Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Важнейшей задачей педагогики
и психологии является раскрытие
сущности неуспеваемости при данных
целях и содержании образования,
выявление структуры
Проблема причин неуспеваемости достаточно хорошо разработана в психолого-педагогической литературе (работы Ю.К. Бабанского, В. Оконя, М.А. Данилова, И.В. Дубровиной, А. А. Бударного, А.М. Гельмонта и др.).
Практическая значимость исследования связана с необходимостью выявления социально-психологических причин неуспеваемости, поиска эффективных путей преодоления данной проблемы.
Цель исследования: изучение социально-психологических причин неуспеваемости учащихся старшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические подходы к проблеме школьной неуспеваемости.
2) Выделить психологическую характеристику неуспевающих школьников.
3) Охарактеризовать причины школьной неуспеваемости в подростковом возрасте.
4) Эмпирически изучить социально-психологические причины неуспеваемости учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: эмоционально-личностная, межличностная и интеллектуальная сфера учащихся старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: социально-психологические особенности неуспевающих учащихся старшего подросткового возраста.
Методы исследования:
- шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера (адаптирована Л. Ханиным);
- тест Р.Амтхауэра, Тест структуры инеллекта (TSI);
- 16- факторный опросник Кеттелла.
Гипотеза исследования: неуспевающие учащиеся отличаются более высоким уровнем тревожности, более низким уровнем интеллектуальным развитием, дисгармоничностью, личностной сферы и межличностных отношений.
Эмпирическая база исследования: выборку составили подростки, в возрасте 13-14 лет, ученики 8-ых классов, всего 60 человек. На основе классных журналов были выделены две группа учащихся, которые сравнивались между собой – 36 учащихся с низким уровнем успеваемости (неуспевающие школьники) и 24 учащиеся со средним и высоким уровнем успеваемости.
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов [1, с. 39].
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость [25, с. 30].
Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями [8, с. 24 ].
П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В психолого-педагогическом словаре: неуспеваемость обучающихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам [10, c. 48].
Дубровина И. В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего [23, c. 156].
Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования [14, c. 17].
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М.Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
- общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время;
- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
- неуспеваемость эпизодическая -то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая. Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» [17, c. 83].
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К.Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами [6, с. 79]. Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников.
1.1.1 Психологическая характеристика неуспевающих школьников
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления [19, с. 342]. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С.Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине [46, с. 39].
Одну группу
неуспевающих составляют те учащиеся,
у которых отсутствуют
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности.
Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих [10, с. 48]. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:
- задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
- работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- не подмечает своих неудач и трудностей;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
- индифферентно относится к результатам работы.
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников [37, с. 56].
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников: особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью, направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению [32, с. 142]. На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
- Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
- Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
- Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности, проявляющееся в стремлении оставить школу [29, с. 79].
Первый тип неуспевающих школьников. Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы [20, с. 199].
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей [36, с. 25].
Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно.
В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности [38, с. 76].
Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте