Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Файлы: 1 файл

Дипломчик.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

5) Проведение социометрии.

6) Первичная обработка данных с помощью метода описательной статистики.

7) Сравнительный анализ выявленных показателей учащихся двух групп.

8) Интерпретация результатов исследования.

2.2 Социально-психологическая характеристика подростков

Первым этапом эмпирического  исследования явилось изучение школьных журналов, на основе анализа которых было выделено 2 группы школьников – успевающих и неуспевающих.

Рисунок 2.1 наглядно представляет соотношение неуспевающих и успевающих учеников.

На рисунке наглядно видно, что из 60 обследованных подростков 36 являются неуспевающими.

Это составляет 60% от всех детей. 40% подростков имеет средний и высокий уровень успеваемости.

Рисунок 2.1 – Соотношение успевающих и неуспевающих школьников

Следующим этапом эмпирического  исследования явилось психологическое тестирование школьников.

Представим результаты изучения эмоциональной сферы подростков, а именно результаты изучения ситуативной и личностной тревожности.

В таблице 2.1 указано, как распределились уровни тревожности среди учащихся 8-х классов.

    Таблица 2.1 - Результаты изучение уровня тревожности

Уровень тревожности

СТ

ЛТ

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкий

12

20

5

9

Средний

32

53

26

43

Высокий

16

27

29

48

Итого

60

100

60

100


Из данных таблицы  видно, что у учащихся 8-х классов  преобладает средний уровень ситуативной тревожности, 20% относится к низкому уровню и 27% - к высокому уровню Высокий уровень ситуативной тревожности означает то, что учащийся испытывает напряжение, беспокойство, нервозность и такой уровень тревожности может проявляться на фоне неуспешной учебной деятельности.

У учащихся отмечается высокий уровень тревожности - 48%, средний уровень составляет 43%  и низкий – 9%. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Рисунок 2.2 наглядно показывает, как распределились уровни тревожности  среди подростков.

Рисунок 2.2 – Уровень ситуативной и личностной тревожности среди школьников

Как видно из представленных данных, 20% учащихся характеризуют низким уровнем ситуативной тревожности. Низкий уровень личностной тревожности отмечен среди 9% учащихся.

Умеренный уровень личностной тревожности характеризует 53% учащихся подросткового возраста. Что касается личностной тревожности, то умеренный уровень здесь составил 43%.

Для учащихся характерен высокий уровень ситуативной тревожности (27%) и высокий уровень личностной тревожности (48%). В целом можно отметить, что для ситуативной тревожности характерно преобладание умеренного уровня, а для личностной тревожности характерны более высокий показатели.

Результаты изучения эмоциональной сферы подростков согласуются с данными об эмоциональной нестабильности в этом возрасте, высокой уязвимости подростков в эмоциональном отношении. Высокий уровень тревожности сопровождается неуверенностью в себе, подозрительностью, наличием защитных тенденций и может отрицательно сказываться на школьной успеваемости.

Представим результаты изучения интеллектуальной сферы подростков.

Средние значения показателей  структуры интеллекта представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Средние значения показателей структуры интеллекта

Показатели  интеллекта

Кол-во

Среднее

Минимум

Максиму

Ст. откл.

Дополнение

60

11,76

8,00

18,00

2,506

Исключение слова

60

11,10

7,00

17,00

2,072

Аналогии

60

8,01

3,00

14,00

2,709

Обобщение

60

10,80

2,00

28,00

6,262

Арифметические  задачи

60

7,86

4,00

12,00

2,382

Числовые ряды

60

10,16

3,00

19,00

3,464

Пространственное  воображение

60

10,48

6,00

15,00

2,908

Пространственное обобщение

60

7,95

4,00

19,00

3,153

Память

60

16,81

7,00

20,00

3,094


Табличные данные демонстрируют, что такие операции как дополнение и исключение слов имеют более высокие показатели, а решение арифметических задач и способность к пространственному обобщению – развиты меньше.

Рисунок 2.3 наглядно показывает развитие интеллекта учащихся 8-х классов.

Рисунок 2.3 – Структура интеллектуальных способностей школьников

Рисунок 2.3 показывает, что  в структуре интеллекта учащихся 8-х классов доминируют такие способности как память, способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению, хорошая сосредоточенность внимания. Более развиты такие способности как способность рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Подростковый возраст сензитивен для развития словесных способностей – развивается чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, проявляется повышенная реактивность, которая у взрослых относится к вербальному плану.

В меньшей степени  для подростков характерны такие  интеллектуальные способности - способность к аналогии: умение  комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями.

Учитывая, что  по субтест 4 (обобщение) средний балл по группе составил 10,8 из 32 максимально возможных, недостаточно развита у подростков способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.

Это также относится  к решению арифметических задач, развитию теоретического, индуктивного мышления, вычислительным способностям,

Высокого уровня достигает у учащихся данного возраста пространственное воображение и в меньшей степени пространственное обобщение.

Следующим этапом эмпирического  исследования явилось изучение личностных особенностей подростков с помощью модифицированного варианта подросткового личностного опросника.

Средние значения по шкалам опросника распределились следующим образом (таблица 2.3).

Исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что для подростков характерна выраженность таких черт как легкомыслие, доминирование, повышенное чувство вины и аффектотимия или повышенная общительность, открытость, беспечность, потребность к присоединению.

Выше среднего балл по шкале вины означает, что для подростков характерен повышенный уровень тревожности, неуверенности в себе, ранимость, чувствительность к реакциям окружающим.

Таблица 2.3 - Усредненный личностный профиль учащихся

Личностны шкалы

Кол-во

Среднее

Мин.

Макс.

Ст.откл.

шизотимия-аффектотимия

60

5,51

3,00

8,00

1,295

ложь

60

3,93

2,00

7,00

1,147

степень эмоциональной  устойчивости

60

5,11

2,00

8,00

1,530

флегматичность-возбудимость

60

5,06

2,00

8,00

1,400

подчиненность-доминирование

60

6,45

2,00

9,00

1,620

осторожность-легкомыслие

60

6,31

4,00

9,00

1,228

принятия моральных норм

60

5,05

3,00

8,00

1,370

застенчивость-авантюризм

60

5,43

3,00

8,00

1,240

реализм-сензитивность

60

5,46

3,00

8,00

1,320

неврастения

60

5,01

3,00

8,00

1,157

самоуверенность-склонность к чувству вины

60

5,50

3,00

9,00

1,589

степень групповой зависимости

60

5,16

3,00

8,00

1,223

степень самоконтроля

60

5,35

3,00

9,00

1,592

степень внутреннего  напряжения

60

4,71

3,00

7,00

1,009


Рисунок 2.4 показывает усредненный личностный профиль учащего подросткового возраста.

Рисунок 2.4 - Усредненный личностный профиль учащего подросткового возраста

Как еще раз наглядно показано на рисунке 2.4, учащиеся подросткового возраста отличаются проявлением беззаботности, стремлением к доминированию, обостренным чувством вины, повышенной общительностью, открытостью, беспечностью, потребностью к присоединению.

Заключительным этапом эмпирического исследования явилось  изучение межличностных отношений.

Метод социометрии был направлен на выявление социометрического статуса подростка своем классе.

Социометрический статус члена группы в системе межличностных отношений определялся исходя из следующих критериев:

1) Звезды – 5 и более выборов.

2) Предпочитаемые – 3-4 выбора.

3) Принятые – 1-2 выбора.

4) Изолированные – 0 выборов.

Ниже приводится количество выборов, полученных каждым учащимся. Критерий выбора «Кого из членов группы вы бы выбрали для совместного выполнения группового задания?»

Цель: измерение сплоченности – разобщенности в группе.

Контингент: учащиеся 8 «Д»

1) Коэффициент благополучия взаимоотношений: КБВ = 13 / 30*100 % = 43 % (низкий уровень);

2) Коэффициент взаимности: КВ = 30 / 49*100 % = 61 % (средний уровень);

3) Коэффициент удовлетворенности: КУ = 27 / 30 * 100 % = 90 % (сверхвысокий уровень);

4) Коэффициент изолированности: КИ = 3 / 30 * 100 % = 10 % (низкий уровень)

Психологический диагноз:

КБВ = 43 % (низкий уровень)

КВ = 61 % (средний уровень)

КУ = 90 % (сверхвысокий уровень)

КИ = 10 % (низкий уровень)

Интерпретация:

1) Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБВ)

В группе небольшое количество учащихся оказались в благоприятных (I и II) статусных категориях, отсюда следует - КБВ определяется как низкий уровень.

2) Коэффициент взаимности (KB) = 61 % (средний уровень).

Что свидетельствует об умеренной сплочённости, привязанности, приверженности, дружбе учащихся в группе.

3) Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) = 90 % (сверхвысокий уровень).

Основываясь на данном показателе можно сделать вывод, что учащиеся удовлетворены своими взаимоотношениями.

4) Коэффициент изолированности (КИ) = 10 %.

Группу можно назвать более или менее благополучной.

Рисунок 2.5 демонстрирует, как распределись социометрические статусы учащихся.

Рисунок 2. 5 - Соотношение социометрических статусов учащихся

Изучение межличностных отношений в 8-х классов показало, что большинство учащихся характеризуется благополучием в группе  одноклассников. 46% школьников имеют статус предпочитаемых. Данная группа детей отличается дружелюбием и открытостью, их популярность основана на таких качествах как отсутствие агрессивности и конфликтности.

Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости в подростковом возрасте