Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.
5) Проведение социометрии.
6) Первичная обработка данных с помощью метода описательной статистики.
7) Сравнительный анализ выявленных показателей учащихся двух групп.
8) Интерпретация результатов исследования.
Первым этапом эмпирического исследования явилось изучение школьных журналов, на основе анализа которых было выделено 2 группы школьников – успевающих и неуспевающих.
Рисунок 2.1 наглядно представляет соотношение неуспевающих и успевающих учеников.
На рисунке наглядно видно, что из 60 обследованных подростков 36 являются неуспевающими.
Это составляет 60% от всех детей. 40% подростков имеет средний и высокий уровень успеваемости.
Рисунок 2.1 – Соотношение успевающих и неуспевающих школьников
Следующим этапом эмпирического исследования явилось психологическое тестирование школьников.
Представим результаты изучения эмоциональной сферы подростков, а именно результаты изучения ситуативной и личностной тревожности.
В таблице 2.1 указано, как распределились уровни тревожности среди учащихся 8-х классов.
Таблица 2.1 - Результаты изучение уровня тревожности
Уровень тревожности |
СТ |
ЛТ | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Низкий |
12 |
20 |
5 |
9 |
Средний |
32 |
53 |
26 |
43 |
Высокий |
16 |
27 |
29 |
48 |
Итого |
60 |
100 |
60 |
100 |
Из данных таблицы видно, что у учащихся 8-х классов преобладает средний уровень ситуативной тревожности, 20% относится к низкому уровню и 27% - к высокому уровню Высокий уровень ситуативной тревожности означает то, что учащийся испытывает напряжение, беспокойство, нервозность и такой уровень тревожности может проявляться на фоне неуспешной учебной деятельности.
У учащихся отмечается высокий уровень тревожности - 48%, средний уровень составляет 43% и низкий – 9%. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Рисунок 2.2 наглядно показывает, как распределились уровни тревожности среди подростков.
Рисунок 2.2 – Уровень ситуативной и личностной тревожности среди школьников
Как видно из представленных данных, 20% учащихся характеризуют низким уровнем ситуативной тревожности. Низкий уровень личностной тревожности отмечен среди 9% учащихся.
Умеренный уровень личностной тревожности характеризует 53% учащихся подросткового возраста. Что касается личностной тревожности, то умеренный уровень здесь составил 43%.
Для учащихся характерен высокий уровень ситуативной тревожности (27%) и высокий уровень личностной тревожности (48%). В целом можно отметить, что для ситуативной тревожности характерно преобладание умеренного уровня, а для личностной тревожности характерны более высокий показатели.
Результаты изучения эмоциональной сферы подростков согласуются с данными об эмоциональной нестабильности в этом возрасте, высокой уязвимости подростков в эмоциональном отношении. Высокий уровень тревожности сопровождается неуверенностью в себе, подозрительностью, наличием защитных тенденций и может отрицательно сказываться на школьной успеваемости.
Представим результаты изучения интеллектуальной сферы подростков.
Средние значения показателей структуры интеллекта представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Средние значения показателей структуры интеллекта
Показатели интеллекта |
Кол-во |
Среднее |
Минимум |
Максиму |
Ст. откл. |
Дополнение |
60 |
11,76 |
8,00 |
18,00 |
2,506 |
Исключение слова |
60 |
11,10 |
7,00 |
17,00 |
2,072 |
Аналогии |
60 |
8,01 |
3,00 |
14,00 |
2,709 |
Обобщение |
60 |
10,80 |
2,00 |
28,00 |
6,262 |
Арифметические задачи |
60 |
7,86 |
4,00 |
12,00 |
2,382 |
Числовые ряды |
60 |
10,16 |
3,00 |
19,00 |
3,464 |
Пространственное воображение |
60 |
10,48 |
6,00 |
15,00 |
2,908 |
Пространственное обобщение |
60 |
7,95 |
4,00 |
19,00 |
3,153 |
Память |
60 |
16,81 |
7,00 |
20,00 |
3,094 |
Табличные данные демонстрируют, что такие операции как дополнение и исключение слов имеют более высокие показатели, а решение арифметических задач и способность к пространственному обобщению – развиты меньше.
Рисунок 2.3 наглядно показывает развитие интеллекта учащихся 8-х классов.
Рисунок 2.3 – Структура интеллектуальных способностей школьников
Рисунок 2.3 показывает, что в структуре интеллекта учащихся 8-х классов доминируют такие способности как память, способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению, хорошая сосредоточенность внимания. Более развиты такие способности как способность рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Подростковый возраст сензитивен для развития словесных способностей – развивается чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.
В меньшей степени для подростков характерны такие интеллектуальные способности - способность к аналогии: умение комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.
Учитывая, что по субтест 4 (обобщение) средний балл по группе составил 10,8 из 32 максимально возможных, недостаточно развита у подростков способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Это также относится к решению арифметических задач, развитию теоретического, индуктивного мышления, вычислительным способностям,
Высокого уровня достигает у учащихся данного возраста пространственное воображение и в меньшей степени пространственное обобщение.
Следующим этапом эмпирического исследования явилось изучение личностных особенностей подростков с помощью модифицированного варианта подросткового личностного опросника.
Средние значения по шкалам опросника распределились следующим образом (таблица 2.3).
Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что для подростков характерна выраженность таких черт как легкомыслие, доминирование, повышенное чувство вины и аффектотимия или повышенная общительность, открытость, беспечность, потребность к присоединению.
Выше среднего балл по шкале вины означает, что для подростков характерен повышенный уровень тревожности, неуверенности в себе, ранимость, чувствительность к реакциям окружающим.
Таблица 2.3 - Усредненный личностный профиль учащихся
Личностны шкалы |
Кол-во |
Среднее |
Мин. |
Макс. |
Ст.откл. |
шизотимия-аффектотимия |
60 |
5,51 |
3,00 |
8,00 |
1,295 |
ложь |
60 |
3,93 |
2,00 |
7,00 |
1,147 |
степень эмоциональной устойчивости |
60 |
5,11 |
2,00 |
8,00 |
1,530 |
флегматичность-возбудимость |
60 |
5,06 |
2,00 |
8,00 |
1,400 |
подчиненность-доминирование |
60 |
6,45 |
2,00 |
9,00 |
1,620 |
осторожность-легкомыслие |
60 |
6,31 |
4,00 |
9,00 |
1,228 |
принятия моральных норм |
60 |
5,05 |
3,00 |
8,00 |
1,370 |
застенчивость-авантюризм |
60 |
5,43 |
3,00 |
8,00 |
1,240 |
реализм-сензитивность |
60 |
5,46 |
3,00 |
8,00 |
1,320 |
неврастения |
60 |
5,01 |
3,00 |
8,00 |
1,157 |
самоуверенность-склонность к чувству вины |
60 |
5,50 |
3,00 |
9,00 |
1,589 |
степень групповой зависимости |
60 |
5,16 |
3,00 |
8,00 |
1,223 |
степень самоконтроля |
60 |
5,35 |
3,00 |
9,00 |
1,592 |
степень внутреннего напряжения |
60 |
4,71 |
3,00 |
7,00 |
1,009 |
Рисунок 2.4 показывает усредненный личностный профиль учащего подросткового возраста.
Рисунок 2.4 - Усредненный личностный профиль учащего подросткового возраста
Как еще раз наглядно показано на рисунке 2.4, учащиеся подросткового возраста отличаются проявлением беззаботности, стремлением к доминированию, обостренным чувством вины, повышенной общительностью, открытостью, беспечностью, потребностью к присоединению.
Заключительным этапом эмпирического исследования явилось изучение межличностных отношений.
Метод социометрии был направлен на выявление социометрического статуса подростка своем классе.
Социометрический статус члена группы в системе межличностных отношений определялся исходя из следующих критериев:
1) Звезды – 5 и более выборов.
2) Предпочитаемые – 3-4 выбора.
3) Принятые – 1-2 выбора.
4) Изолированные – 0 выборов.
Ниже приводится количество выборов, полученных каждым учащимся. Критерий выбора «Кого из членов группы вы бы выбрали для совместного выполнения группового задания?»
Цель: измерение сплоченности – разобщенности в группе.
Контингент: учащиеся 8 «Д»
1) Коэффициент благополучия взаимоотношений: КБВ = 13 / 30*100 % = 43 % (низкий уровень);
2) Коэффициент взаимности: КВ = 30 / 49*100 % = 61 % (средний уровень);
3) Коэффициент удовлетворенности: КУ = 27 / 30 * 100 % = 90 % (сверхвысокий уровень);
4) Коэффициент изолированности: КИ = 3 / 30 * 100 % = 10 % (низкий уровень)
Психологический диагноз:
КБВ = 43 % (низкий уровень)
КВ = 61 % (средний уровень)
КУ = 90 % (сверхвысокий уровень)
КИ = 10 % (низкий уровень)
Интерпретация:
1) Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБВ)
В группе небольшое количество учащихся оказались в благоприятных (I и II) статусных категориях, отсюда следует - КБВ определяется как низкий уровень.
2) Коэффициент взаимности (KB) = 61 % (средний уровень).
Что свидетельствует об умеренной сплочённости, привязанности, приверженности, дружбе учащихся в группе.
3) Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) = 90 % (сверхвысокий уровень).
Основываясь на данном показателе можно сделать вывод, что учащиеся удовлетворены своими взаимоотношениями.
4) Коэффициент изолированности (КИ) = 10 %.
Группу можно назвать более или менее благополучной.
Рисунок 2.5 демонстрирует, как распределись социометрические статусы учащихся.
Рисунок 2. 5 - Соотношение социометрических статусов учащихся
Изучение межличностных отношений в 8-х классов показало, что большинство учащихся характеризуется благополучием в группе одноклассников. 46% школьников имеют статус предпочитаемых. Данная группа детей отличается дружелюбием и открытостью, их популярность основана на таких качествах как отсутствие агрессивности и конфликтности.
Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте