Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Файлы: 1 файл

Дипломчик.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

25% детей подросткового  возраста имеет статус звезды. Данная группа учащихся рассматривается  как эмоциональные лидеры. Звезды  часто выступают примером для  подражания, являются наиболее авторитетными членами группа.

Менее благоприятный социометрический статус составляют принятые – 22%. Эта группа учащихся, которая получила 1-2 выбора. Как правило, это дети, которые имеют эмоциональные связи с несколькими одноклассниками.

Группа изолированных  составила 7%. Этих детей не выбрал никто. Возможно из-за личностных особенностей, слабой посещаемости, конфликтного поведения или по иным причинам.

2.3 Сравнительная характеристика социально-психологических причин успевающих и неуспевающих учащихся

Для доказательства гипотезы о том, что между успевающими и неуспевающими школьниками существуют различия в эмоционально-личностной, интеллектуальной сфере, и сфере межличностных отношений был осуществлен сравнительный анализ выделенных особенностей учащихся.

С этой целью был применен t-критерий Стьюдента. Приложение 1 включает таблицу и , где отображены первичные данные по выборке успевающих и неуспевающих учащихся. Таблица 2.4 демонстрирует результаты выявленных различий в показателях ситуативной и личностной тревожности учащихся двух групп.

   Таблица 2.4 – Достоверность различий в уровне тревожности

Параметры

Среднее

Ст.откл.

Кол-во

Ст.откл.

t

p

СТУ

38,29

7,964

   

-2,85563

0,008946

СТН

45,91

9,784

24

13,08

ЛТУ

42,37

7,856

   

-2,48430

0,020698

ЛТН

47,37

7,580

24

9,85


 

Наглядно различия в  уровне тревожности между учащимися  двух групп представлены на рисунке 2.6. Как видно из данных таблицы 2.4 и на рисунке 2.6, у успевающих учащихся значимо ниже уровень ситуативной (t=2,855, p < 0,05) и личностной тревожности (t=-2,484, p < 0,05). Иными словами с большой долей вероятности можно утверждать, что одной из причин неуспеваемости является высокий уровень тревожности учащихся подросткового возраста.

Рисунок 2.6 - Сравнительный анализ показателей тревожности (среднее)

На рисунке 2.6 видно, что  между двумя группами учащихся существуют различия в уровне тревожности.

В большей степени это относится к ситуативной или реактивной тревожности. Ситуация неуспеха, более низкий уровень подготовленности и знаний, критика неуспевающего ученика приводит к высокому уровню тревожности, которая закрепляясь может стать личностной чертой.

Проиллюстрируем различия в уровне тревожности между успевающими и неуспевающими учениками следующими примерами.

Мальчик Артур Д. (неуспевающий). На уроке суетиться, вертится, стремится поговорить сразу с несколькими учениками, на замечания не реагирует или реагирует агрессивно. Может несколько раз просится выйти из класса. Характеризуется высоким уровнем тревожности. Демонстративность может рассматриваться как защитная реакция для снижения тревожности.

Мальчик Александр М. (успевающий, низкая и средняя тревожность). Всегда внимательно слушает учителя, не отвлекается, сосредоточен на выполнении задания, выполняет задания со звездочкой (дополнительные), уверен в себе.

Девочка Оля Б., отличается низким и средним уровнем тревожности, успеваемость высокая. Девочка всегда готова к уроку, готова поделиться дополнительными знаниями, очень старательна, аккуратна.

Девочка Оля К., высокий  уровень ситуативной и личностной тревожности, неуспевающая, на занятии ведет себя незаметно, старается «отсидеться», частые пропуски занятий. Отвечает неуверенно или  отказывается отвечать, низкий уровень притязаний.

Таблица 2.5 демонстрирует  результаты выявленных различий в показателях социометрического статуса учащихся.

Таблица 2.5 – Достоверность различий в социометрическом статусе

Параметры

Среднее

Ст.откл.

Кол-во

Ст. откл.

t

p

Статус успевающие

5,58

2,430

24

2,542

5,5407

0,000012

Статус неуспевающие

2,70

1,197


 

Как видно из представленных данных, успевающие учащиеся характеризуются более высоким социометрическим статусом. Среднее число выборов, которое получили учащиеся со средним и высоким уровнем успеваемости 5,58. в то время как количество выборов неуспевающего школьника – 2,7.

Этот результат, показывает, что одной из причин школьной неуспеваемости является неблагополучие подростка  в системе межличностных отношений.

Представим результаты сравнительного анализа структуры интеллекта (таблица 2.6).

    Таблица 2.6 - Достоверность различий в  структуре интеллекта

Параметры

Среднее

Ст.откл.

Кол-во

Ст.откл.

t

p

Дополнение У

13,16

2,581

   

4,7453

0,000088

Дополнение Н

10,29

1,334

24

2,968

Исключение слов У

12,25

1,847

   

4,2844

0,000277

Исключение слов Н

9,87

1,825

24

2,715

Аналогии У

9,04

2,010

   

4,0642

0,000480

Аналогии Н

6,58

2,430

24

2,963

Обобщение У

15,04

6,643

   

5,8140

0,000008

Обобщение Н

7,95

4,587

23

5,845

Арифметические задачи У

8,75

1,983

   

2,6000

0,016010

Арифметические задачи Н

7,12

2,401

24

3,061


 

Исследование показало, что успевающие учащиеся отличаются более высокими показателями таких интеллектуальных способностей как

- дополнение (t = 2,968, p < 0,05),

- исключение слов (t = 2,715, p < 0,05),

- установление  аналогий (t = 2,963, p < 0,05),

- умение обобщать (t = 5,814, p < 0,05)

и решать арифметические задачи (t = 2,600, p < 0,05)

По остальным показателям  интеллектуального развития между  успевающими и неуспевающими  учащимися различий выявлено не было.

Рисунок  2.7 – Сравнительный анализ структуры интеллекта учащихся

На рисунке 2.7 наглядно видно, что наибольшие трудности  неуспевающие школьники испытывают при обобщении. У них недостаточно развита способность к абстракции, образованию понятий, умственная образованность, они не умеют грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Иными словами, причиной школьной успеваемости является уровень интеллектуальных способностей, развитость сложных мыслительных операций, в целом уровень когнитивного развития школьника.

Представим результаты сравнительного изучения личностных особенностей успевающих и неуспевающих школьников.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" line-h

Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте