Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.
Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы
o сниженная помехоустойчивость
(оценивается по
Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.
При целенаправленной коррекционной
работе, в частности, по формированию
специальных приемов
Мышление
Отличие мышления от других
психологических процессов
Существующие в настоящее
время представления об особенностях
мыслительной деятельности детей со
слабо выраженными отклонениями
в развитии, отстающими в учении,
базируются в значительной мере на
материалах многолетних исследований,
проводившихся Т. В. Егоровой. Она
разносторонне изучила
С помощью разработанных ею оригинальных методик удалось выявить разнообразие специфических проявлений недостатков мыслительной деятельности этих детей, подойти к пониманию причин плохого усвоения школьных знаний в тех случаях, когда способ предъявления учебных заданий не соответствует уровню развития мыслительной деятельности. Это особенно относится к решению задач на наглядные и словесные аналогии, что указывает на необходимость разработки особых приемов обучения, без которых невозможно преодолеть недостатки развития мышления и повысить эффективность усвоения программы обучения.
Разработанные этим автором, с использованием качественных и количественных критериев, методики, процедуры предъявления стимульного материала и способы оценки успешности решения мыслительных задач информативны для определения уровня развития, полезны для психодиагностики слабовыраженных отклонений в развитии (Т.В.Егорова, 1973, 1984).
У большинства дошкольников
с задержкой психического развития
прежде всего отсутствует готовность
к интеллектуальному усилию, необходимому
для успешного решения
Аналогичная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Здесь проявляется трудность усвоения ими специальных терминов. Это относится и к видовым понятиям. В некоторых случаях дети с ЗПР хорошо знают объект, но не могут вспомнить его название.
В общем виде можно сказать, что родовые понятия у детей с ЗПР носят диффузный, плохо дифференцированный характер.
Большинство детей хорошо
владеют элементарными формами
классификации. Распределение по группам
простых геометрических фигур на
основе выделения одного из признаков
(цвета или формы) не представляет
для них особых трудностей, они
справляются с этим заданием почти
так же успешно, как и нормально
развивающиеся дети. Незначительное
число допускаемых ими ошибок
объясняется недостаточным
Уровень развития наглядно-действенного
мышления у этих детей в большинстве
своем такой же, как и в норме;
исключение составляют дети с выраженной
задержкой психического развития. Большинство
детей правильно и хорошо выполняют
все задания, но кому-то из них требуется
стимулирующая помощь, а другим надо
просто повторить задание и дать
установку сосредоточиться. В целом
же развитие этого уровня мышления
идет наравне с нормально
Анализ уровня развития наглядно-образного
мышления, как более высокой его
ступени, показывает неоднородные результаты.
Среди детей дошкольного
Словесно-логическое мышление
-- наивысший уровень
Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Например, при описании имевшего по крайней мере 20 признаков объекта дети назвали в среднем 6,5 признаков. Нормально развивающиеся дети выделили при этом 12 признаков. Однако важно отметить, что положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимая помощь (объяснение принципа решения, выполнение аналогичного задания под руководством учителя). После такой помощи учащиеся выделили при повторном выполнении первого задания 10,5 признаков. Умственно отсталые до и после оказания им помощи могут назвать соответственно 4,5 и 5,7 признаков.
Аналогичная картина наблюдается и при выполнении заданий на обобщение различных объектов, а также на абстрагирование какого-либо заданного признака предметов.
Ход самостоятельного выполнения
предложенных детям с ЗПР заданий
на обобщение существенно
Умственно отсталые дети часто не вникают в сущность инструкции и ориентируются на ее дословное выполнение; они не понимают условности ситуации; на низком уровне осуществляют соотносительный анализ. Наиболее частыми ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественным признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий.
То обстоятельство, что после получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых. Дети с задержкой психического развития располагают гораздо большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.
Таким образом, на основании
изложенного выше можно сделать
следующий вывод. Одна из психологических
особенностей детей с ЗПР состоит
в том, что у них наблюдается
отставание в развитии всех форм мышления.
Это отставание обнаруживается в
наибольшей степени во время решения
задач, предполагающих использование
словесно-логического мышления. Менее
всего у них отстает в развитии
наглядно-действенное мышление. Дети
с задержкой психического развития,
обучающиеся в специальных
Речь
Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.
Импрессивная сторона
речи характеризуется недостаточной
дифференцированностью
Для экспрессивной стороны
речи характерны бедный словарный запас,
нарушенное звукопроизношение, недостаточная
сформированность лексико-грамматического
строя речи, наличие аграмматизмов,
дефекты артикуляторного
К признакам своеобразной
задержки речевого развития можно отнести
процесс возрастного развития словообразования
при ЗПР (Е. С. Слепович). Обычно процесс
бурного словотворчества у
изолированный фонетический
дефект (неправильное произношение лишь
одной группы звуков). Причина, как
правило, в недостаточности
комбинированный дефект: дефекты
произношения сочетаются с нарушениями
фонематического слуха. Имеются
дефекты в овладении двумя-
системное недоразвитие речи
-- нарушения лексико-
Тяжесть речевого недоразвития
во многом зависит от характера основного
нарушения. Так, при неосложненном
инфантилизме уровень речевого развития
имеет характер некоторой задержки
или соответствует уровню развития
при нормальном развитии. При ЗПР
церебрально-органического
3. Особенности деятельности
детей, имеющих
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую "образ результата" и представления о способах реализации этой программы, а затем реализуются с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность этапом сличения полученных результатов с исходным "образом результата".
Стремление к описанию
психологической сущности отклонений,
имеющих место при ЗПР
Для первой группы преимущественно характерна несформированность регуляции деятельности, для второй -- негрубые первичные интеллектуальные нарушения.
В целом деятельность ребенка
с ЗПР как в мотивационно-
В процессе онтогенеза с
рождения до 18 лет успешное развитие
ребенка обеспечивается своевременным
прохождением им этапов врастания во
все более усложняющиеся
В разные возрастные периоды приоритетным направлением развития (ведущей деятельностью) становится именно то направление, которое, помогая разрешить актуальный кризис развития, обеспечивает поступательное психическое и социальное развитие ребенка в будущем.
Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности