Подвижная игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать использование подвижной игры в развитии памяти старших дошкольников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2. Охарактеризовать подвижную игру как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
Глава I: Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1 Развитие памяти у дошкольников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………............................................
1.2 Особенности развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью…………………………………………………………
1.3 Подвижная игра как средство развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью……………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………
Глава II: Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2.1. Изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью…………………………………………
2.2. Педагогический проект по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр…………………………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шевченко1.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Комплекс методик  включает в себя:

1. Методика «Узнай фигуры»;

2. Методика «Запомни  рисунки»;

3. Методика «Запомни  цифры»;

Охарактеризуем  данные методики:

1. Методика «Узнай фигуры»   

Цель: исследование вида такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Изображения в Приложении 1.

Описание  методики:

Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.

Диагностика проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 минуты даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Обработка результатов:

Имя

Оценка результата

Уровень развития

Константин  Р.

4 балла

Средний

Марина К.

3 балла

Низкий

Павел С.

5 баллов

Средний

Олеся В.

3 балла

Низкий

Роман Т.

5 баллов

Средний

Виталик К.

4 балла

Средний

Оля П.

5 баллов

Средний

Катя Р.

4 балла

Средний

Максим Н.

4 балла

Средний

Света В

3 балла

Низкий


 

2. Методика «Запомни рисунки»

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти. Изображения в Приложении 2.

Описание  методики:

Ребенку предлагается картинка, на которой представлены девять разных фигур. Ему следует  запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую  потом  покажут. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые он до сих пор не видел. Ребенку нужно постараться узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые он видел на первой из картинок.

Время экспозиции стимульной картинки  составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.

Обработка результатов:

Имя

Оценка результатов

Уровень развития

Константин  Р.

2 балла

очень низкий

Марина К.

3 балла

Низкий

Павел С.

6 баллов

Средний

Олеся В.

4 балла

Средний

Роман Т.

4 балла

Средний

Виталик К.

3 балла

Низкий

Оля П.

5 баллов

Средний

Катя Р.

5 баллов

Средний

Максим Н.

4 балла

Средний

Света В.

3 балла

Низкий


       3. Методика «Запомни цифры» 

Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка. Изображение в Приложении 3.

Описание методики:  

В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Последовательно зачитывают ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за педагогом. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то педагог повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис.б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностики завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. а, б).

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Обработка результатов:

Имя

Оценка результатов

Уровень развития

Константин  Р.

2 балла

очень низкий

Марина К.

3 балла

Низкий

Павел С.

4 балла

Средний

Олеся В.

3 балла

Низкий

Роман Т.

3 балла

Низкий

Виталик К.

3 балла

Низкий

Оля П.

4 балла

Средний

Катя Р.

3 балла

Средний

Максим Н.

4 балла

Средний

Света В.

2 балла

очень низкий


Данные тестовых методик наглядно показывают, что среди детей  группы превалирует количество детей со средним и низким уровнем развития памяти, их процент составляет 80%. В процессе выполнения заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Педагогический  проект по  развитию памяти  у детей старшего дошкольного  возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по второй главе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы развития психики, М., 1983 г. – 73c.
  3. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67
  4. Л. С. Педагогическая психология, М., 1991 г.- 127c.
  5. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 616-625
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, С-П, 2006 г.
  7. .  Блонский П.П. «Память и мышление» М., 1953г.- 97c.
  8. Проблемы психологии памяти  (под ред. А.А. Смирнова). – М., 1966. – 206с.
  9. Психология памяти/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, - М., 2000 – 187c.
  10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1 -  608 с
  11. Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 215-233
  12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, М, 1972 г.
  13. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.
  14. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М-2004 г.
  15. Гаврилушкина. Соколова.  «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение»1985. – 94c.
  16. .  Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучения детей с отклонениями в развитии. - Москва, 2000 – 154c
  17. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.- М.: Просвещение, 1980.- 360с.
  18. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
  19. Специальная психология: учебное пособие/Под. ред. В.И. Лубовского. -  М.: ACADEMIA, 2003. – 460 с.
  20. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для пед. вузов. – М.: Акад., 2002. – 159 с.
  21. Григонис А.В. Особенности развития памяти у тормозных олигофренов// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 75-80
  22. Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. – Л., 1986. – 76 с.
  23. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989. – 85c.
  24. Абранян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с
  25. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Педагогика,2009- 284 с
  26. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми // Дефектология.2007- №3. – С. 65
  27. Руководство играми детей в специальных дошкольных учреждениях / под ред. М.А.Парамоновой . - М.-2006- 109 с.
  28. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под. ред. Л.П. Носковой, Н.Д. Соколовой, О.П. Гаврилушкиной и др. – М.:,2007. – 224 с. – С.
  29. Шаловалов А.Г. Игра как средство эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью -Спб- 2009- 321с. 
  30. Руководство играми детей в специальных дошкольных учреждениях / под ред. М.А.Парамоновой . - М.-2006- 109 с.
  31. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:2007 – 112с.
  32. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» — М.: Педагогика, 2001. -113с
  33. Немов Р.С. Психология / книга 3 Психодиагностика / М. 2002. – 354с.

Информация о работе Подвижная игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью