Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.
Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы
На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение (рис. 6), ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения, а также нарушения ретикулярной формации (блок активации).
Среди неблагоприятных факторов отмечается также отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении.
Кроме того, отмечается и значение генетического фактора. Замечено, что в большом проценте случаев у родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Была выдвинута гипотеза о существовании наследственной предрасположенности к этому заболеванию (Т. Б.Глезерман).
Не исключаются и причины социально-психологического порядка, такие, как стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.
Распространенность данного нарушения в разных странах колеблется от 24 до 40% среди детей, испытывающих трудности в адаптации. По данным Н. Н.Заваденко, частота проявлений данного синдрома в общеобразовательной школе -- 6,6%, при этом среди мальчиков эта цифра составила 11,2%, а среди девочек -- 2%.
Несмотря на описанные
выше общие недостатки внимания, у
детей с ЗПР наблюдается
Ощущения и восприятие
Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий"
Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой психического развития не обнаруживается.
Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов -- результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.
Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта (Л. А. Венгер):
o формирование и
o формирование и
Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.
Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или! перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы (Н.А.Никашина, С.Г.Шевченко), часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Польский психолог X.Спионек прямо отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей.
Страдает также и целостность
восприятия. Имеются данные, указывающие
на то, что дети с задержкой психического
развития испытывают трудности при
необходимости вычленить
Имеются данные, указывающие
на затруднения в построении целостного
образа и выделении фигуры (объекта)
на фоне. Целостный образ из отдельных
элементов формируется
Существенным недостатком
восприятия у этих детей является
значительное замедление процесса переработки
поступающей через органы чувств
информации. В условиях кратковременного
восприятия тех или иных объектов
или явлений многие детали остаются
"несхваченными", как бы невидимыми.
Ребенок с задержкой
Различия между детьми с задержкой психического развития и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.
Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Эти особенности были отчетливо выявлены в исследовании, проведенном П.Б.Шошиным(1984).
У детей нарушены не только
отдельные свойства восприятия, но
и восприятие как деятельность, включающая
и мотивационно-целевой
o ограниченном объеме анализа;
o преобладании анализа над синтезом;
o смешении существенных и несущественных признаков;
o преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;
o редком использовании обобщенных терминов, понятий.
У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.
Степень сформированности пространственных
представлений и их использования
в деятельности характеризует важную
составляющую развития ребенка -- основу
внутреннего плана
Ориентировка в пространстве
складывается постепенно, от чувства
собственного тела (темного мышечного
чувства и соматогнозиса на ранних
этапах онтогенеза, включая право- и
левоориентацию --А.В.Семенович, С.О.Умрихин,
1998; В.Н.Никитин, 1998;) и др.) до выработки
стратегии поведения в
У детей с ЗПР часто
наблюдаются затруднения в
З.М.Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей с ЗПР, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения. В рисунке человека, который рассматривается как наиболее знакомый объект для изображения у старших дошкольников и младших школьников, отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении фигуры на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных частей тела, неправильное соединение частей тела между собой, отсутствие изображения отдельных частей человеческой фигуры, например бровей, ушей, одежды, пальцев рук и т.д. (З.Тржесоглава).
Память
Непроизвольная память. Наиболее онтогенетически ранняя форма запечатления поступающей информации -- непроизвольная память. Она является практически единственной формой памяти на протяжении раннего и дошкольного возраста и не теряет своего значения в более старшем возрасте.
У детей с ЗПР отмечаются
определенные недостатки в развитии
данной формы памяти. В частности,
ввиду сниженной познавательной
активности страдает непроизвольное запечатление
информации (Т. В. Егорова). В одной
из методик младшим школьникам с
ЗПР предлагалось раскладывать картинки
на группы в соответствии с начальной
буквой названия изображенных на них
предметов. Было обнаружено, что дети
с ЗПР не только хуже запоминали
предметы и тратили больше времени
на задание, но, главное, у них не
наблюдалось заинтересованности в
получении как можно более
высоких результатов при
Установлено, что на продуктивность
непроизвольного запоминания
Произвольная память. Начиная со старшего дошкольного возраста данная форма памяти, основанная на опосредовании процессов запечатления целью, логическими приемами, все больше начинает занимать ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения.
Применительно к детям с ЗПР остается в силе та же закономерность: ими лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. По продуктивности произвольного запоминания дети с ЗПР занимают промежуточное положение (как, впрочем, и по всем показателям психического развития) между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми.
При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.
Произвольное запоминание предполагает сознательные усилия по поиску "узелков на память", т.е. специальных способов запоминания предъявляемой информации. Детям с ЗПР свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции.
Мнестическая деятельность детей с ЗПР характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению различных мнемотехник, но и неумением применять потенциально имеющиеся у них приемы, например группировка материала по каким-либо признакам в качестве эффективного приема для запоминания (Н.Г.Лутонян).
После специального обучения
детей эффективному использованию
группировки материала по ситуативным
признакам и по родовой принадлежности
показатели детей с ЗПР улучшились
даже по сравнению с нормально
развивающимися учащимися. Таким образом,
в качестве одного из путей повышения
эффективности коррекционной
Механическая память. Механическая
память зависит от ряда факторов как
биологического, так и психологического
порядка: от выраженности психоорганического
синдрома, от организации и объема
предъявляемого материала, наличия
у ребенка соответствующей
Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:
o заметное по сравнению
с нормой снижение
o несколько большее количество
попыток, необходимых для
o сниженный объем запоминания;
o повышенная тормозимость
следов побочными
o нарушения порядка
o несколько более низкий (на 2 -- 3 года) уровень продуктивности памяти;
o медленный прирост
Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности