Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить формы пограничной умственной отсталости.
Основными задачами исследования являются:
- выявление причин и особенностей форм пограничной умственной отсталости
- охарактеризование видов пограничной умственной отсталости
- определение грани между патологией умственного и психического развития и ее задержкой.
Введение
1. Психический инфантилизм, как одна из форм пограничной интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, клиника)
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
3. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
Заключение
Список использованной литературы
Вариант патологического
развития личности по невротическому
типу чаще наблюдается у детей, в
семьях которых имеют место грубость,
жестокость, деспотичность, агрессия к
ребенку, другим членам семьи. В такой
обстановке нередко формируется
личность робкая, боязливая, эмоциональная
незрелость которой проявляется
в недостаточной
ЗПР церебрально-органического
происхождения. Этот тип ЗПР занимает
основное место в данной полиморфной
аномалии развития. Он встречается
чаще других вышеописанных типов, нередко
обладает большей стойкостью и выраженностью
нарушений как в эмоционально-
Изучение анамнеза этих детей
в большинстве случаев
Общим для данной формы ЗПР является наличие так называемой легкой дисфункции головного мозга. Под легкой дисфункцией мозга (ЛДМ) понимается синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной. В состав синдрома входят различные состояния, заполняющие континуум между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми. Данный термин был принят в 1962 г. для обозначения минимальных (дисфункциональных) нарушений головного мозга в детском возрасте.
Специальные исследования ЛДМ показали, что факторами риска являются:
o поздний возраст матери,
рост и масса тела женщины
перед беременностью,
o патологическое течение предыдущих беременностей;
o хронические заболевания
матери, особенно диабет, резус-конфликт,
преждевременные роды, инфекционные
заболевания во время
o такие психосоциальные
факторы, как нежелательная
o наличие психических,
неврологических и
o низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 г) масса ребенка при родах;
o патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.
Церебрально-органическая недостаточность
прежде всего накладывает типичный
отпечаток на структуру самой
ЗПР -- как на особенности эмоционально-
Эмоционально-волевая
В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма:
неустойчивый -- с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной внушаемости, бедность воображения;
тормозимый -- с преобладанием
пониженного фона настроения, нерешительностью,
безынициативностью, часто боязливостью,
которые могут быть отражением врожденной
или приобретенной
В формировании ЗПР церебрально-органического
генеза значительная роль принадлежит
и нарушениям познавательной деятельности,
обусловленным недостаточностью памяти,
внимания, инертностью психических
процессов, их медлительностью и
пониженной переключаемостью, а также
дефицитарностью отдельных
В зависимости от преобладания
в клинической картине явлений
либо эмоционально-волевой
Нейрофизиологические
У детей с ЗПР церебрально-
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
Внимание
С самого начала углубленного комплексного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении, нарушения! целенаправленного внимания занимают первое место (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.В.Демьянов, Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупиров и др.).
Так, Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1973) отмечают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости -- неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
В психолого-педагогических исследованиях (Л.И.Переслени, 3. Тржесоглава, Г. И.Жаренкова, В. А. Пермякова, С. А. Домишкевич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5--15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы3 -- 7 мин, "отдыхает", накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отдыха" ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;
сниженная концентрация. Выражается
в трудностях сосредоточения на объекте
деятельности и программе ее выполнения,
быстрой утомляемости. Указывает
на наличие органических факторов соматического
или церебрально-органического
снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
сниженное распределение
внимания. Ребенок не может одновременно
выполнять несколько действий, особенно
если все они нуждаются в
"прилипание внимания".
Выражается в трудностях
повышенная отвлекаемость.
Сравнительное экспериментальное
исследование влияния посторонних
воздействий (например, шума, речевых
помех) на деятельность детей с ЗПР
в сравнении с нормально
Анализ характеристик
учащихся с ЗПР, обучающихся в
массовой школе, проведенный Л.Ф.Чупровым,
показал, что недостатки внимания отмечаются
учителями у данной категории
учащихся в 92 % случаев. Данный процент
практически совпадает с
Таблица 1 Динамика проявлений
наиболее устойчивых признаков ЗПР
церебрально-органического
Признаки |
Возраст, годы |
|||
4 |
6-11 |
15-18 |
||
Двигательное беспокойство |
42 |
94 |
20 |
|
Нарушение координации движений |
66 |
70 |
24 |
|
Нарушения внимания |
39 |
76 |
66 |
|
Эмоциональная неустойчивость |
7 |
71 |
39 |
|
Импульсивность |
20 |
61 |
52 |
|
Инфантилизм |
-- |
63 |
-- |
|
Агрессивность |
-- |
44 |
-- |
|
Невротические признаки |
34 |
71 |
71 |
|
Нарушения восприятий |
36 |
48 |
43 |
|
Графомоторные нарушения |
41 |
64 |
46 |
|
Нарушения логического мышления |
-- |
53 |
50 |
|
Медленный темп работы |
-- |
76 |
-- |
|
Колебания работоспособности |
-- |
83 |
-- |
|
психический инфантилизм интеллектуальный отклонение
Примечание. Знак "--" обозначает отсутствие точных количественных данных.
Дефицит внимания, по З.Тржесоглаве, характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т. п.
В настоящее время по отношению
к детям, у которых на первое место
выходят исключительно
Информация о работе Пограничные формы умственной недостаточности