Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать использование подвижной игры в развитии памяти старших дошкольников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2. Охарактеризовать подвижную игру как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Введение ……………………………………………………………………
Глава I: Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1 Развитие памяти у дошкольников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………............................................
1.2 Особенности развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью…………………………………………………………
1.3 Подвижная игра как средство развития памяти у старших дошкольников с умственной отсталостью……………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………
Глава II: Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2.1. Изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью…………………………………………
2.2. Педагогический проект по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр…………………………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Комплекс методик включает в себя:
1. Методика «Узнай фигуры»;
2. Методика «Запомни рисунки»;
3. Методика «Запомни цифры»;
Охарактеризуем данные методики:
1. Методика «Узнай фигуры»
Цель: исследование вида такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Изображения в Приложении 1.
Описание методики:
Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.
Диагностика проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 минуты даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Обработка результатов:
Имя |
Оценка результата |
Уровень развития |
Константин Р. |
4 балла |
Средний |
Марина К. |
3 балла |
Низкий |
Павел С. |
5 баллов |
Средний |
Олеся В. |
3 балла |
Низкий |
Роман Т. |
5 баллов |
Средний |
Виталик К. |
4 балла |
Средний |
Оля П. |
5 баллов |
Средний |
Катя Р. |
4 балла |
Средний |
Максим Н. |
4 балла |
Средний |
Света В |
3 балла |
Низкий |
2. Методика «Запомни рисунки»
Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти. Изображения в Приложении 2.
Описание методики:
Ребенку предлагается картинка, на которой представлены девять разных фигур. Ему следует запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую потом покажут. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые он до сих пор не видел. Ребенку нужно постараться узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые он видел на первой из картинок.
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.
Обработка результатов:
Имя |
Оценка результатов |
Уровень развития |
Константин Р. |
2 балла |
очень низкий |
Марина К. |
3 балла |
Низкий |
Павел С. |
6 баллов |
Средний |
Олеся В. |
4 балла |
Средний |
Роман Т. |
4 балла |
Средний |
Виталик К. |
3 балла |
Низкий |
Оля П. |
5 баллов |
Средний |
Катя Р. |
5 баллов |
Средний |
Максим Н. |
4 балла |
Средний |
Света В. |
3 балла |
Низкий |
3. Методика «Запомни цифры»
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти ребенка. Изображение в Приложении 3.
Описание методики:
В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Последовательно зачитывают ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за педагогом. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Если ошибка допущена, то педагог повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис.б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностики завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. а, б).
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Обработка результатов:
Имя |
Оценка результатов |
Уровень развития |
Константин Р. |
2 балла |
очень низкий |
Марина К. |
3 балла |
Низкий |
Павел С. |
4 балла |
Средний |
Олеся В. |
3 балла |
Низкий |
Роман Т. |
3 балла |
Низкий |
Виталик К. |
3 балла |
Низкий |
Оля П. |
4 балла |
Средний |
Катя Р. |
3 балла |
Средний |
Максим Н. |
4 балла |
Средний |
Света В. |
2 балла |
очень низкий |
Данные тестовых методик наглядно показывают, что среди детей группы превалирует количество детей со средним и низким уровнем развития памяти, их процент составляет 80%. В процессе выполнения заданий
2.2 Педагогический проект по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы