Пограничные формы умственной недостаточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.

Содержание работы

Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Пограничные формы.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

Вариант патологического  развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в  семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к  ребенку, другим членам семьи. В такой  обстановке нередко формируется  личность робкая, боязливая, эмоциональная  незрелость которой проявляется  в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные  условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического  происхождения. Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной  аномалии развития. Он встречается  чаще других вышеописанных типов, нередко  обладает большей стойкостью и выраженностью  нарушений как в эмоционально-волевой  сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза этих детей  в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности  нервной системы, чаще -- резидуального  характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови  матери и плода по резус-, АВО- и  др. факторам), недоношенность, асфиксию, травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания  первых лет жизни.

Общим для данной формы  ЗПР является наличие так называемой легкой дисфункции головного мозга. Под легкой дисфункцией мозга (ЛДМ) понимается синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной. В состав синдрома входят различные состояния, заполняющие континуум между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми. Данный термин был принят в 1962 г. для обозначения минимальных (дисфункциональных) нарушений головного мозга в детском возрасте.

Специальные исследования ЛДМ  показали, что факторами риска  являются:

o поздний возраст матери, рост и масса тела женщины  перед беременностью, выходящие  за пределы возрастной нормы,  первые роды;

o патологическое течение  предыдущих беременностей;

o хронические заболевания  матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные  заболевания во время беременности;

o такие психосоциальные  факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские  шумы и т.д.);

o наличие психических,  неврологических и психосоматических  заболеваний в семье;

o низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 г) масса  ребенка при родах;

o патологические роды  с наложением щипцов, кесаревым  сечением и т.п.

Церебрально-органическая недостаточность  прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой  ЗПР -- как на особенности эмоционально-волевой  незрелости, так и на характер нарушений  познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей  отсутствует типичная для здорового  ребенка живость и яркость  эмоций. Больные дети характеризуются  слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость  у них имеет более грубый оттенок  и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения  и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений  в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает  именно в ситуациях необходимости  целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического  инфантилизма:

неустойчивый -- с психомоторной  расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к  волевому усилию и систематической  деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной внушаемости, бедность воображения;

тормозимый -- с преобладанием  пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, которые могут быть отражением врожденной или приобретенной функциональной недостаточности вегетативной нервной  системы по типу невропатии. При  этом могут наблюдаться нарушения  сна, аппетита, диспептические явления, сосудистая лабильность. У детей  с органическим инфантилизмом данного  вида астенические и неврозоподобные  особенности сопровождаются ощущением  физической слабости, робостью, неумением  постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной зависимостью от близких.

В формировании ЗПР церебрально-органического  генеза значительная роль принадлежит  и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических  процессов, их медлительностью и  пониженной переключаемостью, а также  дефицитарностью отдельных корковых функций. Психолого-педагогические исследования констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного  и тактильного восприятия, оптико-пространственного  синтеза, моторной и сенсорной стороны  речи, долговременной и кратковременной  памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в пространственных понятиях "право-лево", явления зеркальности в письме, затруднения  в дифференцировке сходных графем.

В зависимости от преобладания в клинической картине явлений  либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно  условно разделить на два основных варианта: 1) органический инфантилизм; 2) задержка психического развития с  преобладанием функциональных нарушений  познавательной деятельности. Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического  генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой  незрелостью и пегрубыми церебрастеническими  расстройствами. Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной  сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции  особенно слабы в звене контроля. При втором варианте -- доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные  синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств  и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые  нейроди-намические расстройства, дефицитарность корковых функций, в том числе  их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется  в звеньях и контроля, и программирования. Этот вариант ЗПР представляет более  тяжелую форму данной аномалии развития. По сути своей эта форма нередко  выражает состояние, пограничное с умственной отсталостью (разумеется, и здесь возможна вариабельность состояния по степени его тяжести).

Нейрофизиологические исследования Н.Н.Зислина с соавторами показали, что у детей с ЗПР с психическим  инфантилизмом отклонения от нормы  по показателям электрокорковой  активности встречаются существенно  реже, чем при ЗПР церебрально-органического  генеза, и проявляются главным  образом в несформированности корковой ритмики альфа-диапазона, редкой встречаемости  генерализованной медленной активности, указывающей на дисфункцию подкорковых  структур головного мозга. В онтогенезе у них отмечается более выраженная положительная динамика электрокорковых  показателей, указывающая на формирование корково-подкорковых отношений, присущих нормально развивающимся сверстникам.

У детей с ЗПР церебрально-органического  генеза старшего школьного возраста сохраняются выраженные отклонения показателей электрокорковой активности. Следует подчеркнуть, что при  любом варианте ЗПР в период полового созревания возможна декомпенсация, осложняющая  их адаптацию к более высоким  социальным требованиям, предъявляемым  к этому возрасту, и проявляющаяся  как в клинических, так и нейрофизиологических показателях.

2. Особенности развития  познавательной сферы детей с  ЗПР

Внимание

С самого начала углубленного комплексного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего  изучения детей, имеющих ЗПР, которые  по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности  в обучении, нарушения! целенаправленного  внимания занимают первое место (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.В.Демьянов, Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупиров и др.).

Так, Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1973) отмечают, что основным признаком  ЗПР является незрелость эмоционально-волевой  сферы. Одно из проявлений этой незрелости -- неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.И.Переслени, 3. Тржесоглава, Г. И.Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др.) отмечаются следующие особенности  внимания у детей с ЗПР:

неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности  выполнения заданий, требующих постоянного  контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно  работает в течение 5--15 мин, затем  в течение какого-то времени, хотя бы3 -- 7 мин, "отдыхает", накапливает  силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отдыха" ребенок  как бы выпадает из деятельности, занимаясь  посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к  продуктивной деятельности и т.д.;

сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте  деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает  на наличие органических факторов соматического  или церебрально-органического генеза;

снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший  объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

сниженная избирательность  внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение  цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

сниженное распределение  внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

"прилипание внимания". Выражается в трудностях переключения  с одного вида или найденного  способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования  на изменяющуюся ситуацию;

повышенная отвлекаемость.

Сравнительное экспериментальное  исследование влияния посторонних  воздействий (например, шума, речевых  помех) на деятельность детей с ЗПР  в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с  ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого  замедляется, результативность падает.

Анализ характеристик  учащихся с ЗПР, обучающихся в  массовой школе, проведенный Л.Ф.Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории  учащихся в 92 % случаев. Данный процент  практически совпадает с выводами З.Тржесоглавы (табл. 1) относительно частотности  проявления тех или иных признаков  при легкой мозговой дисфункции генеза.

 

Таблица 1 Динамика проявлений наиболее устойчивых признаков ЗПР  церебрально-органического генеза на протяжении детства, %

 

Признаки

Возраст, годы

 
 

4

6-11

15-18

 

Двигательное беспокойство

42

94

20

 

Нарушение координации движений

66

70

24

 

Нарушения внимания

39

76

66

 

Эмоциональная неустойчивость

7

71

39

 

Импульсивность

20

61

52

 

Инфантилизм

--

63

--

 

Агрессивность

--

44

--

 

Невротические признаки

34

71

71

 

Нарушения восприятий

36

48

43

 

Графомоторные нарушения

41

64

46

 

Нарушения логического мышления

--

53

50

 

Медленный темп работы

--

76

--

 

Колебания работоспособности

--

83

--

 
         

психический инфантилизм  интеллектуальный отклонение

Примечание. Знак "--" обозначает отсутствие точных количественных данных.

Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, характеризуется наличием короткого  промежутка собственно внимательного  поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и  задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается  повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной  одежды и т. п.

В настоящее время по отношению  к детям, у которых на первое место  выходят исключительно нарушения  внимания, осложненные повышенной двигательной и речевой активностью, стали  использовать термин "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности