Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.
Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы
Пограничные формы умственной недостаточности
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Психический инфантилизм,
как одна из форм пограничной
интеллектуальной
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности
детей, имеющих
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность проблемы исследования
заключается в том, постоянное развитие
техники, различных технологий, повышение
объемов и качества информации -
все это накладывает свои отпечаток
на образовательные программы. Вследствие
этого они усложняются. Появляются
трудности в обучении и успеваемости.
Педагоги и психологи придавали
большое значение анализу причин
этой неуспеваемости. Достаточно часто
она объяснялась умственной отсталостью,
что сопровождалось направлением таких
детей во вспомогательные школы,
которые появились в России в
1908 -- 1910 гг. В настоящее время данная
проблема также остро стоит перед
психологами и педагогами. По всем
изучаемым показателям
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов
пограничной умственной
- определение грани между
патологией умственного и
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что задержка умственного и психического развития носит не только биологический, но и социальный характер (так называемая педагогическая запущенность).
Данная проблема имеет высокую научную освещенность. Исследованиями пограничных форм умственной отсталости занимались такие ученые как Лубовский В. И., Выготский Л. С., Дмитриева Е. Е., Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д., Переслени Л. И., Тржесоглава 3., М. С. Певзнер
При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:
Психический инфантилизм.
Врожденная субдебильность, "конституционально-глупые личности", "салонное слабоумие".
Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.
Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.
Интеллектуальная
Проанализировав психический
инфантилизм, как одну из форм пограничной
умственной недостаточности, мы бы хотели
представить классификацию
1. Психический инфантилизм,
как одна из форм пограничной
интеллектуальной
В качестве основной отличительной
патогенной характеристики детей, испытывавших
трудности в усвоении знаний и
представлений на начальном этапе
обучения по общеобразовательным
Данный термин был заимствован у французских психиатров Лорана и Лассега. В конце XIX в. они ввели его для обозначения особой задержки психофизического развития, которая возникает под воздействием различных инфекций и интоксикаций и проявляется в облике страдающих данной патологией. Таким образом, инфантилизм можно определить как "целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту "детскости".
Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированные и четки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают ее при малейшем затруднении.
Такой инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой незрелости при этой форме выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) типом телосложения.
Опираясь на нейропсихологические
исследования, проведенные А. Р.Лурия,
М. С. Певзнер связывала
В 1966 г. М. С. Певзнер была
опубликована классификация ЗПР, исключающая
следующие клинические
психофизический инфантилизм
с недоразвитием у детей
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие.
Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
o болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
o хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
o токсикозами, особенно
во второй половине
o токсоплазмозом;
o интоксикациями организма
матери вследствие
o несовместимостью крови
матери и младенца по резус-
Патология родов:
- травмы вследствие
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
- педагогическая запущенность
в результате ограниченного
Накопление данных, показывающих, что недостатки психического развития у детей, обследованных в начале обучения в связи:
со стойкой неуспеваемостью,
часто сохраняются по психопатологическим
показателям и в старшем
Более поздний вариант классификации ЗПР, предложенный К.С.Лебединской (1980), отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.
На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:
- конституционального;
- соматогенного;
- психогенного;
- церебрально-органического.
Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков -- соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.
ЗПР конституционального происхождения.
Речь идет о так называемом
гармоническом инфантилизме (неосложненном
психическом и психофизическом
инфантилизме, по классификации М.С.Певзнер
и Т.А.Власовой), при котором эмоционально-
Такая гармоничность психофизического
облика, при известной частоте
семейных случаев, непатологичность психических
особенностей позволяют предположить
преимущественно врожденно-
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В.Ковалев, 1979).
ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).
Социальный генез этой
аномалии развития не исключает ее
патологического характера. Как
известно, неблагоприятные средовые
условия, рано возникшие, длительно
действующие и оказывающие
ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979; и др.), чаще всего обусловленной явлениями гипоопеки -- условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.
Вариант аномального развития личности по типу "кумира семьи" обусловлен, наоборот, гиперопекой -- неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется больше времени, чтобы выполнить какие-либо учебные задания. Познавательная (и учебная) деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности