Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать использование подвижной игры в развитии памяти старших дошкольников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2. Охарактеризовать подвижную игру как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Введение ……………………………………………………………………
Глава I: Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1 Развитие памяти у дошкольников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………............................................
1.2 Особенности развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью…………………………………………………………
1.3 Подвижная игра как средство развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью……………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………
Глава II: Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2.1. Изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью…………………………………………
2.2. Педагогический проект по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр…………………………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей, элемент тем более важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному внедрению сухих скучных «правил», а облегчаем детям эту мозговую работу - укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. - легкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления. В противоположность однообразным гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением с о взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности [28, с.39].
Особая ценность
подвижных игр заключается в
возможности одновременного воздействия
на моторную и психическую сферы
занимающихся. Быстрая смена игровых
ситуаций предъявляет повышенные требования
к подвижности нервных процессо
Поэтому выбор коррекционно-развивающих подвижных игр для детей с умственной отсталостью требует особого внимания. И здоровые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся ребенку, даже более младшего возраста. Он - иной по своим проявлениям[30, c.55].
По данным Н.П.
Вайзмана, у данной категории детей
усложненная психологическая
Подвижные игры должны
быть не только доступными по сложности,
но и эмоционально разнообразными, должны
учитывать личностные интересы детей,
нести целительную радость каждому ребенку.
В процессе игры важно создавать праздничную
обстановку, включать речитативы и декламацию,
красивые отличительные знаки команд,
образность их наименований, похвалу и
различные способы поощрения. Все это
способствует большему «перевоплощению»
играющих в образ действия (О.А. Двейрина).
Для умственно отсталых детей игровые
упражнения, не имеющие законченного сюжета
и какого-либо развития событий, также
могут нести эмоциональную образную выразительность,
например при имитации движений и звуков
насекомых, животных, прыгать, как «зайчик»
или «лягушка», движения рук, как «крылышки
у бабочки», прогнуться, как «котенок»
и т.п. В игре реальный мир ребенка сливается
с фантазией, дети с легкостью перевоплощаются
в распускающийся цветок, аиста, стоящего
на одной ноге, или слона, хоботом пьющего
воду. И это самое ценное: значит, ребенок
верит, и то, что происходит в игре, становится
миром его чувств и переживаний, где он
общается, познает радости и неудачи, отношения
людей, т.е. приобретает социальный опыт.
Чем разнообразнее информация поступает
в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное
и психическое развитие. Именно поэтому
с подвижной помощью игры у ребенка с умственной
отсталостью корректируют и развивают
восприятие, логическое мышление, внимание,
воображение, память, моторику, речь, повышая
умственную активность, а, следовательно,
познавательную деятельность в целом[32,
c.64].
Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия, тактильных и кинестетических ощущений и т.п.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают слуховую память, внимание.
Таким образом, при подборе подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты:
Чтобы успешно играть, ребенку с умственной отсталостью необходимо запомнить правила подвижной игры. Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребенка в игре. Многие игры заставляют ребенка запомнить свое место (домик), расположение водящего, персонажей. А также ребенку с умственной отсталостью нужно запомнить способ передвижения[33, c.61].
Подвижные игры проводятся на воздухе и в помещении, на прогулках и на занятиях по физическому воспитанию. Как правило, на прогулках организуют только те игры, которые предварительно хорошо разучили на занятии. Все подвижные игры проводятся с обязательным участием и под руководством со стороны взрослого[26, с.57].
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминается в дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки, детство оставляет много ярких воспоминаний на всю жизнь. Ребенок запоминает то, что было интересно. По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Роль деятельности детей в запоминании материала неоценима[22, с. 46].
Игры помогают старшему дошкольнику с умственной отсталостью расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе подвижных игр игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете, развитие мышления, зрительной и слуховой памяти [32, c.71].
Все в подвижной игре очень интересно ребенку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти. Следовательно, подвижная игра является прекрасным стимулом развития памяти детей с умственной отсталостью.
Выводы по первой главе
Проблема воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников является важной в педагогической психологии, является актуальной для нашего времени.
Память - это
умственная деятельность. Проявляется
она в закреплении, сохранении и
последующем воспроизведением человеком
того, что уже было зафиксировано
в его сознании. Благодаря памяти
человек имеет возможность
Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях. Особенности памяти умственно отсталых детей следующие: они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У них наблюдается непрочность сохранения материала и неточность его воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Умственно отсталым детям малодоступны опосредствованные приемы запоминания. Cтаре дошкольники с умственной отсталостью не умеют пользоваться приемами опосредствованного, то есть осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал хуже, чем отдельные слова или числа.
Слабость мышления, мешающая умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные, побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти.
Одним из основных положений дошкольной психологии является признание общности закономерности развития нормального и аномального дошкольника. Это означает, что в жизни умственно отсталого ребенка, так же как и у его нормальных сверстников, должна быть «эпоха игры».
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игры помогают старшему дошкольнику с умственной отсталостью расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете, развитие мышления, памяти и другое.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В том числе и память умственно отсталых детей можно корректировать с помощью правильной подборки коррекционно – развивающих подвижных игр.
Глава II: Проектирование деятельности педагога по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2.1 Изучение
развития памяти у детей
Изучение уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью проводилось в МДОУ д/с компенсирующего вида № 346 в старшей группе. ДОУ осуществляет образовательный процесс по программе дошкольного воспитания "Воспитание и обучение умственно-отсталых детей дошкольного возраста" под редакцией Л.П. Савельевой.
В исследование приняли участие 10 старших дошкольников с умственной отсталостью.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения уровня развития памяти старшего дошкольного возраста позволил нам осуществить выбор методик, которые могут быть использованы на диагностическом этапе для определения уровня развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.
В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти. Описываемые далее три частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.