблюдаются явления «неразделённой любви»; как в группе девочек, так и в группе мальчиков существуют свои «отверженные» - это члены группы под номерами 2,3,9,10

 

 

 

 Результаты проведения представленной  методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

    • В экспериментальной группе «А» (приложение 1.) из общего количества детей:

28% имеют высокий уровень самооценки;

56% имеют средний уровень самооценки;

16% имеют низкий уровень самооценки;

    • В экспериментальной группе «В» (приложение 2) из общего количества детей:

36% имеют высокий уровень самооценки;

52% имеют средний уровень самооценки;

12% имеют низкий уровень самооценки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ проблем агрессивности как определённого личностного отклонения и особенностей его проявления показал наличие принципиально теоретических подходов, это серьёзно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности подростков и выработки действенных средств её предотвращения и нивелирования. Наиболее продуктивным является подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведении детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами. Причины появления агрессивности в среде подростков объясняются тем, что подросток стремится завоевать признание, новую социальную роль, встречая противодействия взрослых. Всё это ведёт к появлению «зоны отчуждения» психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.  Материалы проведённого исследования, показали, влияние на уровень и характер агрессивности социального окружения семьи, и тех взаимоотношений, которые в ней доминируют. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности, его темперамент. У детей холерического типа темперамента чаще проявляется вспыльчивость, неумение сдержать себя.

Агрессия вызывается также необходимостью защищать себя или удовлетворять свои потребности в ситуации, когда подросток не видит другого выхода кроме драки или силовых угроз.

Включение таких подростков в социально значимую деятельность побуждает их пересматривать своё поведение, отношение к людям, создавая предпосылки для нормального личностного развития, нивелируя проявления агрессивности.

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Ануфриева А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей».1992 г.
  2. Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками» - С. Петербург, издательский дом «Питер».1999 г.
  3. Алакепов Р.М. «Учителям и родителям о психологии подростка». Москва 1990 г.
  4. Годфруа Ж. «Что такое психология?» Москва «Мир» 1992 г.
  5. Дейноу Ш «Как пережить опасный возраст ваших детей» 1995 г.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция исправление недостатков 2-ое издание М-1994 г.
  7. Кле М. Психология подростка 1994 г.
  8. Колесов Д.В, Мятков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка 1986 г.
  9. Лебединский К.С. - «подростки с нарушениями в аффективной сфере» 1988 г.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М., 1996 г.
  11. Поливанова Н.А. «Психология возрастных кризисов» Москва 2002 г. Ремшмидт Х.  Подростковый и юношеский возраст. Москва 1994 г.
  12. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Учебное пособие. М. 2003 г.
  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С-Петербург 2000 г.
  14. Семенюк Н.В. Основы профилактики агрессивного поведения у подростков. Москва 1995 г.
  15. Формирование личности старшеклассников, под редакцией Дубровиной И.В. 1992 г.
  16. Формирование личности в переходный период. Учебное пособие Ростов на Дону 1998 г.
  17. Энциклопедия психологических тестов.

Информация о работе Подростковый возраст – его проблемы, кризисные проявления