Пограничные формы умственной недостаточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.

Содержание работы

Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Пограничные формы.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

Пограничные формы умственной недостаточности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Психический инфантилизм,  как одна из форм пограничной  интеллектуальной недостаточности  (этиология, патогенез, клиника)

2. Особенности развития  познавательной сферы детей с  ЗПР

3. Особенности деятельности  детей, имеющих слабовыраженные  отклонения в психофизическом  развитии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность проблемы исследования заключается в том, постоянное развитие техники, различных технологий, повышение  объемов и качества информации - все это накладывает свои отпечаток  на образовательные программы. Вследствие этого они усложняются. Появляются трудности в обучении и успеваемости. Педагоги и психологи придавали  большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто  она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких  детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908 -- 1910 гг. В настоящее время данная проблема также остро стоит перед  психологами и педагогами. По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно  отличаются от других дизонтогенетических  расстройств, с одной стороны, и  от "нормального" развития -- с  другой, занимая по уровню психического развития промежуточное положение  между умственно отсталыми и  нормально развивающимися сверстниками. Так, по уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста  Векслера, дети с ЗПР часто оказываются  в зоне так называемой пограничной  умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц.

Цель исследования заключается  в том, чтобы всесторонне изучить  формы пограничной умственной отсталости.

Основными задачами исследования являются:

- выявление причин и  особенностей форм пограничной  умственной отсталости

- охарактеризование видов  пограничной умственной отсталости

- определение грани между  патологией умственного и психического  развития и ее задержкой.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что задержка умственного и психического развития носит не только биологический, но и  социальный характер (так называемая педагогическая запущенность).

Данная проблема имеет  высокую научную освещенность. Исследованиями пограничных форм умственной отсталости занимались такие ученые как Лубовский  В. И., Выготский Л. С., Дмитриева Е. Е., Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д., Переслени  Л. И., Тржесоглава 3., М. С. Певзнер

При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:

Психический инфантилизм.

Врожденная субдебильность, "конституционально-глупые личности", "салонное слабоумие".

Задержки развития, обусловленные  органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.

Психогенно обусловленные  задержки развития, вызванные дефицитом  информации в раннем детском возрасте.

Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов  чувств.

Проанализировав психический  инфантилизм, как одну из форм пограничной  умственной недостаточности, мы бы хотели представить классификацию особенности  развития познавательной сферы детей  с ЗПР, а также описать особенности  деятельности детей, имеющих слабовыраженные  отклонения в психофизическом развитии.

1. Психический инфантилизм,  как одна из форм пограничной  интеллектуальной недостаточности  (этиология, патогенез, клиника)

В качестве основной отличительной  патогенной характеристики детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и  представлений на начальном этапе  обучения по общеобразовательным программам, была рассмотрена незрелость эмоционально-волевой  сферы по типу инфантилизма.

Данный термин был заимствован  у французских психиатров Лорана и Лассега. В конце XIX в. они ввели  его для обозначения особой задержки психофизического развития, которая  возникает под воздействием различных  инфекций и интоксикаций и проявляется  в облике страдающих данной патологией. Таким образом, инфантилизм можно  определить как "целостную структуру  физических и психических признаков  незрелости, несвойственной данному  возрасту "детскости".

Инфантилизм отчетливо проявляется  в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного  детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированные и четки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой  игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают ее при малейшем затруднении.

Такой инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой  незрелости при этой форме выступают  в наиболее чистом виде и часто  сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) типом телосложения.

Опираясь на нейропсихологические исследования, проведенные А. Р.Лурия, М. С. Певзнер связывала закономерности развития эмоционально-волевой сферы  с закономерностями созревания ассоциативных  лобных структур головного мозга, наиболее поздно формирующихся в онтогенезе. В тех случаях, когда темп их дифференциации по разным причинам несколько замедлен, это проявляется в инфантильных чертах, присущих детям дошкольного возраста. М. С. Певзнер считала, что незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в описанных выше особенностях поведения детей на начальном этапе обучения, может носить временный характер и преодолеваться в процессе развития, в условиях, учитывающих индивидуальную специфику личности ребенка. Все сказанное обусловило введение термина "временная задержка психического развития" применительно к детям с психофизическим инфантилизмом. Однако при расширенном изучении школьников, стойко не успевающих в массовой школе, было обнаружено, что наибольшее число среди них составляют дети, у которых психофизический инфантилизм осложнен другими недостатками в развитии.

В 1966 г. М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, исключающая  следующие клинические варианты:

психофизический инфантилизм  с недоразвитием у детей эмоционально-волевой  сферы при сохранном интеллекте (не-осложненный гармонический инфантилизм);

психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной деятельности;

психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

психофизический инфантилизм  с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием  речевой функции.

В последующие годы при  обследовании детей, испытывающих трудности  в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический  диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая  незрелость сочеталась с недостаточным  развитием познавательной сферы  неолигофренической природы.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие.

Неблагоприятное течение  беременности, связанное с:

o болезнями матери во  время беременности (краснуха, паротит,  грипп);

o хроническими соматическими  заболеваниями матери, начавшимися  еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной  железы);

o токсикозами, особенно  во второй половине беременности;

o токсоплазмозом;

o интоксикациями организма  матери вследствие употребления  алкоголя, никотина, наркотиков, химических  и лекарственных препаратов, гормонов;

o несовместимостью крови  матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

- травмы вследствие механического  повреждения плода при использовании  различных средств родовспоможения,  таких, как щипцы, например;

- асфиксия новорожденных  и ее угроза.

Социальные факторы:

- педагогическая запущенность  в результате ограниченного эмоционального  контакта с ребенком как на  ранних этапах развития (до трех  лет), так и в более поздние  возрастные этапы.

Накопление данных, показывающих, что недостатки психического развития у детей, обследованных в начале обучения в связи:

со стойкой неуспеваемостью, часто сохраняются по психопатологическим  показателям и в старшем школьном возрасте, привело к отказу от представлений  о временности отклонений в развитии у детей с церебрастенией, приобретенной  на ранних этапах постнатального развития.

Более поздний вариант  классификации ЗПР, предложенный К.С.Лебединской (1980), отражает не только механизмы нарушения  психического развития, но и их причинную  обусловленность.

На основе этиопатогенетического  принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

- конституционального;

- соматогенного;

- психогенного;

- церебрально-органического.

Каждый из этих типов ЗПР  имеет свою клинико-психологическую  структуру, свои особенности эмоциональной  незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков -- соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные  признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они  играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

Представленные клинические  типы наиболее стойких форм ЗПР в  основном отличаются друг от друга  именно особенностью структуры и  характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями  развития психических функций.

ЗПР конституционального  происхождения.

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном  психическом и психофизическом  инфантилизме, по классификации М.С.Певзнер  и Т.А.Власовой), при котором эмоционально-волевая  сфера находится как бы на более  ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру  эмоционального склада детей более  младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности  и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых  интересов сохраняется. Гармонический  инфантилизм можно считать ядерной  формой психического инфантилизма, в  котором черты эмоционально-волевой  незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

Такая гармоничность психофизического облика, при известной частоте  семейных случаев, непатологичность психических  особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма (А. Ф. Мельникова, 1936; Г.Б.Сухарева, 1965). Эта группа совпадает с описанной  М. С. Певзнер: ЗПР конституционального  происхождения. К этой группе были отнесены дети с неосложненным психофизическим  инфантилизмом. По данным Г.П.Бертынь (1970), гармонический инфантилизм относительно часто встречается у близнецов, что может указывать на патогенетическую роль гипотрофических явлений, связанных  с многоплодием. Как пишет К.С.Лебединская (Актуальные проблемы диагностики ЗПР  детей, 1982), эта форма незрелости эмоционально-волевой сферы может  возникать вследствие обменно-трофических  расстройств в течение инутриутробного  развития. В этих случаях речь идет о конституциональном инфантилизме генетического происхождения.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В.Ковалев, 1979).

ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими  правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная  семья, психические травмы).

Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как  известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно  действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут  привести к стойким сдвигам его  нервно-психической сферы, нарушению  сначала вегетативных функций, а  затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о  патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует  отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой  патологического явления, а вызванных  дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогически запущенных детей (имеется  в виду "чистая" педагогическая запущенность, при которой отставание обусловлено только причинами социального  характера) к категории ЗПР отечественные  дефектологи не относят, хотя признается, что длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может  привести ребенка к снижению потенциальных  возможностей психического развития.

ЗПР психогенного происхождения  наблюдается прежде всего при  аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979; и др.), чаще всего обусловленной явлениями гипоопеки -- условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу "кумира семьи" обусловлен, наоборот, гиперопекой -- неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором  ребенку не прививаются черты  самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип  ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности  характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется  больше времени, чтобы выполнить  какие-либо учебные задания. Познавательная (и учебная) деятельность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к  волевому усилию, характерны черты  эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к  труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности